ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9411/2013 от 20.11.2013 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья Аникина Л.А.               Дело №33-9411/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 ноября 2013 года             г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Новоселовой Е.Г.,

судей Сафроновой М.В., Костогладовой О.Г.,

при секретаре Кирющенко У.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 11 сентября 2013 года по делу

по иску ФИО1 к Управлению Алтайского края по жилищно–коммунальному хозяйству о восстановлении пропущенного срока, возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец ФИО1 обратился в суд с иском о признании причин пропуска срока на подачу заявления о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей на обеспечение жилым помещением, уважительными и восстановить срок подачи заявления; обязать включить его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилым помещением.

В обоснование иска указал, что его мать умерла в 1997 году, отец позднее лишен родительских прав в отношении него и его сестры ФИО4 На дату смерти матери ему исполнилось 7 лет, он и его сестра проживали в <адрес>, где ? доля дома принадлежит отцу и опекуну ФИО2, общая площадь дома составляет 42,3 кв.м., жилая 28,2 кв.м. В доме зарегистрированы и проживают 4 человека: отец, опекун, он и его сестра, в связи с чем, полагает, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий как лицо, не обеспеченное социальной нормой жилья.

В декабре 2012 его опекун ФИО2 узнала о наличии социальных гарантий для него и его сестры, в связи с чем, обратилась в орган опеки администрации города Новоалтайска для получения разъяснений и оказания соответствующей помощи, где ей было сообщено, что в отношении них с сестрой имеется постановление администрации города о закреплении жилой площади, а потому они не имеют права на указанную социальную гарантию.

В январе 2013 года ему из газеты «Наш Новоалтайск» стало известно о наличии права состоять на специальном учете по обеспечению жилыми помещениями, он повторно обратился в администрацию города Новоалтайска, которой принято постановление об отмене постановления администрации города Новоалтайска о закреплении жилого помещения за ним и его сестрой, сбор документов и принятия постановления заняло три месяца.

В марте 2013 года он обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет для внеочередного получения жилья. ДД.ММ.ГГ ему в этом отказано в связи с достижением 23-летнего возраста.

Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 11 сентября 2013 года истцу в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

Принимая данное решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установленный действующим законодательством срок реализации истцом права на получение жилья ограничен достижением возраста 23 лет, данный срок является пресекательным и не может быть восстановлен. Доказательств надлежащего обращения истца в период до достижения им 23 лет с заявлением о включении в списки детей-сирот на обеспечение жильем истцом не представлено.

В апелляционной жалобе истец ФИО1 просил решение суда первой инстанции отменить и принять решение об удовлетворении его исковых требований.

В качестве оснований отмены судебного акта истец указал на то, что он относится к категории лиц, которые в силу действующего законодательства имеют право на меры социальной поддержки в виде обеспечения благоустроенным жильем.

Причиной пропуска срока на подачу заявления о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями стали неквалифицированные и безответственные действия работников органов опеки и попечительства города Новоалтайска, которые в период учреждения над ним опеки не провели ни одного обследования жилищно-бытовых условий и видя по документам его необеспеченность жильем, ни разу не разъяснили ему право на меры государственной социальной поддержки.

Суд не проверил его доводы о вине органа опеки и попечительства в пропуске срока подачи заявления, не истребовал от органа опеки и попечительства акты обследования жилищно-бытовых условий, программу оказания помощи лицу, включенному в государственную поддержку лиц, оставшихся без попечения.

Выслушав истца, его представителя, поддержавших доводы апелляционной жалобы, изучив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенным в решении обстоятельствам дела. (п.3 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что истец ФИО1 родился ДД.ММ.ГГ, его родителями являются: ФИО2, ФИО3.

Решением Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении детей ФИО1 ДД.ММ.ГГ г.р., ФИО4 ДД.ММ.ГГг.р.

ДД.ММ.ГГ умерла ФИО3 - мать ФИО1.

Постановлением администрации города Новоалтайска *** от ДД.ММ.ГГ ФИО2 назначена опекуном несовершеннолетних ФИО4, ФИО1

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГ ФИО2(отец истца), ФИО2 (опекун) приобрели у ФИО5 ? долю жилого бревенчатого дома, полезной площадью 42,3 кв.м. из них жилой 28,2 кв.м., находящийся в <адрес>.

Справкой *** от ДД.ММ.ГГ ЦТИ г.Новоалтайска подтверждается, что дом по адресу <адрес> принадлежит по праву долевой собственности ? доля ФИО6 и ? доля ФИО2 и ФИО2

Согласно выписке из домовой книги жилого <адрес> следует, что на данной жилой площади зарегистрированы: ФИО2, ФИО1, ФИО4, ФИО7

Постановлением администрации города Новоалтайска *** от ДД.ММ.ГГ жилое помещение по адресу <адрес> закреплено за несовершеннолетними ФИО1 и ФИО4

Постановлением администрации города Новоалтайска *** от ДД.ММ.ГГ отменено постановлением администрации города Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ *** «О закреплении жилого помещения за несовершеннолетними Юдиными А. и М.».

Постановлением администрации города Новоалтайска *** от ДД.ММ.ГГ внесены изменения в постановление администрации города Новоалтайска от ДД.ММ.ГГ *** заменено словами «постановлением от ДД.ММ.ГГ ***».

Согласно справке ФГУП «Ростехинветаризация – Федеральное БТИ» *** от ДД.ММ.ГГ по данным технического учета Новоалтайского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по Алтайскому краю ФИО1 не имеет домовладения в г. Новоалтайске. Другой недвижимости за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ зарегистрировано не было.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю сведения о правах ФИО1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

ДД.ММ.ГГ ФИО1 обратился в Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству с заявлением о включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Письмом Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству от ДД.ММ.ГГ ФИО1 отказано во включении в указанный список, поскольку на момент подачи заявления его возраст превышал 23 года.

Проанализировав Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Алтайского края «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Алтайском крае», Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета, утвержденный Постановлением Администрации Алтайского края от 15.12.2011 №738, действовавший до 01.01.2013 суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на социальную поддержку в виде обеспечения жилым помещением только до достижения возраста 23 лет, тогда как истец обратился за реализацией данного права через два с половиной месяца после достижения 23-летнего возраста.

Кроме того, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для восстановление срока на обращение истца с заявлением о включении в список данной категории лиц.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, который сделан без учета фактических обстоятельств, установленных судом.

В соответствии с принятием Федерального закона от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу 01.01.2013, статья 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» была изложена в новой редакции.

Согласно данной нормы закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Действовавшим до 01.01.2013 законодательством возникновение права на обеспечение жильем у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связывалось с отсутствием закрепленного за ними жилого помещения. С 01.01.2013 такое условие исключено из закона и в настоящее время в перечне документов для включения в список детей-сирот указано заключение органа опеки и попечительства о невозможности проживания детей в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.

Поскольку истцу 23 года исполнилось 06.01.2013 (праздничные дни), то соответственно наличие у него права на меры социальной поддержки возникали на основании действовавшего до 01.01.2013 законодательства.

Ранее действовавшим Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств краевого бюджета, утвержденным Постановлением администрации Алтайского края от 15.12.2011 №738 было предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем строительства жилых помещений и приобретения их на рынке жилья. Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, не имеющим закрепленного жилого помещения, включенным в сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма, сформированный в соответствии с законом Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС.

В силу ст.4 закона Алтайского края от 12.12.2006 №136-ЗС «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» на органы местного самоуправления поселения и городских округов возложена обязанность осуществления учета нуждающихся граждан в получении жилья.

Законом Алтайского края от 25.12.2007 №149-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в сфере организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» на органы местного самоуправления возложены государственные полномочия по закреплению и сохранению за детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения – права на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством, принятие мер по защите жилищных прав в случаях, предусмотренных законодательством, заключение договоров о доверительном управлении имуществом лица, над которым учреждена опека. (п.п.«ж» п.1 ст.1 Закона)

Таким образом, с учетом системного анализа норм действовавшего законодательства до 01.01.2013 при отсутствии в законе заявительного характера постановки таких лиц на учет, орган опеки и попечительства в лице органа местного самоуправления города Новоалтайска должен был принять меры по постановке истца на учет. Вопреки этому, орган опеки и попечительства не только не сделал этого, но и не предпринимал меры к отмене закрепления за истцом жилого помещения до марта 2013 года, что для истца было препятствием для постановки на учет нуждающихся в получении жилья путем самостоятельного обращения в компетентные органы.

С учетом данных обстоятельств, а также незначительного срока прошедшего после достижения истцом возраста 23 лет, судебная коллегия находит причины пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями уважительными, в связи с чем ФИО2 подлежит включению в этот список с момента обращения или с ДД.ММ.ГГ.

Требования истца о признании уважительными причин пропуска обращения с заявлением о включении в список данной категории лиц и восстановлении данного срока судебная коллегия расценивает как основание иска о возложении на ответчика обязанности по включении ФИО1 в список, то указание на удовлетворение этих требований в резолютивной части определения судебной коллегии не требуется.

Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 11 сентября 2013 года отменить и принять новое решение, которым требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству включить ФИО1 в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями с ДД.ММ.ГГ.

Председательствующий:

Судьи: