ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9413/2014 от 05.09.2014 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

  Судья Коновалова С.А. дело № 33-9413/2014

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 05 сентября 2014 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

 председательствующего судьи Грымзиной Е.В.

 судей Алябьева Д.Н., Бурковской Е.А.

 при секретаре Ворониной В.И.

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации <.......> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области об обязании исполнить требования природоохранного законодательства,

 по апелляционной жалобе администрации <.......> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области на решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 03 июля 2014 года, которым удовлетворены исковые требования Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации <.......> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области об обязании исполнить требования природоохранного законодательства.

 На администрацию <.......> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

 - разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛРО);

 - установить лимиты на размещение отходов, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;

 - подтвердить свидетельствами отнесение образующихся отходов: (код по ФККО: № <...> - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак) - отходы 1-го класса опасности; код по ФККО: <.......> - масла моторные) - отходы 3-го класса опасности; (код по ФККО: <.......> - мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный); (код по ФККО: <.......> - отходы, содержащие черные металлы (фильтры, загрязненные нефтепродуктами); код по ФККО: <.......> - отходы бумаги и картона (фильтры воздушные отработанные); код по ФККО: <.......> - лом и отходы цветных металлов) - отходы 4-го класса опасности, образующихся при деятельности ответчика, к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды и составить паспорта отходов (код ФККО:<.......> - ртутные лампы, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак) - отходы 1- го класса опасности; код по ФККО: <.......> - масла моторные) - отходы 3-го класса опасности; (код по ФККО: <.......> - мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный); (код по ФККО: <.......> - отходы, содержащие черные металлы (фильтры, загрязненные нефтепродуктами); код по ФККО: <.......> - отходы бумаги и картона (фильтры воздушные отработанные); код по ФККО: <.......> - лом и отходы цветных металлов) - отходы 4-го класса опасности, согласовать их с руководителем территориального органа МПР России;

 - организовать в установленном порядке учет образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц в поселении;

 - назначить лиц, допущенных к обращению с отходами 1, 3, 4 классов опасности, и провести их профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 классов опасности.

 Заслушав доклад судьи Алябьева Д.Н., судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

 Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области в защиту неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к администрации <.......> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области об обязании исполнить требования природоохранного законодательства.

 В обоснование заявленных требований указало, что ходе проведения проверки в отношении администрации <.......> сельского поселения Октябрьского муниципального района <адрес> были выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, касающиеся обращения с отходами.

 Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № <...> в отношении ответчика была проведена плановая выездная проверка, в результате которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № № <...>, а также было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, согласно которому, ответчику надлежало в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, выявленные в ходе проверки.

 ДД.ММ.ГГГГ ответчик постановлениями № <...> и № <...> был привлечен к административной ответственности по статьям 8.1 и 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).

 Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № <...> в отношении ответчика была проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № <...> и выдано новое предписание № <...> о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения, выявленные в ходе проверки.

 Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № <...> в отношении ответчика была проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № <...> и выдано предписание об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки.

 Также ДД.ММ.ГГГГ в отношении ответчика был составлен протокол об административном правонарушении № <...> по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.

 Постановлением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № <...> ответчик был признан виновным по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде <.......> рублей штрафа.

 Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ № <...> в отношении ответчика была проведена внеплановая документарная проверка, в результате которой был составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ № <...>, согласно которому предписания, ранее выданные ответчику, исполнены не были.

 Таким образом, ранее выданные предписания ответчиком не исполнены до настоящего времени, нарушения выявленные в ходе проверок не устранены

 Просило обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

 - разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов (ПНООЛРО);

 - установить лимиты на размещение отходов, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;

 - подтвердить свидетельствами отнесение образующихся отходов: (код по ФККО: <.......> - ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак) - отходы 1-го класса опасности; код по ФККО: <.......> - масла моторные) - отходы 3-го класса опасности; (код по ФККО: <.......> - мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный); (код по ФККО: <.......> - отходы, содержащие черные металлы (фильтры, загрязненные нефтепродуктами); код по ФККО: <.......> - отходы бумаги и картона (фильтры воздушные отработанные); код по ФККО: <.......> - лом и отходы цветных металлов) - отходы 4-го класса опасности, образующихся при деятельности ответчика, к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды и составить паспорта отходов (код ФККО:<.......> - ртутные лампы, ртутьсодержащие трубки отработанные и брак) - отходы 1 - го класса опасности; код по ФККО: <.......> - масла моторные) - отходы 3-го класса опасности; (код по ФККО: <.......> - мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный); (код по ФККО: <.......> - отходы, содержащие черные металлы (фильтры, загрязненные нефтепродуктами); код по ФККО: <.......> - отходы бумаги и картона (фильтры воздушные отработанные); код по ФККО: <.......> - лом и отходы цветных металлов) - отходы 4-го класса опасности, согласовать их с руководителем территориального органа МПР России;

 - организовать в установленном порядке учет образующихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц в поселении;

 - назначить лиц, допущенных к обращению с отходами 1, 3, 4 классов опасности, и провести их профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1-4 классов опасности.

 Суд постановил указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе администрация <.......> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области оспаривает постановленное судом решение, просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

 В обоснование доводов жалобы указывается на нарушение норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

 Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 Проверив законность и обоснованность решения, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия находит доводы апелляционной жалобы о том, что законом не предусмотрено право истца обращаться в суд в защиту неопределенного круга лиц, обоснованными, а решение подлежащим отмене с прекращением производства по делу по следующим основаниям.

 В силу части 1 статьи 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 Согласно пункту 1.1. «Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Волгоградской области», утвержденного Постановлением Правительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № 646-п (далее по тексту – Положение), Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, недропользования, охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе использования и охраны водных объектов, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения, государственной экологической экспертизы на территории Волгоградской области, а также уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории Волгоградской области, государственное управление защитным лесоразведением на территории Волгоградской области и государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, охраны и воспроизводства среды их обитания на территории Волгоградской области.

 В соответствии с пунктом 2.3. Положения Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области в сфере обращения с отходами:

 участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Волгоградской области;

 участвует в пределах своей компетенции в проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами, утилизации запрещенных, пришедших в негодность (или с истекшими сроками хранения) пестицидов и агрохимикатов;

 осуществляет ведение регионального кадастра отходов;

 согласует в пределах своей компетенции порядок осуществления производственного контроля при обращении с отходами;

 участвует в организации обеспечения населения информацией в области обращения с отходами;

 осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.

 При этом, ни указанным Положением, ни Законами Волгоградской области от 15 марта 2012 года №21-ОД «О Правительстве Волгоградской области», от 15 марта 2012 года № 22-ОД «О системе органов исполнительной власти Волгоградской области», ни иными нормативными правовыми актами право Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц не предусмотрено.

 То обстоятельство, что Министерство природных ресурсов и экологии Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере обращения с отходами производства и потребления, осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, не свидетельствует о наличии у него права на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

 В соответствии с абзацем 1 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.

 В силу пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ одним из таких оснований является предъявление заявления в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.

 Поскольку исковое заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов других лиц Министерством природных ресурсов и экологии Волгоградской области, которому ни федеральными, ни региональными законами не предоставлено такое право, то судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.

 Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Октябрьского районного суда Волгоградской области от 03 июля 2014 года отменить, производство по делу по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и экологии Волгоградской области в защиту неопределенного круга лиц к администрации <.......> сельского поселения Октябрьского муниципального района Волгоградской области об обязании исполнить требования природоохранного законодательства - прекратить.

 Председательствующий: подпись

 Судьи: подписи

 Копия верна:

 Судья Волгоградского областного суда Д.Н. Алябьев