ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9402/17 от 20.12.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

судья Чебанная О.М. дело № 33-9402/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 20 декабря 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

в составе: председательствующего судьи Меньшова С.В.

судей краевого суда: Безгиновой Л.А., Кононовой Л.И.

при секретаре Вяхиревой И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 декабря 2017 года

дело по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» по доверенности Гоцак О.В.

на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 сентября 2017 года

по гражданскому делу по иску Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РДЖ» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности движения на пешеходном переходе на участке Минеральные Воды- Кисловодск 1 км, ПК8,

заслушав доклад судьи Безгиновой Л.А.,

У С Т А Н О В И Л А:

Минераловодский межрайонный транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги», в котором просил обязать ОАО «РЖД» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пешеходный переход 1 км ПК8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) системой автоматической сигнализации о приближении поезда.

В обоснование иска истец указал, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой 11.10.2016 по коллективному обращению жителей г.Минеральные Воды с привлечением государственного инспектора отдела государственного железнодорожного надзора МТУ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по СКФО, представителя СК ТОУ федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по железнодорожному транспорту проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации пешеходных переходов через железнодорожные пути в границах Минераловодского городского округа.

В ходе проверки выявлены грубые нарушения исполнения требований действующего законодательства Российской Федерации при эксплуатации пешеходного перехода через железнодорожные пути, расположенного на 1 км ПК 8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000).

Пешеходный переход 1 км ПК 8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) является пешеходным переходом 3 категории в соответствии с приказом Минераловодской дистанции пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» от 01.07.2016 №575.

Приказом начальника Минераловодской дистанции пути от 28.10.2013 №821 «О принятии на баланс Минераловодской дистанции пути пешеходных переходов, расположенных в одном уровне с железнодорожными путями» пешеходный переход 1 км ПК8 участка железной дороги Минеральные Воды – Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) принят на балансе Минераловодской дистанции пути.

Согласно приказу начальника Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры от 15.11.2013 № СКДИ-165 на вышеуказанном участке железной дороги для пассажирских и грузовых поездов установлена допустимая скорость движения 50 км/ч.

В соответствии с п.21 Распоряжения № 2655р от 23.12.2009 ОАО «РЖД «Об утверждении Требований к пешеходным переходам через железнодорожные пути» при установленной скорости движения поездов от 41 до 90 км/ч должны быть обеспечены нормы видимости подвижного состава не менее 400 метров. На участке 1 км ПК-5-9 железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск расстояние видимости приближающегося поезда со стороны ст.Минеральные Воды составляет мене 100 метров.

Согласно п.22 Распоряжения, если на пешеходном переходе 3-ей категории невозможно обеспечить указанные нормы видимости, то обязательным является оснащение такого перехода системой автоматической сигнализации о приближении поезда.

В нарушение требований п.5 главы 2 Правил, п.п.21, 22 Распоряжения на Пешеходном переходе 1 км ПК8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) не установлена система автоматической сигнализации о приближении поезда.

Наличие указанных нарушений закона создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, осуществляющих движение по указанному пешеходному переходу через железнодорожные пути.

Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 сентября 2017 года требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РДЖ» удовлетворены.

Суд обязал ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности движения: оборудовать пешеходный переход 1 км ПК8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) системой автоматической сигнализации о приближении поезда.

В удовлетворении требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в части предоставления ответчику срока исполнения данного судебного решения- 3 месяца после вступления решения в законную силу отказано.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» по доверенности Гоцак О.В. просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований истцу отказать, указал, что обжалуемое судебное решение процессуальному закону и разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 не отвечает.

Возложив на ОАО «РЖД» обязанность оборудовать железнодорожный пешеходный переход автоматической сигнализацией о приближении поезда, суд не сослался на норму права, законодательно устанавливающую такую обязанность.

При разрешении спора суд неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а именно, не применил нормы материального права, подлежащие применению, в виде Свода правил №333 от 02.12.2014 года и применил норму права, не подлежащую применению, в виде п.5 раздела 2 Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.02.2007 года №18. При этом из материалов дела следует, что законодательные требования к техническому и информационному оснащению железнодорожных пешеходных переходов сформированы лишь в конце 2014 года.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что судом установлен факт нарушения ОАО «РЖД» требований по обеспечению безопасности граждан, находящихся на железнодорожном пешеходном переходе. В нарушение ч.4 ст.198 ГПК РФ суд не указал в решении, какие конкретно документы, представленные истцом, расценены судом как доказательства, обосновывающие исковые требования. Ни один из вышеперечисленных документов не подтверждает фактов, имеющих юридическое значение для разрешения спора, и не получен в порядке, предусмотренном законом.

Проверка соблюдения ОАО «РЖД» требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта проведена без наличия к тому законных оснований и без уведомления ОАО «РЖД», что противоречит федеральному законодательству и его толкованию, отраженному в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 года № 2-П «По делу о проверке конституционности положений п.1 ст.6, п.2 ст.21 и п.1 ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации». Не уведомление ОАО «РЖД» о проверке не позволило ОАО «РЖД» обеспечить участие при проверке уполномоченного представителя. Главный инженер Минераловодской дистанции пути Кульбаченко В.Ю. представителем ОАО «РЖД» не является. Представителю ОАО «РЖД» Егоровой Э.К. предложение принять участие в обследовании пешеходного перехода не поступало.

Доказательств того, что состояние пешеходного перехода не отвечает требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, способствует возникновению транспортных происшествий, создает недопустимый риск возникновения транспортных происшествий, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, создает реальную и неизбежную угрозу причинения вреда неограниченному кругу лиц, единственным и эффективным способом предотвращения которой является оборудование пешеходного перехода системой автоматической сигнализации о приближении поезда, материалы дела не содержат.

Срок исполнения судебного решения установлен судом без учета предшествующих организационно-правовых работ, без учета отсутствия источника финансирования работ, которые должны быть выполнены в порядке исполнения решения суда, т.е. в отрыве от реальности.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ОАО «РЖД» Егоровой Э.К., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Гаппоева Р.Д. об отказе в удовлетворении жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.15 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и техническим нормам.

Согласно ч.2 ст.20 указанного Закона, обязанность по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта возложена на владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством России о железнодорожном транспорте компетенции.

В силу п.1ст.21 указанного Закона железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути не общего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности.

Правила нахождения граждан и размещение объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утверждены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2007 года № 18.

Согласно п.5 Правил нахождения граждан и размещение объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, с целью предупреждения случаев травмирования граждан при их нахождении в зонах повышенной опасности и недопущения гражданами действий, указанных в пунктах 10 и 12 настоящих Правил, владельцами инфраструктур предусматривается проведение работ по обеспечению:

-содержания пассажирских платформ, пешеходных переходов, тоннелей, мостов и других объектов инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в исправном техническом и безопасном для движения и (или) нахождения граждан состоянии;

-установки соответствующих световых и звуковых сигналов, знаков, указателей, необходимой информации (посредством технических средств и (или) иных носителей информации);

-своевременного информирования пользователей услугами железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожного транспорта необщего пользования о вводимых ограничениях и (или) об изменениях настоящих Правил (посредством технических средств и (или) иных носителей информации);

-обозначения и ограждения мест проведения реконструкции, строительных и ремонтных работ (с целью исключения нахождения граждан в таких местах).

Правилами также установлено, что проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для того местах. При проезде и переходе через железнодорожные пути гражданам необходимо пользоваться специально оборудованными для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта) (пункты 6, 7).

Судом установлено и следует из материалов дела, что проведенной Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой 11.10.2016 проверкой исполнения требований законодательства Российской Федерации при эксплуатации пешеходных переходов через железнодорожные пути в границах Минераловодского городского округа были выявлены нарушения требований при эксплуатации пешеходного перехода через железнодорожные пути, расположенного на 1 км ПК 8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000).

Пешеходный переход 1 км ПК 8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) является пешеходным переходом 3 категории в соответствии с приказом Минераловодской дистанции пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» от 01.07.2016 №575.

Собственником участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск и пешеходного перехода 1 км ПК 8 (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) является ОАО «РЖД».

Приказом начальника Минераловодской дистанции пути от 28.10.2013 №821 «О принятии на баланс Минераловодской дистанции пути пешеходных переходов, расположенных в одном уровне с железнодорожными путями» пешеходный переход 1 км ПК8 участка железной дороги Минеральные Воды – Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) принят на балансе Минераловодской дистанции пути.

В соответствии с приказом Минераловодской дистанции пути Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «ОЖД» от 01.07.2016 №575 пешеходный переход 1 км ПК 8 участка железной дороги Минеральные Воды – Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) является пешеходным переходом 3 категории.

Согласно приказу начальника Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры от 15.11.2013 № СКДИ-165 на вышеуказанном участке железной дороги для пассажирских и грузовых поездов установлена допустимая скорость движения 50 км/ч.

В соответствии с п.21 Распоряжения № 2655р от 23.12.2009 ОАО «РЖД «Об утверждении Требований к пешеходным переходам через железнодорожные пути» при установленной скорости движения поездов от 41 до 90 км/ч должны быть обеспечены нормы видимости подвижного состава не менее 400 метров.

Согласно п.22 Распоряжения, если на пешеходном переходе 3-ей категории невозможно обеспечить указанные нормы видимости, то обязательным является оснащение такого перехода системой автоматической сигнализации о приближении поезда.

Из акта проверки от 11.10.2016года следует, что на пешеходном переходе 1км ПК8 на участке железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск расстояние видимости приближающегося поезда со стороны ст.Минеральные Воды составляет менее 100 метров.

Данное обстоятельство подтверждается также справкой №2 от 21.09.2017 года Главного государственного инспектора отдела железнодорожного надзора, из которой следует, что при контрольных замерах 21.09.2017 года, по четному пути в сторону ст. Минеральные Воды от пешеходного перехода находящегося на 1 км ПК8 участка Минеральные Воды-Бештау видимость приближающегося поезда составляет 85 метров.

В нарушение требований п.5 Правил нахождения граждан и размещение объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, п. 22 Распоряжения ОАО «РЖД «Об утверждении Требований к пешеходным переходам через железнодорожные пути» на пешеходном переходе 1 км ПК8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) не установлена система автоматической сигнализации о приближении поезда, что создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, осуществляющих движение

Следовательно, оснащение такого перехода системой автоматической сигнализации о приближении поезда является обязательным.

На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что требования, обязать ОАО «РЖД» устранить нарушения законодательства о безопасности движения, оборудовать пешеходный переход 1 км ПК8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) системой автоматической сигнализации о приближении поезда подлежат удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы, что отсутствуют доказательств того, что состояние пешеходного перехода не отвечает требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, способствует возникновению транспортных происшествий, создает недопустимый риск возникновения транспортных происшествий, влекущих за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан, создает реальную и неизбежную угрозу причинения вреда неограниченному кругу лиц, что единственным и эффективным способом предотвращения которой является оборудование пешеходного перехода системой автоматической сигнализации о приближении поезда, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку эти доводы опровергаются материалами дела.

В соответствии с пунктом 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Абзацем 2 части 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 №23 « О судебном решении» установлено, что выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требования истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.

Истцом было заявлено требование обязать ОАО «РЖД» в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать пешеходный переход 1 км ПК8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) системой автоматической сигнализации о приближении поезда.

Разрешая заявленные требования, суд отказал в удовлетворении требования в части срока исполнения возложенной обязанности-3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Каких- либо иных сроков, в течение которых ответчик должен был исполнить обязанность, оборудовать пешеходный переход 1 км ПК8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск системой автоматической сигнализации о приближении поезда истцом в ходе судебного разбирательства не заявлялось.

При таких обстоятельствах, и принимая во внимание, что в соответствии с принципами гражданского судопроизводства лишь сторона в споре определяет способ и объем защиты своих прав, решение суда в части указания срока исполнения, 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем решение суда обязать ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности движения: оборудовать пешеходный переход 1 км ПК8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) системой автоматической сигнализации о приближении поезда подлежит изменению.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, поскольку эти доводы не опровергают выводов суда о нарушении ответчиком требований по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, оснащению пешеходного перехода через железнодорожные пути системой автоматической сигнализации о приближении поезда.

Указанные доводы были предметом обсуждения в суде первой инстанции, всем им была дана судом соответствующая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 25 сентября 2017 года в части, обязать ОАО «РЖД» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о безопасности движения: оборудовать пешеходный переход 1 км ПК8 участка железной дороги Минеральные Воды- Кисловодск (инвентарный номер 120000012488, сетевой номер 59121200000124880000) системой автоматической сигнализации о приближении поезда изменить.

Исключить указание « в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу».

Решение суда в остальной части оставить без изменения.

Апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:



9