ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-944/19 от 18.04.2019 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Цветков А.Н. Дело № 33-944/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 апреля 2019 года г.Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Моисеевой М.В.,

судей Алексеевой О.Б. и Мацкив Л.Ю.

при секретаре Рожковой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минприроды России к ФИО1, Администрации Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области о признании недействительным договора аренды земельного участка и применении последствий недействительности сделки, по апелляционной жалобе Администрации Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области на решение Демидовского районного суда Смоленской области от 11 декабря 2018 года.

Заслушав доклад судьи Алексеевой О.Б., объяснения представителя Администрации Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области ФИО2 и ФИО3, ФИО1, представителя третьего лица ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» ФИО4, судебная коллегия

установила:

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России) обратилось в суд к Администрации Пржевальское городского поселения Демидовского района Смоленской области, ФИО1 с иском о признании недействительными в силу ничтожности договора аренды от 23.11.2015г. №5 земельного участка с кадастровым номером ... по ..., применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде прекращения прав ФИО1 на спорный объект недвижимости, исключении сведений о последнем из ЕГРН, ссылаясь на отсутствие у Администрации полномочий на установление вида разрешенного использования и распоряжение спорным земельным участком, расположенным в границах Национального парка «Смоленское Поозерье», относящимся к землям особо охраняемых природных территорий и находящимся в федеральной собственности, что привело к нарушению публичных интересов, прав Минприроды России, как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Определением суда от 15.11.2018г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области.

В судебном заседании представитель истца Минприроды России ФИО5 поддержала в полном объеме заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик ФИО1 и его представитель ФИО6 возражали против удовлетворения исковых требований, считая их необоснованными.

Представитель третьего лица ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» ФИО7 в судебном полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Решением Демидовского районного суда Смоленской области от 11.12.2018г. признан недействительным (ничтожным) договор аренды № 5 земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., заключённый 23.11.2015г. между Пржевальским городским поселением Демидовского района Смоленской области и ФИО1, прекращено право аренды последнего на названный объект недвижимости, а также обременение в виде права аренды.

Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о прекращении обременения земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: ..., правом аренды ФИО1

В апелляционной жалобе Администрацией Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права, неправильного установления обстоятельств по делу.

В суде апелляционной инстанции представители Администрации Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области ФИО2 и ФИО3 поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме.

Представитель Минприроды России ФИО5 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение законным и обоснованным, не подлежащим удовлетворению по изложенным в ней доводам.

Представитель ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» ФИО7 полагала, что права Минприроды не нарушены, право государственной собственности на спорный земельный участок не зарегистрировано.

Администрация МО «Демидовский район» Смоленской области, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, несмотря на надлежащее извещение, явку в суд своих представителей не обеспечили, о причинах неявки не сообщили, об отложении слушания по делу не просили.

Судебная коллегия, с учетом мнения, явившихся участников судебного разбирательства, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся Администрация МО «Демидовский район» Смоленской области, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях.

Заслушав объяснения представителей Администрации Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области ФИО2 и ФИО3, представителя Минприроды России ФИО5, представителя ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» ФИО7, судебная коллегия приходит к следующим убеждениям.

Согласно ч.1 ст.166 ГК РФ (ред. от 13.07.2015) сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (ст.168 ГК РФ).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.11.2015 между Пржевальским городским поселением Демидовского района Смоленской области в лице и.п. Главы администрации Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области ФИО8 (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) заключен договор аренды земельного участка №5, в соответствии с п. 1.1 которого арендодатель предоставляет арендатору в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером ..., общей площадью 60000 кв.м, для размещения туристической базы конно-спортивного направления, расположенный по адресу: Российская Федерация, ... (л.д. 12 – 14, т.1).

В соответствии с п. 2.1 вышеуказанного договора срок его действия установлен сторонами с 23.11.2015 по 31.12.2035, при этом сведения о каких-либо ограничениях (обременениях) в пользовании участком, в том числе о том, что он полностью расположен в границах территорий размещения сторонних землепользователей ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье», отсутствуют.

08.12.2015 договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 161-163).

Считая, что Администрация Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области не имела право распоряжаться земельным участком, входящим в границы ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье», в том числе предоставлять его в аренду и заключать соответствующий договор, Минприроды России обратилось в суд с настоящим иском.

Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:

- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;

- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;

- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли (пункт 1).

В силу ч.1 ст.17 ЗК РФ (редакция от 05.10.2015г.) в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В соответствии с ч.2 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных статьей 28 настоящего Федерального закона, также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования (ч.4 названной статьи).

В соответствии с ч.5 ст.2 Закона государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Согласно ч.6 ст.95 ЗК РФ земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление государственными природными заповедниками и национальными парками, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

В силу положений ст.12 Федерального закона от 14.03.1995г. N 33-ФЗ (ред. от 13.07.2015г.) «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах национальных парков выделяются зоны, в которых природная среда сохраняется в естественном состоянии и запрещается осуществление любой не предусмотренной настоящим Федеральным законом деятельности, и зоны, в которых ограничивается экономическая и иная деятельность в целях сохранения объектов природного и культурного наследия и их использования в рекреационных целях.

Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах национальных парков и находящиеся в федеральной собственности, изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Запрещается изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с подп. 1 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 ЗК РФ).

Таким образом, исходя из норм действовавшего в момент заключения договора аренды земельного участка законодательства, земельные участки, расположенные в границах национальных парков в силу прямого указания закона находятся в федеральной собственности, за исключением отдельных случае, когда в границах национальных парков располагаются земельные участки иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель национальных парков.

Судом установлено, что Национальный парк «Смоленское Поозерье» создан постановлением Правительства РФ от 15.04.1992г. № 247 « О создании национального природного парка «Смоленское Поозерье» Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации в Смоленской области».

Согласно пункту 1 данного Постановления в пользование национальному парку предоставлено 72584 га земель государственного лесного фонда. Кроме того, в состав национального парка включены 73653 га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в Демидовском районе совхозов «Слободской» - 9916га, «Баклановский» - 17607га, «Гончаровский» - 12263га, «Воробьевский» - 17354га, в Духовщинском районе совхозов «Коммунар» - 7900 га, «Веретковичский» - 8613га.

Постановлением Администрации Демидовского района Смоленской области от 22.01.1993г. №13 национальному парку «Смоленское Поозерье» переданы государственные леса, находящиеся в ведении совхозов; районный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам в срок до 01.02.1993г. обязан оформить выдачу акта на право пользования землей национальному природному парку.

22.01.1993г. названному земельному участку общей площадью 148035 кв.м был присвоен кадастровый номер 67:05:0010301:598, а впоследствии зарегистрировано право собственности на него за Российской Федерации с указанием категории – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: для организации природного парка.

11.03.1993г. решением Демидовского районного Демидовского районного Совета народных депутатов в ведение национального природного парка были переданы водоемы, находящиеся в его границах на территории Демидовского района (согласно списку).

Из экспликации земель в границах национального парка по состоянию на 01.01.1994г. в состав последнего были включены находящиеся непосредственно в пользовании национального парка земли – 113484га и земли в границах национального парка – 27934га (земли с/х предприятий; земли сельских администраций; земли фермерских хозяйств; земли резервного фонда; земли других землепользователей), итого всего земель в границах национального парка: 148871кв.м.

21.06.1994г. директором НП «Смоленское Поозерье» и председателями Комитетов по земельным ресурсам и землеустройству Духовщинского и Демидовского районов Смоленской области были согласованы новые границы Национального парка «Смоленское Поозерье», куда вошла территория п.Пржевальское (л.д.167-170).

В соответствии с Положением о ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье», утвержденным 31.01.2001г., территория национального парка относится к особо охраняемым природным территориям федерального значения и учитывается при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

В границы национального парка включены земли других собственников и пользователей без изъятия их из хозяйственной эксплуатации общей площадью 31728 гектаров (п.2 Положения).

Из режима охраны территории национального парка (раздел 5 Положения, п.22) следует, что на территории национального парка устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом его природных, историко-культурных и иных особенностей. В соответствии с этим на территории национального парка выделены функциональные зоны: а) заповедная, в пределах которой запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории; б) особо охраняемая, в пределах которой запрещается хозяйственная деятельность и обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов, и на территории которой допускается строго регулируемое посещение; в) познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка; г) традиционного экстенсивного природопользования, в пределах которой по разрешению и согласованию с администрацией национального парка допускается ограниченная хозяйственная деятельность с целью обеспечения жизнедеятельности граждан, постоянно проживающих (не менее 9 месяцев в году) на территории национального парка, а также хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка и местного населения. Хозяйственная деятельность национального парка направлена на обеспечение надлежащей охраны природных и историко-культурных объектов, выполнение мероприятий по уходу за ними и их восстановлению, а также на организацию регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.

Судом первой инстанции установлено и сторонами не оспаривалось, что спорный земельный участок с кадастровым номером 67:05:00103401:718 был образован Администрацией Пржевальского городского поселения 31.08.2015г. из земель (110га), которые постановлением Главы администрации Демидовского района Смоленской области от 10.04.1992 №131. предоставлены в ведение Пржевальского поссовета площадью 110 га западнее п.Пржевальское и входит в состав Национального парка «Смоленское Поозерье».

В материалах дела имеется проект перераспределения земельных угодий в совхозе «Слободской» Демидовского района Смоленской области (1992г.), выполненный Смоленским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием Госкомзема РСФСР, из которого следует, что в коллективно-долевую собственность предоставляется 2150 га сельхозугодий; дополнительно Слободскому сельсовету - 566 га сельхозугодий, Пржевальскому поссовету -111 га; земли фермерских хозяйств составляют 124 га.

Из постановления Главы Администрации Демидовского района Смоленской области от 10.04.1992 №131 следует, что земельный участок площадью 110га пашни западнее п.Пржевальское предоставлен в ведение Прежевальского поссовета для индивидуального огородничества и выпаса скота личной собственности, участок площадью 43га, засеянный травами, надлежало использовать после из уборки; а предоставленные земли – сдавать в аренду, сроком до 20-ти лет жителям п.Пржевальское для использования строго по назначению, без права застройки любыми видами сооружений.

В соответствии со ст. 80 ЗК РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 11 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" фондах перераспределения земель.

Согласно п. 5 Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" в фонды перераспределения земель также включались участки, оставшиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.

Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве РФ 11 августа 1992 года были приняты Рекомендации по применению основных положений Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", из которых усматривается, что после передачи земель в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, производится бесплатная передача земли в собственность лицам, работающим в сельском хозяйстве. При этом п. 6 данных рекомендаций установлено, что оставшиеся нераспределенные земли могут передаваться гражданам близлежащих населенных пунктов под садоводство, огородничество, индивидуальное жилищное строительство либо могут быть проданы при условии их использования только для сельскохозяйственных целей по нормативной цене, а при наличии нескольких претендентов - на аукционах гражданам и юридическим лицам.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Глава Администрации МО Пржевальского городского поселения ФИО2 пояснил, что часть земельного участка, переданного в введение Пржевальского поссовета, где впоследствии был сформирован спорный земельный участок, использовалась местными жителя для выпаса личного скота, как это и было определено постановлением Главы администрации Демидовского района Смоленской области от 10.04.1992 №131, в фонд перераспределения земель он не включался.

Постановлением Главы администрации Демидовского района Смоленской области от 27.05.1993 года №151 названный массив, расположенный западнее поселка в треугольнике автодорог Демидов-Пржевальское, Пржевальское – Бакланово (ур. «Аэропорт), был включен в границы пос.Пржевальское; впоследствии постановлением Главы Администрации Демидовского района Смоленской области от 04.06.1996 №257 он выведен из черты пос. Пржевальское, а 07.12.2005г. постановлением и.о. Главы муниципального образования «Демидовский район» Смоленской области постановление от 04.06.1996 №257 «О выводе из черты пос. Пржевальское 110 га (ур. «Аэропорт»)» отменено.

Судебная коллегия также отмечает, что изначально пунктом 2 раздела 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» было установлено, что охраняемые или особым образом используемые природные объекты, в том числе, национальные парки, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относились исключительно к федеральной собственности.

Таким образом, безусловных доказательств того, что после прекращения права пользования совхоза «Слободской» Демидовского района Смоленской области, земельный участок, переданный в ведение Пржевальскому поссовету для использования в качестве пастбища для личного скота жителей п.Пржевальское, на момент уточнения границ национального парка (1994г.) и вхождения в них п.Пржевальское, выбыл из федеральной собственности и по состоянию на дату передачи его 23.11.2015г. в аренду ФИО1 относился к объектам, государственная собственность на которые не разграничена, не имеется.

В этой связи утверждение Администрации Пржевальского городского поселения о наличии права по распоряжению спорным земельным участком со ссылкой на ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» несостоятельно и противоречит положениям как п.2 раздела 1 Постановления ВС РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», так и ч.6 ст.95 ЗК РФ.

Сведений о том, что Администрация Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области была наделена соответствующими полномочиями по распоряжению спорным земельным участком, также не представлено.

При этом наличие или отсутствие сведений в государственном кадастре недвижимости о правообладателе спорного земельного участка, отсутствие сведений об обременении в виде нахождения в границах национального парка, не влияет на факт существования особо охраняемой территории – национального парка «Смоленское Поозерье» и зоны хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка и местного населения (п.п.7 п.22 Положения о федеральном учреждении «Национальный парк «Смоленское Поозерье» (утв. МПР РФ 31.01.2001г.) и где расположен спорный объект недвижимости, что не оспаривалось сторонами и подтверждено материалами дела.

Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях» содержит нормы, регулирующие правоотношения, возникающие в связи с нахождением в границах национальных парков населенных пунктов (п.п. «д» п.2, п.4, п.6 ст.15 Закона), которыми предусмотрены варианты вхождения в границы национальных парков населенных пунктов, поэтому сама по себе принадлежность спорного земельного участка к категории земли населенных пунктов (зона Р2) не может свидетельствовать о наличии у Администрации МО Пржевальское городское поселение права распоряжаться им.

В материалах дела имеется ответ директора ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» ФИО9 от 14.01.2015г. и.о. Главы Администрации МО «Демидовский район» Смоленской области ФИО10 о том, что для предоставления в аренду земельного участка площадью 60000 кв.м ФИО1 (схема предоставлялась) необходимости получить согласование социально-экономической деятельности в Департаменте государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России со ссылкой на п.4 ст.15 Федеральный закон «Об особо охраняемых территориях», что впоследствии оставлено без внимания.

Представленное ФИО1 согласование Минприроды России социально-экономической деятельности в виде реализации проекта «Конный двор в Пржевальском» было выполнено в отношении земельного участка с кадастровым номером ... в границах национального парка «Смоленское Поозерье» (л.д.150, т.2).

Ссылка Администрации МО Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области на идентичные договоры аренды, заключенные последней с ФИО1, как доказательство правомерности распоряжения спорным участком, правового значения для разрешения по существу настоящего спора не имеет, кроме того, законность заключения этих соглашений предметом судебного разбирательства не являлась.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу положений пункта 2 статьи 209 ГК РФ, собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с п.1 ст.17 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об особо охраняемых природных территориях» земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться в целях осуществления рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной, гражданам и юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством.

Особенности подготовки договоров аренды указанных в пункте 1 настоящей статьи земельных участков, в том числе связанные с соблюдением режима особой охраны национального парка, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п.3 названной статьи).

Пунктом 2 Приказа Минэкономразвития России от 12.07.2010г. № 293 (ред. от 22.06.2015г.) «Об установлении Порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах функциональных зон национальных парков» установлено, что объектом договора аренды земельного участка может быть земельный участок, расположенный в границах, в том числе, рекреационной зоны, которая предназначена для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристской индустрии, музеев и информационных центров.

При этом подготовка проекта договора аренды земельного участка осуществляется территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом до принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка или до принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды; проект договора аренды земельного участка согласовывается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 30-дневный срок с даты его поступления; договор аренды земельного участка составляется не менее чем в 3 экземплярах, один из которых передается в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п.п.4-6 Приказа).

Проанализировав изложенные выше правовые нормы и имеющиеся в материалах дела доказательства, коллегия приходит к выводу о правильности суждения суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 67:05:0010301:718 относится к участкам, находящимся в федеральной собственности в силу закона, и у Администрации МО Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области отсутствовало право на распоряжение им, в том числе заключение договора аренды и предоставление в пользование ФИО1

Иски о признании недействительной ничтожной сделки могут быть поданы любым заинтересованным лицом, поскольку ГК РФ не исключает возможность предъявления таких исков.

В соответствии с положениями Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» управление, в том числе по вопросам предоставления в аренду земельных участков на территории национальных парков, в случаях предусмотренных действующим законодательством, осуществляет уполномоченный Правительством федеральный орган исполнительной власти. В данном случае уполномоченным органом является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В силу п.2 постановления Правительства РФ от 29.05.2008г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» определено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения.

Поскольку оспариваемый договор аренды затрагивает публичные интересы и нарушает права и интересы Минприроды России как органа, осуществляющего управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, суд обоснованно удовлетворил требования Минприроды России о признании его (договора) недействительным.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о ненадлежащей способе защиты нарушенного права со стороны Минприроды России ввиду того, что в настоящем случае удовлетворение иска о признании недействительным договора аренды, прекращении права аренды ФИО1 на земельный участок с кадастровым номером ..., признании прекращенным (отсутствующим) обременения в виде аренды последнего на спорный объект недвижимости, не привело к восстановлению нарушенного права, основаны на ошибочном толковании норм материального права.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что установленные судом первой инстанции обстоятельства Администрацией МО Пржевальского городского поселения не опровергнуты, выводы суда, основанные на оценке имеющихся в деле доказательств, правильные.

Вопрос оценки доказательств в силу ст.67 ГПК является компетенцией суда, рассматривающего спор по существу.

Иная оценка заявителем жалобы установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.

Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, то у судебной коллегии отсутствуют предусмотренные ст.330 ГПК РФ ГПК РФ основания для отмены принятого по делу судебного акта.

Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,

определила:

Решение Демидовского районного суда Смоленской области от 11 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Пржевальского городского поселения Демидовского района Смоленской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Цветков А.Н. Дело № 33-944/2019