ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-944/2013 от 18.06.2013 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Агафонов В.Г. Дело № 33-944/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2013 года г. Псков

Судебная коллегия по гражданским делам

Псковского областного суда

в составе:

Председательствующего Ельчаниновой Г.А.,

судей Белоноговой Н.Ю. и Анашкиной М.М.,

при секретаре Фатеевой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации Плюсского района Ефимовой А.А. на решение Плюсского районного суда Псковской области от 27 марта 2013 года, которым постановлено:

«Измененные исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Администрации Плюсского района в части уклонения от осуществления мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2012-2013 годов теплоснабжающей и теплосетевой организации потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения от котельной в пос. Заплюсье, а также в части уклонения от осуществления мероприятий по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей, теплоснабжающие установки которых подключены к системе теплоснабжения от котельной в пос. Заплюсье Плюсского района Псковской области».

Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Анашкиной М.М., объяснения представителей Администрации Плюсского района Ефимовой А.А. и МП «Плюсские теплосети» Кохно Ф.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, прокурора Сурусова А.Е., полагавшего, что решение является законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Плюсского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Администрации Плюсского района, в котором просил признать незаконным бездействие Администрации Плюсского района в части уклонения от осуществления мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2012-2013 годов и осуществления мероприятий по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей тепловой энергии, подключенных к системе теплоснабжения от котельной в пос. Заплюсье.

В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства о теплоснабжении жителей п. Заплюсье в отопительный сезон 2012-2013 годов эксплуатация котельной п. Заплюсье осуществлялась без получения паспорта готовности объекта к отопительному сезону, без оформления правоустанавливающих документов и разрешительных документов на ввод объекта в эксплуатацию, с существенными недоделками при строительстве данного объекта, в результате этого температурный режим подача тепла в квартиры потребителей был нестабилен, имели место случаи перерасчета платы за предоставленные услуги в связи с их ненадлежащим качеством. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Администрация Плюсского района ненадлежащим образом провела подготовку к отопительному сезону, поскольку в силу действующего законодательства вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, подготовки к отопительному сезону относятся к полномочиям Администрации Плюсского района.

Представитель Администрации Плюсского района Ефимова А.А. в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель третьего лица МП «Плюсские теплосети» поддержал позицию Администрации Плюсского района.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации Плюсского района Ефимова А.А. ставит вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. В частности, в жалобе указывается, что судом не учтены те обстоятельства, что в соответствии с п. 14 Муниципального контракта на строительство котельной в п. Заплюсье данный объект является собственностью заказчика – ГКУ ПО «***», после подписания 03 августа 2012 года акта приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией по форме № КС-14 заказчик свою обязанность по передаче объекта в муниципальную собственность не выполнил, документов, предусмотренных ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, не передал, мер для устранения недостатков, которые были выявлены при строительстве котельной, не предпринял. Администрация Плюсского района обращалась в ГКУ ПО «***», однако никаких мер не предпринято. В связи с этим, со стороны Администрации Плюсского района бездействия в части уклонения от осуществления мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2012-2013 годов и осуществления мероприятий по организации обеспечения надлежащего теплоснабжения потребителей тепловой энергии не допущено.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в постановленное судом решение.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в рамках долгосрочной программы развития местных видов топлива области 21 июня 2011 года между ГКУ ПО «***» (Заказчик), действующего от имени Муниципального образования Плюсский район, и ООО «***» (Подрядчик) заключен муниципальный контракт № на генеральный подряд по выполнению работ на строительство котельной в п. Заплюсье на торфе. Пунктом 3.1 данного контракта предусмотрено окончание работ 15 октября 2011 года.

Согласно акту приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма № КС-14), подписанного 03 августа 2012 года членами комиссии в составе руководителей Подрядчика, Заказчика, МП «Плюсские тепловые сети» и Администрации Плюсского района, объект «Строительство котельной в п. Заплюсье на торфе» выполнен в соответствии с проектом, отвечает санитарно-эпидемиологическим, экологическим, пожарным, строительным нормам и правилам и государственным стандартам и вводится в действие.

По устному указанию Главы Администрации Плюсского района МП «Плюсские теплосети» с начала отопительного сезона 2012-2013 годов приступило к эксплуатации котельной, на которую отсутствует предусмотренная законодательством правоустанавливающая, техническая документация, разрешительная документация на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса РФ), а также паспорт готовности объекта к работе в отопительном сезоне 2012-2013 годов.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст. 27 Устава Плюсского района вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения, к полномочиям органа местного самоуправления – Администрации Плюсского района.

Согласно ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверке готовности к отопительному периоду подлежат муниципальные образования, теплоснабжающие организации и теплосетевые организации. Проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Порядок подготовки жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях регламентирован Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".

В соответствии с п. 2.6.3. указанного Постановления сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

Подготовке к зиме (проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка) подлежит весь комплекс устройств, обеспечивающих бесперебойную подачу тепла в квартиры (котельные, внутридомовые сети, групповые и местные тепловые пункты в домах, системы отопления, вентиляции).

Котельные, тепловые пункты и узлы должны быть обеспечены средствами автоматизации, контрольно-измерительными приборами (КИП), запорной регулирующей аппаратурой, схемами разводки систем отопления, ГВС, ХВС, приточно-вытяжной вентиляции, конструкциями с указанием использования оборудования при различных эксплуатационных режимах (наполнении, подпитке, спуске воды из систем отопления и др.), техническими паспортами оборудования, режимными картами, журналами записи параметров, журналами дефектов оборудования (п. 2.6.5 Постановления).

Готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием: паспорта готовности к эксплуатации в зимних условиях; актов на исправность автоматики безопасности и контрольно-измерительных приборов (КИП) котельных и инженерного оборудования зданий; актов технического состояния и исправности работы противопожарного оборудования; обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона и др. (п. 2.6.10 Постановления).

Исходя из данных правовых норм, для подготовки котельной в п. Заплюсье к работе в зимний период до 15 сентября необходимо было провести комплекс мер, которые бы обеспечили бесперебойную подачу тепла в квартиры в зимний период, получить паспорт готовности к эксплуатации объекта, а также иные акты. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме должна была осуществлять Администрация Плюсского района, в компетенцию которой в силу закона входят вопросы по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Как следует из материалов дела, паспорт готовности котельной к работе в отопительном сезоне 2012-2013 годов не получен, доказательств, свидетельствующих о том, что, подписав 03 августа 2012 года акт приемки законченного строительством объекта, Администрация Плюсского района до начала отопительного сезона осуществляла мероприятия по подготовке котельной к работе в зимний период, устранению недоделок при ее строительстве и обеспечению надлежащего теплоснабжения потребителей тепловой энергии, не имеется, соответственно, выводы суда первой инстанции о наличии бездействия со стороны Администрации Плюсского района являются обоснованными.

Судебная коллегия не принимает во внимание доводы представителя Администрации Плюсского района о невозможности проведения комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону в связи с нахождением документации по котельной в ГКУ ПО «Управление капитального строительства», поскольку данный факт не подтвержден документально. Более того, отсутствуют доказательства приятия Администрацией Плюсского района в период подготовки к отопительному сезону мер, направленных на получение документации, принятие объекта в муниципальную собственность.

Представленная Администрацией Плюсского района переписка с Подрядчиком и Заказчиком по вопросам отсутствия документации, передачи объекта в муниципальную собственность, устранения неисправностей котельной датирована не ранее 29 ноября 2012 года, т.е. по истечению периода, предусмотренного для подготовки к отопительному сезону.

Иные доводы представителя Администрации Плюсского района судебная коллегия не принимает, поскольку они правового значения для рассматриваемого спора не имеют, повлечь отмену или изменение судебного решения не могут.

Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и требованиям закона, оснований для отмены решения суда по приведенным в апелляционной жалобе основаниям не имеется.

Руководствуясь изложенным и ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Плюсского районного суда Псковской области от 27 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации Плюсского района Ефимовой А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Г.А. Ельчанинова

Судьи:

Н.Ю. Белоногова

М.М. Анашкина