ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-943/14 от 09.09.2014 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

 Судья Иргит Н.Б.                                 Дело № 33-943/14

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 г. Кызыл                                  09 сентября 2014 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

 председательствующего Куулар Л.Д.,

 судей Дулуша В.В., Кунгаа Т.В.,

 при секретаре Тулуш Т.В.

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы по апелляционной жалобе прокурора Республики Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 июня 2014 года,

 УСТАНОВИЛА:

 Первый заместитель прокурора Республики Тыва обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, Республики Тыва и неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы. В обоснование указав на то, что государственная экологическая экспертиза, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 22 января 2014 №4, по материалам «Обоснование объемов (лимитов, квот) добычи охотничьих ресурсов: медведя, барсука на территории Республики Тыва в сезон охоты 2013-2014 гг.» проведена с нарушением установленного законом порядка, в связи с чем является незаконной. В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в ст.ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе. Следовательно, государственная экологическая экспертиза по материалам обоснования объемов (лимитов, квот) добычи охотничьих ресурсов: медведя, барсука на территории Республики Тыва в сезон охоты 2013-2014 гг. проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе. Вместе с тем государственная экологическая экспертиза проведена в отсутствие материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованными органами местного самоуправления, что подтверждается ответом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 15.04.2014 № 373/4 и представленными Министерством документами, а также ответами органов местного самоуправления. При этом Министерство в соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» самостоятельно материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованными органами местного самоуправления не запрашивало, государственная экологическая экспертиза проведена в отсутствие указанных документов, что подтверждается ответом и.о. министра природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 15.04.2014 № 373/4. Просил признать заключение государственной экологической экспертизы по материалам «Обоснование объемов (лимитов, квот) добычи охотничьих ресурсов: медведя, барсука на территории Республики Тыва в сезон охоты 2013-2014 гг.», утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 22.01.2014 №4, незаконным.

 Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 июня 2014 года иск первого заместителя прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы оставлен без удовлетворения.

 Не согласившись с решением суда, прокурор Республики Тыва подал апелляционную жалобу, просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении заявления, указав, что вывод суда о том, что 17 декабря 2013 года состоялись общественные слушания и права неопределенного круга лиц не нарушены, не состоятельны, поскольку в силу ст. 20 Федерального закона от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» обязательной государственной экологической экспертизе подлежат материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов. Порядок проведения государственной и общественной экологических экспертиз устанавливается Правительством РФ. Государственная экологическая экспертиза проведена в отсутствие материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованными органами местного самоуправления, что подтверждается ответом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 15.04.2014 № 373/4 и представленными Министерством документами, а также ответами органов местного самоуправления. Нарушение интересов неопределенного круга лиц выражается в даче положительной государственной экологической экспертизе в отсутствие материалов обсуждений объекта государственной реологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления. Данное требование Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» является обязательным с целью получения волеизъявления граждан, проживающих на территории соответствующих муниципальных образований, поскольку в силу реализации конституционных прав граждан и общественных объединений на благоприятную окружающую среду они должны иметь достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42 Конституции РФ).

 В судебном заседании представитель истца – прокурор О. апелляционную жалобу поддержала.

 Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва С., действующий на основании доверенности, с апелляционной жалобой прокурора Республики Тыва не согласился, пояснил, что процедура проведения экспертизы не нарушена.

 Представители Государственного комитета Республики Тыва по охоте и рыболовству Республики Тыва Д., К., действующие на основании доверенностей, с апелляционной жалобой прокурора Республики Тыва не согласились, просили оставить решение суда без изменения.

 Судебная коллегия, рассмотрев доводы, изложенных в апелляционном представлении, выслушав пояснения сторон, оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

 Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должны осуществляться на основе ряда принципов, одним из которых является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

 В соответствии со ст.ст. 1 и 3 Федерального Закона Российской Федерации №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Экологическая экспертиза основывается на принципах: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы; научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы; гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения; ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

 В ст. 12 Федерального Закона Российской Федерации № 174-ФЗ определены объекты обязательной государственной экологической экспертизы, проводимой на уровне субъектов Российской Федерации. Помимо прочего, в их числе названы материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

 Согласно Положению о Министерстве природных ресурсов и экологии Республики Тыва, утвержденному постановлением Правительства Республики Тыва от 12.02.2013 года № 95, Министерство в области экологической экспертизы объектов регионального уровня организует и проводит государственную экологическую экспертизу объектов регионального уровня (п.8.30.2 раздела 2).

 Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва № 3 от 16 января 2014 года «Об организации и проведении государственной экологической экспертизы» предусмотрено провести экспертизу по материалам «Обоснование объемов (лимитов, квот) добычи охотничьих ресурсов; медведя и барсука на территории Республики Тыва в сезон охоты в 2013-2014 гг.»

 Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва № 4 от 22 января 2014 года утверждено заключение экспертной комиссии по материалам «Обоснование объемов (лимитов, квот) добычи охотничьих ресурсов: медведя, барсука на территории Республики Тыва в сезон охоты 2013 – 2014 гг.», срок действия заключения установлен до 22 января 2015 года.

 Согласно выводам заключения государственной экологической экспертизы № 01-14, представленные материалы по объему и содержанию в целом соответствуют требованиям законодательных актов Российской Федерации и нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Реализация проектных объемов (лимитов, квот) изъятия охотничьих ресурсов: медведя, барсука не влекут за собой вредного воздействия на окружающую среду и не окажут негативного воздействия на воспроизводство этих животных. По результатам рассмотрения представленных материалов экспертная комиссия считает обоснованными объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира в охотничьем сезоне 2013-2014 гг. в следующем объеме: Медведя - 90 голов (3% от общей численности), Барсук - 84 головы (6% от общей численности) (п.3).

 Оценив вышеуказанные доказательства, судебная коллегия считает, что при проведении государственной экологической экспертизы были нарушены установленные ст. 3 ФЗ "Об экологической экспертизе" принципы: презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности; комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий; достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу; учета общественного мнения и нарушения порядка процедуры проведения экспертизы.

 Согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об экологической экспертизе", государственная экологическая экспертиза, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе, в т.ч. материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

 Как следует из материалов дела, в состав документов, представленных на государственную экологическую экспертизу, вошли: отчет о результатах зимнего маршрутного учета численности охотничьих животных в Республике Тыва в 2013 году и оценки состояния ресурсов основных промысловых и редких видов на 53 страницах, ведомости расчета численности охотничьих зверей в количестве 2 штук.

 Таким образом, на государственную экологическую экспертизу не были представлены материалы оценки воздействия на окружающую среду, что противоречит Положению о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года № 698, устанавливающему обязательным условием принятия материалов на государственную экологическую экспертизу - наличие в них данных по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и экологическое обоснование допустимости ее реализации, а также противоречит ст. 14 ФЗ Российской Федерации "Об экологической экспертизе", ст. 3 ФЗ Российской Федерации "Об охране окружающей среды", Положению "Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте 4 июля 2000 года).

 Также отсутствуют в документах, представленных на экспертизу, материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

 Одними из полномочий, закрепленных ст. 9 указанного Федерального закона за органами местного самоуправления, являются: организация общественных обсуждений; проведение опросов; референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.

 В силу ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

 Ответы администраций кожуунов Республики Тыва о том, что представленные на согласование материалы, обосновывающие лимиты изъятия охотничьих ресурсов на период с 1 августа 2013 года до 1 августа 2014 года администрацией рассмотрены, замечаний и предложений не имеется, не подтверждают факта обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

 Доводы представителей ответчика о соблюдении принципа гласности при проведении государственной экологической экспертизы, о чем, по их мнению, свидетельствует объявление, опубликованное в газете «Тувинская правда» №137 от 07 декабря 2013 года, не состоятельны, ввиду несоответствия указанных публикаций и документов требованиям закона "Об экологической экспертизе" и главе 4 Положения "Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации".

 При таких обстоятельствах государственная экологическая экспертиза проведена в отсутствие материалов оценки воздействия на окружающую среду и материалов обсуждений объекта экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), что являются существенными нарушениями порядка процедуры проведения экспертизы.

 Таким образом, судебная коллегия считает, что представителями Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва и Государственного комитета Республики Тыва представлено доказательств соблюдения требований законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе при проведении государственной экологической экспертизы по материалам «Обоснование объемов (лимитов, квот) добычи охотничьих ресурсов: медведя, барсука на территории Республики Тыва в сезон охоты 2013-2014 гг.», утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 22.01.2014 г. № 4.

 Основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Проверив законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 июня 2014 года подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска, поскольку выводы в решении суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального права и это привело к принятию неправильного решения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 5 июня 2014 года отменить и принять новое решение следующего содержания:

 Иск первого заместителя прокурора Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Республики Тыва о признании незаконным заключения государственной экологической экспертизы удовлетворить.

 Признать недействительным заключение государственной экологической экспертизы по материалам «Обоснование объемов (лимитов, квот) добычи охотничьих ресурсов: медведя, барсука на территории Республики Тыва в сезон охоты 2013-2014 гг.», утвержденное приказом Министерства природных ресурсов и экологии Республики Тыва от 22 января 2014 года № 4.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

 Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 сентября 2014 года.

 Председательствующий

 Судьи