ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9439/19 от 14.05.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 33-9439/2019

14 мая 2019 года г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Голубевой И.В.,

судей: Абдрахмановой Э.Я.,

ФИО1,

при секретаре Ганиевой С.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам АО «УЖХ Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан», Региональной общественной организации «Общественный контроль ЖКХ. Совет дома» Республики Башкортостан в интересах КЕМ, ВАМ, МАР, ЛНА, БЕВ, КОМ, ККН, ПТА, САС, ПРС, АЗР, АМТ, АЗЛ, ВНТ, ЛВА, ЗИГ, ГЗА, ПСВ, СТА, САВ, РВА на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

Исковые требования Региональной общественной организации «Общественный контроль ЖКХ Совет дома» Республики Башкортостан в интересах КЕМ, ВАГ, МАР, ЛНА, БЕВ, КОМ, ККН, ПТА, САС, ПРС, АЗР, АМТ, АЗЛ, ВНТ, ЛВА, ЗИГ, ГЗА, ПСВ, СТА, САВ, РВА к Акционерному обществу «УЖХ Октябрьского района г. Уфы» о защите прав потребителей, – УДОВЛЕТВОРИТЬ ЧАСТИЧНО.

Взыскать с Акционерного Общества Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа в пользу:

КЕМ (кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 1052,19 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 743,72, моральный вред 500 руб., штраф 574 руб.

ВАГ (кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 946,23 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 668,83 руб., моральный вред 500 руб., штраф 528,76 руб.

МАР (кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 812,38 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 574,22 руб., моральный вред 500 руб., штраф 471,65 руб.

ЛНА (кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 804,95 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 568,96 руб., моральный вред 500 руб., штраф 468,48 руб.

БЕВ (кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 641,36 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 453,33 руб., моральный вред 500 руб., штраф 398,67 руб.

КОМ, ККН (кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 1087,52 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 768,69 руб., моральный вред 500 руб., штраф 589,05 руб.

ПТА, САС, ПРС (кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 977,83 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 691,02 руб., моральный вред 500 руб., штраф 542,21 руб.

АЗР, АМТ (кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 987,13 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 697,74 руб., моральный вред 500 руб., штраф 546,22 руб.

АЗЛ (кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 998,28 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 705,62 руб., моральный вред 500 руб., штраф 550,97 руб.

ВНТ(кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 650,65 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 459,9 руб., моральный вред 500 руб., штраф 402,64 руб.

ЛВА(кВ....) перерасчет за отопление за дата 816,1 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 576,85 руб., моральный вред 500 руб., штраф 473,24 руб.

ЗИГ (кВ. ... перерасчет за отопление за дата 847,7 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 599,18 руб., моральный вред 500 руб., штраф 486,72 руб.

ГЗА (кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 648,79 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 458,59 руб., моральный вред 500 руб., штраф 401,84 руб.

ПСВ(кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 698,98 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 494,06 руб., моральный вред 500 руб., штраф 423,26 руб.

СТА, САВ, РВА(кВ. ...) перерасчет за отопление за дата 1041,04 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 735,83 руб., моральный вред 500 руб., штраф 569,22 руб.

путем перерасчета, указав в платежном документе перерасчет вышеуказанных сумм по каждой квартире.

Обязать Акционерное Общество Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа:

- указывать в платежном документе жилищно-коммунальных услуг в разделе «расшифровка перерасчетов» при перерасчете по строке «отопление» указать причину корректировки и за какой период.

В разделе «Групповые (домовые)ПУ) в строке «объем по дому» по услуге «отопление» указывать объем Гкал на нужды отопления дома, предъявленные оплате ресурсоснабжающей организацией в месяцы отопительного сезона.

Взыскать с Акционерного Общества Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа пользу Региональной общественной организации «Общественный контроль ЖКХ Совет дома» Республики Башкортостан штраф в размере 7426,93 руб.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с Акционерного Общества Управление жилищного хозяйства Октябрьского района городского округа город Уфа в доход местного бюджета госпошлину в размере 1091 рублей.

Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Региональная общественная организация «Общественный контроль ЖКХ Совет дома» Республики Башкортостан в интересах КЕМ, ВАГ, МАР, ЛНА, БЕВ, КОМ, ККН, ПТА, САС, ПРС, АЗР, АМТ, АЗЛ, ВНТ, ЛВА, ЗИГ, ГЗА, ПСВ, СТА, САВ, РВА обратилась в суд с иском с уточнениями к АО «УЖХ Октябрьского района г.Уфы» о защите прав потребителей.

В обоснование иска истцы указали, что являются собственниками своих жилых помещений по указанным в исковом заявлении адресам и потребителями коммунального ресурса «отопление» оплачивают ее равномерно все 12 месяцев года по тарифу, который рассчитывает управляющая организация, хотя подача этого ресурса осуществляется в течение 7-7,5 месяцев отопительного сезона. Управляющая организация АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфы» согласно Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», обязана при начислении в доме теплосчетчика ежегодно в первом квартале делать многоквартирным домам района, в том числе и дому истцов, корректировку платы за отопление за прошедший год. Однако, ответчиком корректировка платы за отопление в соответствии с фактическим потреблением МКД тепловой энергии (единица измерения - Гкал) замеренным общедомовым прибором учета тепла – теплосчетчиком не производится или занижается. Все указанное позволило ответчику не производить корректировку платы или производить незаконный, заниженный расчет корректировки платы по отоплению.

На основании изложенного, истцы просили суд взыскать с ответчика долг – излишне оплаченные истцами суммы по отоплению за дата годы в результате незаконно произведенных ответчиком корректировок платы за дата годы с учетом неустойки, морального вреда, штрафа, посредством возврата в пользу КЕМ (адрес) перерасчет за отопление в размере 14897,36 руб., ВАГ (адрес) в размере 13774, 76 руб., МАР (адрес) в размере 12356,71 руб., ЛНА (адрес) в размере 12277, 94 руб., БЕВ (адрес) в размере 10544,79 руб., КОМ, ККН (адрес) в размере 19021,59 руб., ПТВ, САС, ПРС (адрес) в размере 21609,59 руб., АЗР, АМТ (адрес) в размере 17958,08 руб., АЗЛ (адрес) в размере 14326,21 руб., ВНТ (адрес) в размере 10643,25 руб., ЛВА (адрес) в размере 12396,11 руб., ЗИГ (адрес) в размере 12730,91 руб., ГЗА (адрес) в размере 10623,56 руб., ПСВ (адрес) в размере 22279,19 руб., СТА, САВ, РВА (адрес) в размере 22279,19 руб.

Взыскать с ответчика на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» компенсацию морального вреда в размере 3000 руб. в пользу каждого истца, штраф в пользу истцов и заявителя на основании Закона.

Обязать ответчика АО «УЖХ Октябрьского района г. Уфы» указывать в платежном документе жилищно-коммунальных услуг: в разделе «Расшифоровка» перерасчетов при перерасчете платы по строке «Корректировка платы за такой – то год», в таблице «Групповые (домовые) ПУ…» в строке «Объем по дому» по услуге «отопление» указывать количество Гкал на нужды отопления дома, предъявляемые к оплате ресурсоснабжающей организацией в месяцы отопительного сезона.

Судом постановлено указанное выше решение.

Не соглашаясь с решением суда, АО «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района ГО г.Уфа РБ» в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Указывают, что проверка Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, проходившая в 2016 году после которой было вынесено предписание № ... от дата, выявила нарушение по перерасчету по услуге отопление только за дата (корректировка была произведена), за дата нарушений по перерасчету по услуге отопление выявлено не было, предписаний не поступало.

Региональной общественной организации «Общественный контроль ЖКХ. Совет дома» Республики Башкортостан в интересах КЕМ, ВАМ, МАР, ЛНА, БЕВ, КОМ, ККН, ПТА, САС, ПРС, АЗР, АМТ, АЗЛ, ВНТ, ЛВА, ЗИГ, ГЗА, ПСВ, СТА, САВ, РВА также подана апелляционная жалоба, в которой они просят решение суда отменить в части перерасчета и принять новое решение.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав представителя Региональной общественной организации «Общественный контроль ЖКХ. Совет дома» Республики Башкортостан – ДВП, ЗИГ, ПТА, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

По правилам п. 1 ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу пунктов 1, 3 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, (действовавшие на момент возникновения спорных правоотношений), которые сохраняли возможность применения до 01 июля 2016 года порядка определения размера платы за отопление в многоквартирных домах, оборудованных приборами учета, на основании расчетного метода, предполагающего ежегодную (один раз в год) корректировку размера этой платы.

В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, предусматривающие порядок начисления платы за коммунальные услуги (далее - Правила).

Согласно пп. «в» п. 2, п. 6 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, до 30 июля 2016 года продолжали действовать пункты 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.

Согласно п. 42(1) Правил утвержден порядок оплаты отопления. Положения проведения корректировки регламентированы п. 3(2) Приложения 2 к Правилам.

При этом, согласно п. 3(2), исполнителем корректируется размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный в первом квартале года, следующего за расчетным годом.

Согласно пп. «б» п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется для отопления - в соответствии с пп. 2 п. 2 Приложения № 2 к настоящим Правилам, т.е. в размере среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, при этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с пп. 3 п. 2 Приложения № 2 к настоящим Правилам.

Как следует из формулы, приведенной в пп. 3 п. 2 Приложения № 2 к указанным Правилам, размер платы за тепловую энергию на отопление определяется исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме. Такой расчет позволяет определить разницу между размером платы, исчисленной по среднемесячному объему потребления тепловой энергии, и размером платы, исчисленной по показаниям приборов учета и нормативам потребления, и осуществить соответствующую корректировку в сторону увеличения или уменьшения.

Таким образом, юридически значимым обстоятельством для определения порядка расчета платы за отопление, предоставленное потребителю в жилом помещении, является наличие либо отсутствие коллективного (общедомового), и индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии.

В случае истечения срока госоповерки общедомового прибора учета тепловой энергии порядок расчета размера платы за отопление основывается на п. 59, п. 59(1) и п. 60(1) Правил № 354, исходя из среднемесячных объемов потребления тепловой энергии по показаниям теплосчетчика и норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В соответствии с ч. 1, ч.ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами. При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ, а также в соответствии с принципами, установленными Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ устанавливаются перечни мероприятий по энергосбережению и повышения энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно.

Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.

Указанные принципы установлены постановлением Правительства РФ от 23 августа 2010 года № 646 «О принципах формирования органами исполнительной власти субъектов РФ перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме», где в частности, один из принципов - это принцип минимизации неудобства граждан, в соответствии с которым обязательные мероприятия должны устанавливаться с учетом непричинения гражданам неудобств, связанные с выполнением мероприятий (п. 2).

На основании вышеизложенных нормативно-правовых актов Правительство Республики Башкортостан приняло постановление «О мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно» от 21 октября 2013 года № 466, в п.12, и 13 которого говорится, что контроль за состоянием и заменой неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.), а также восстановление работоспособности (ремонт, замена), ремонт оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся в общему имуществу в многоквартирном доме, обязана проводить управляющая организация.

Согласно п. 2 ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с подпунктом «и» и «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, одной из составляющих содержание общего имущества в многоквартирном доме является обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) При этом положениями Правил № 491 коллективные (общедомовые) приборы учета используемых энергетических ресурсов включены в состав общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пп. «г» п.15 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124, в договоре ресурсоснабжения предусматривается обязательство сторон по обеспечению работоспособности и соблюдению в течение всего срока действия договора ресурсоснабжения требований к эксплуатации приборов учета, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из положений действующего законодательства, на управляющую организацию возложена обязанность по заключению договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета, а также по установке и вводу в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии. Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) входит в обязанность управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпунктов «и» и «к» пункта 11 Правил №491.

Частью 9 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что деятельность по установке, заменен, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны осуществить организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями статьи 13 Закона об энергоснабжении оснащению приборами используемых энергетических ресурсов. Порядок учета коммунальных услуг с использованием приборов учета, основания и порядок проведения проверок состояния приборов учета и правильности снятия их показаний определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354. При этом разъяснение Правил в соответствии с п. 3 указанного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации дало свои разъяснения в Письме от дата..., где говорится, что из положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года №491, следует, что коллективные (общедомовые) приборы учета потребляемых ресурсов входят в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

Таким образом, исполнитель коммунальных услуг в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом, содержащим положение об обслуживании общего имущества, собственников помещений в многоквартирном доме, и в силу п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ должен обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в другом оборудовании, входящих состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг граждан, проживающих в многоквартирном доме.

В силу того, что эксплуатация общедомового прибора учета тепловой энергии является элементом содержания общего имущества, обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по эксплуатации теплосчетчика закреплена на уровне Федерального закона от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в силу системного анализа норм жилищного законодательства реализуется через выбранный способ управления МКД, мероприятия по эксплуатации общедомового прибора учета и своевременному устранению выявленных несоответствий следует отнести к текущим обязательным работам и услугам.

С дата на основании п.3 постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» от 29 июня 2016 года №603 Правительство Российской Федерации постановило, что до вступления в силу принятого в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 06 мая 2011 года №354 (далее – Правила №354), с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу настоящего постановления.

В Республике Башкортостан постановлением Правительства Республики Башкортостан №... от дата, постановлением Правительства Республики Башкортостан №... от дата принято решение о способе оплаты за коммунальную услугу отопление равномерно в течение календарного года по городу Уфа.

Согласно ч.1 ст. 544 ГКРФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с п. 59 Правил № 354 плата за коммунальную услугу «отопление», предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с п. 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с п. 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:

а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.

Аналогия закона позволяет применить такой подход в случае истечения срока эксплуатации общедомового прибора учета коммунального ресурса.

Согласно п. 59(1) Правил № 354 плата за коммунальную услугу отопления определяется исходя среднемесячного за отопительный период объема потребления, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев отопительного периода - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Согласно п. 60(1) Правил № 354 по истечении указанного в п. 59(1) настоящих Правил предельного количества расчетных периодов, за которые плата за коммунальную услугу по отоплению определяются по данным, предусмотренным указанным пунктом, в случае если собственники помещений в многоквартирном доме не обеспечили в установленном порядке восстановление работоспособности вышедшего из строя или замену утраченного ранее и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, а также замену такого прибора учета по истечении срока его эксплуатации, плата за коммунальные услуги за расчетный период рассчитывается за коммунальную услугу по отоплению - в порядке, указанном в пункте 42(1) настоящих Правил.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что на основании правоустанавливающих документов истцы являются собственниками следующих помещений: КЕМ (адрес), ВАГ (адрес), МАР (адрес), ЛНА (адрес), БЕВ (адрес), КОМ, ККН (адрес), ПТАСАС, ПРС (адрес), АЗР, АМТ (адрес), АЗЛ (адрес), ВНТ (адрес), ЛВА (адрес), ЗИГ (адрес), ГЗА (адрес), ПСВ (адрес), СТА, САВ, РВА (адрес) по адресу: адрес (л.д. 24 – 52 том 1).

Управляющей компанией вышеуказанного дома является АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа РБ», что подтверждается информацией, размещенной на сайте государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (https://dom.gosuslugi.ru) и не оспаривается сторонами.

Поставка тепловой энергии (отопление) в указанные жилые дома, в спорные периоды, осуществлялась ресурсоснабжающей организацией ООО «БашРТС» согласно договору теплоснабжения №.../РТС от дата (л.д. 1 – 38 том 3).

В спорном многоквартирном жилом доме согласно действующему законодательству установлен коллективный (общедомовые) прибор учета тепловой энергии, что сторонами также не оспаривается.

Из предписания № ... от дата следует, что согласно распоряжения №... от дата, акта проверки № ... от дата, Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору проведена внеплановая документарная инспекционная проверка в отношении АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа», в ходе которой установлено, что в жилом адрес, адрес установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, постановлен на коммерческий учет с дата. В ходе проведения проверки и выявления нарушения, указано о необходимости произвести корректировку (возврат) платы по коммунальной услуге «отопление» за дата год по лицевым счетам жилых помещений указанного дома на сумму 374689,20 руб. (л.д. 73 – 75, 76 том 3).

АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа» во исполнение предписания Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от дата произвели перерасчет по услуге «отопление» за дата на сумму 374689,20 руб., что также не оспаривалось сторонами.

В дата корректировка платы по услуге отопление не производилась на основании Правил № 307 в связи тем, что тепловой счетчик дата был признан не пригодным, что подтверждается извещением ПАО «Нефтеавтоматика» №... и отсутствовали показания прибора учета за период, равный календарному году (12 месяцев).

Из справки начальника ПЭО АО «Управление жилищного хозяйства Октябрьского района ГО г. Уфа» следует, что в дата за отопление по адресу: адрес предъявлено ресурсоснабжающей организацией 667, 1180 Гкал (1 полугодие – 433 036 Гкал, 2 полугодие - 234, 082 Гкал), стоимость 1 Гкал 1902,23 руб. с дата по дата, 1978,32 руб. с дата по дата населению за дата по услуге «отопление» по вышеуказанному адресу начислено 1575635,50 руб. Корректировка (возврат) за дата год составила 554052,72 руб. (л.д. 188 – 189 том 3).

Согласно письму генерального директора МУП ЕРКЦ ГО г.Уфа от дата общая площадь дома составляет 4486,5 кв.м., жилых помещений в адрес по адресадрес - 3561,7 кв.м.

Начиная с дата года общедомовой прибор учета тепловой энергии в доме отсутствовал, в связи с истекшим сроком поверки. Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от дата и дата установлен теплосчетчик марки ТВ-7 №... и допущен к эксплуатации (132-133 том 2).

Факт того, что в период с дата года показания для учета тепловой энергии с общедомового прибора учета тепловой энергии отсутствовали, ответчик предъявлял оплату за «отопление» за дата год и с дата года, исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, предшествующий отопительному периоду, в котором вышел из строя общедомовой прибор учета (л.д. 69 том 4), а не по нормативу потребления. Указанный факт также подтверждается справками о потреблении, представленного ООО «БашРТС» (л.д. 218-248 том 1, л.д. 1-81 том 2).

Исходя из справки, выданного АО УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа в дата года ответчик предъявил к оплате за отопление по нормативу 36,1424 руб. за Гкал, всего предъявленная сумма к оплате 128728,37 руб., тогда как среднемесячный объем тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, предшествующий отопительному периоду составляет 24,4338 руб. за Гкал (л.д. 69 том 4).

Разрешая спор суд, всесторонне и полно исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными правовыми нормами, обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований истцов к Акционерному обществу «УЖХ Октябрьского района г. Уфы» о защите прав потребителей, взыскав с ответчика в пользу: КЕМ (адрес) перерасчет за отопление за дата 1052,19 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 743,72, моральный вред 500 руб., штраф 574 руб.; ВАГ (адрес) перерасчет за отопление за дата 946,23 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 668,83 руб., моральный вред 500 руб., штраф 528,76 руб.; МАР (адрес) перерасчет за отопление за дата 812,38 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 574,22 руб., моральный вред 500 руб., штраф 471,65 руб.; ЛНА (адрес) перерасчет за отопление за дата 804,95 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 568,96 руб., моральный вред 500 руб., штраф 468,48 руб.; БЕВ (адрес) перерасчет за отопление за дата 641,36 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 453,33 руб., моральный вред 500 руб., штраф 398,67 руб.; КОМ, ККН (адрес) перерасчет за отопление за дата 1087,52 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 768,69 руб., моральный вред 500 руб., штраф 589,05 руб.; ПТА, САС, ПРС (адрес) перерасчет за отопление за дата 977,83 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 691,02 руб., моральный вред 500 руб., штраф 542,21 руб.; АЗР, АМТ (адрес) перерасчет за отопление за дата 987,13 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 697,74 руб., моральный вред 500 руб., штраф 546,22 руб.; АЗЛ (адрес) перерасчет за отопление за дата 998,28 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 705,62 руб., моральный вред 500 руб., штраф 550,97 руб.; ВНТ (адрес) перерасчет за отопление за дата год 650,65 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 459,9 руб., моральный вред 500 руб., штраф 402,64 руб.; ЛВА (адрес) перерасчет за отопление за дата год 816,1 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 576,85 руб., моральный вред 500 руб., штраф 473,24 руб.; ЗИГ (адрес) перерасчет за отопление за дата 847,7 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 599,18 руб., моральный вред 500 руб., штраф 486,72 руб.; ГЗА (адрес) перерасчет за отопление за дата 648,79 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 458,59 руб., моральный вред 500 руб., штраф 401,84 руб.; ПСВ (адрес) перерасчет за отопление за адрес год 698,98 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 494,06 руб., моральный вред 500 руб., штраф 423,26 руб.; СТА, САВ, РВА (адрес) перерасчет за отопление за 2016 год 1041,04 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами 735,83 руб., моральный вред 500 руб., штраф 569,22 руб. путем перерасчета, указав в платежном документе перерасчет вышеуказанных сумм по каждой квартире. Обязав АО «УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа: указывать в платежном документе жилищно-коммунальных услуг в разделе «расшифровка перерасчетов» при перерасчете по строке «отопление» указать причину корректировки и за какой период. В разделе «Групповые (домовые) ПУ) в строке «объем по дому» по услуге «отопление» указывать объем Гкал на нужды отопления дома, предъявленные оплате ресурсоснабжающей организацией в месяцы отопительного сезона. А также взыскав с ответчика в пользу РОО «Общественный контроль ЖКХ Совет дома» Республики Башкортостан штраф в размере 7426,93 руб.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении к спорным правоотношениям норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которым судом дана соответствующая оценка, отвечающая требованиям ст. 67 ГПК РФ.

При этом судом первой инстанции обоснованно указано, что поскольку ответчик предъявлял оплату за «отопление» за дата год и с дата года, исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, предшествующий отопительному периоду, в котором вышел из строя общедомовой прибор учета, а не по нормативу потребления, то требования истцов о перерасчете за отопление за период с дата года подлежат отклонению за необоснованностью, с чем судебная коллегия соглашается.

Также судебная коллегия соглашается с расчетом суда первой инстанции по перерасчету за отопление за дата исходя из справки, выданной АО УЖХ Октябрьского района ГО г.Уфа в дата, в которой указано, что ответчик предъявил к оплате за отопление по нормативу 36,1424 руб. за Гкал, всего предъявленная сумма к оплате 128728,37 руб., тогда как среднемесячный объем тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период, предшествующий отопительному периоду составляет 24,4338 руб. за Гкал (л.д. 69 том 4): 128728,37 руб. - 87029,44 руб. = 41698,93*2=83397,86 руб. Общая площадь жилого дома составляет 4486,5 кв.м., жилая - 3561,7 кв.м.

83397,86*3561,7/4486,5кв.м.=66207,1008 руб. (сумма переплаты жильцами дома). 66207,1008/3561=18,59 руб. за 1 кв.м.

Допустимых и достоверных доказательств, опровергающих правильность данного расчета сторонами не представлено, в связи с чем доводы апелляционных жалоб как истцов, так и ответчика отклоняются за необоснованностью.

В соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.

Судом первой инстанции установлено, что корректировка по отоплению за 2014 год произведена ответчиком только в 2016 году. В судебном заседании данный расчет ответчиком не оспорен, свой контррасчет не представлен.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истцов о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции о взыскании с ответчика в пользу каждого из истцов на основании ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», морального вреда в размере 500 руб. Оснований для изменения размера компенсации морального вреда судебная коллегия не усматривает.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя; если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Поскольку, судом частично удовлетворены требования истцов, следовательно, судом первой инстанции обоснованно взыскан штраф в установленном размере в пользу истцов, а также штраф в пользу общественной организации, с чем судебная коллегия соглашается, оснований для переоценки вывода суда в данной части не имеется.

Также судом первой инстанции правомерно удовлетворены требования истцов в части обязании АО УЖХ Октябрьского района ГО г. Уфа указывать в платежном документе жилищно-коммунальных услуг в разделе «расшифровка перерасчетов» при перерасчете по строке «отопление» указать причину корректировки и за какой период. В разделе «Групповые (домовые)ПУ) в строке «объем по дому» по услуге «отопление» указывать объем Гкал на нужды отопления дома, предъявленные оплате ресурсоснабжающей организацией в месяцы отопительного сезона.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору выявлено нарушение по перерасчету по услуге отопление только за дата, по которой корректировка была произведена, а за дата нарушений по перерасчету по услуге отопление выявлено не было, предписаний не поступало, следовательно, требования истцов удовлетворению не подлежат, судебной коллегией отклоняются, поскольку данные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Оснований для переоценки указанных выводов суда у судебной коллегии не имеется.

Доводы представителя истцов о том, что их доказательства не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, судебной коллегией также отклоняются, поскольку судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Таким образом, с постановленным по делу решением судебная коллегия считает необходимым согласиться, поскольку оно основано на правильном применении действующего законодательства, объективной оценке фактических обстоятельств дела.

Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Оснований для переоценки указанных выводов суда у судебной коллегии не имеется.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, суд установил правильно, представленные доказательства оценил в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нормы материального права применил верно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, не допустил, оснований для отмены решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.

Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено. Постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным, оно подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционные жалобы АО «УЖХ Октябрьского района городского округа г.Уфа Республики Башкортостан», Региональной общественной организации «Общественный контроль ЖКХ. Совет дома» Республики Башкортостан в интересах КЕМ, ВАМ, МАР, ЛНА, БЕВ, КОМ, ККН, ПТА, САС, ПРС, АЗР, АМТ, АЗЛ, ВНТ, ЛВА, ЗИГ, ГЗА, ПСВ, СТА, САВ, РВА – без удовлетворения.

Председательствующий И.В. Голубева

Судьи Э.Я. Абдрахманова

Е.В. Жерненко

Справка: судья Кадырова Э.Р.