ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9453/2017 от 10.05.2017 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело №...

адрес 10 мая 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего ФИО1

судей ФИО1

ФИО2

при секретаре ФИО1

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО1 на решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО1 к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, отказать.

Заслушав доклад судьи ФИО1, Судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1, ФИО1 обратились в Ленинский районный суд адрес РБ с иском к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок, в обоснование, указав на то, что являются собственниками жилого дома, расположенного по адресу адрес на основании договора купли-продажи от дата., что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права адрес от дата на основании решения Ленинского районного суда адрес РБ от дата., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от дата. Домовладения расположены на земельном участке с кадастровым номером №... общей площадью ... кв.м. расположенный по адресу адрес. С целью узаконения земельного участка истцы обратились в Администрацию городского округа адрес РБ с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, позже был получен ответ, что данный земельный участок согласно решению Совета городского округа адрес РБ входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд. Истцы считают данный отказ неправомерным и нарушающий права, так как при отказе в предоставлении земельного участка в собственность, не представлено доказательств того, что соблюден порядок резервирования земель для муниципальных нужд, т.е. ограничения на предоставления в собственность земельного участка в связи с его резервированием либо изъятием не зарегистрированы в установленном законном порядке.

Просят признать за ФИО1 и ФИО1 по 1/2доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №..., площадью ... кв.м. расположенного по адресу: РБ адрес.

Суд вынес вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО1 просят решение отменить, указав, что считает его незаконным, необоснованным и несправедливым в виду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального и процессуального права, недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, что привело к нарушению закона и принятию неправильного решения (ч. 1, ч. 2 п. 2, ч. 3 ст. 330 ГПК РФ).

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте проведения судебного заседания судебной коллегии заблаговременно и надлежащим образом. На основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав ФИО1, представителя ФИО1 - ФИО1, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

В соответствии с положениями ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур; земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года; порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков осуществляется в исключительных случаях, в том числе, связанных со строительством, реконструкцией объектов систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения.

В силу подп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, ограничиваются в обороте.

Согласно п. п. 6, 7 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.

В соответствии с подп. 18 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка лицу, которое в соответствии с Земельного кодекса Российской Федерации имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, либо ограничен в обороте.

Исходя из системного толкования вышеуказанных норм закона следует, что земельный участок, на котором расположен жилой дом, находящийся в собственности истца, обладающего правом на приобретение спорного земельного участка в собственность, в случае его ограничения в оборотоспособности, в том числе, в случае его резервирования для муниципальных нужд, может быть предоставлен только в аренду без проведения торгов, как предусмотрено приведенными положениями ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, собственниками жилого дома, расположенного по адресу: адрес являются ФИО1 и ФИО1 на основании договора купли-продажи от дата, что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права адрес от дата, на основании решения Ленинского районного суда адрес РБ от дата, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от дата.

Жилой дом, расположенный по адресу: адрес расположен на земельном участке с кадастровым номером №... общей площадью ... кв.м.

Справкой ГУП БТИ №... от дата также подтверждается, что собственникам объекта недвижимости расположенного по адресу адрес является ФИО1 на основании решения исполкома адрес совета депутатов, трудящихся адрес от дата.

Согласно архивной выписке из протокола №... заседания Исполкома Ленинского райсовета от дата. Исполком Райсовета было решено закрепить земельные участки, занимаемые домовладельцами улиц Камышлинская и др.

дата. ФИО1 и ФИО1 обратились с заявлением в Администрацию ГО адрес предоставлении земельного участка в собственность.

Письмом № №... от дата Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес РБ был предоставлен ответ, что данный земельный участок согласно решению Совета городского округа адрес РБ входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд. (л.д.17).

Истцы считают данный отказ неправомерным и нарушающий права, так как, при отказе в предоставлении земельного участка в собственность, не представлено доказательств того, что соблюден порядок резервирования земель для муниципальных нужд, т.е. ограничения на предоставления в собственность земельного участка в связи с его резервированием либо изъятием не зарегистрированы в установленном законном порядке.

Согласно пункту 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования определяется постановлением Правительства Российской Федерации от дата N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" (далее - Положение).

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Башкортостан от дата N 59-3 "О регулировании земельных отношений в адрес" резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд может осуществляться соответственно Правительством Республики Башкортостан или органами местного самоуправления в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу требований пунктов 2, 6 Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. При этом к данному решению прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

Согласно пункту 9 Положения резервирование земельных участок, в качестве ограничения прав на землю, подлежит обязательной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно Положения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства от дата за N №... решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.

Согласно решения Совета городского округа адрес за N №... (в ред. от дата) испрашиваемый истцом земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд. Решение Совета городского округа адрес за N №... опубликовано в газете "Вечерняя Уфа" за N №... от дата.

Согласно п. 3 ст. 32 Устава городского округа адрес РБ (в редакции решений Совета от дата№..., от дата№... и от дата№..., от дата№..., от дата№...) муниципальные правовые акты, подлежащие опубликованию (обнародованию), направляются на опубликование в течение 7 рабочих дней после дня их подписания, если иное не установлено федеральным законом либо самим муниципальным правовым актом. Официальным опубликованием муниципального правового акта Совета считается первая публикация его полного текста в газетах «Вечерняя Уфа» и (или) «Киске Офо» и (или) первое размещение (опубликование) на официальном сайте Совета в информационно-коммуникационной сети «Интернет» www.gorsovet-ufa.ru.

Размещение указанного решения на официальном сайте Совета в
информационно-коммуникационной сети «Интернет» подтверждается представленными в материалы дела соответствующими скриншотами.

Решение Совета городского округа адрес за №... от дата года истцами не оспорено, не отменено, недействительным не признано.

Истцы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность обратились в Администрацию ГО адрес РБ дата, то есть, после принятия Решения Совета городского округа адрес за №... от дата о резервировании земель, иных сведений материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при наличии обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд, испрашиваемый земельный участок не может быть предоставлен заявителю в собственность.

Доводы апелляционной жалобы, аналогичны тем, что изложены в исковом заявлении, и по существу повторяют позицию истцов, изложенную в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, а потому сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были, бы проверены и не учтены судом первой инстанции при разрешении заявленного спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено или изменено, апелляционная жалоба не содержит.

Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.329-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий ФИО1

Судьи ФИО1

ФИО2