ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9469/12 от 21.08.2012 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу №...

21 августа 2012 года г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Алексеенко О.В.

судей Абубакировой Р.Р.

Жерненко Е.В.

с участием прокурора Крупновой А.И.

при секретаре Филипповой М.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению ... межрайонного прокурора .... на решение Бирского районного суда Республики Башкортостан от 2 мая 2012 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований ... межрайонного прокурора в интересах Байрамова Д.А. к Администрации муниципального района ... Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения отказать.

Заслушав доклад судьи Жерненко Е.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

... межрайонный прокурор, действующий в интересах Байрамова Д.А., обратился с иском к Администрации муниципального района ... район о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, указав, что Байрамов Д.А. стоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту жительства как ребенок, оставшийся без попечения родителей, однако, в нарушение действующего законодательства Байрамов Д.А. по окончании пребывания в образовательном учреждении, жилое помещение по договору социального найма до настоящего времени не предоставлено, тем самым нарушены права Байрамова Д.А. на жилье.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционном представлении ... межрайонного прокурора ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением судом норм материального права, судом не приняты во внимание те обстоятельства, что Байрамов Д.А. является ребенком, оставшимся без попечения родителей, он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке. По окончании образовательного учреждения жилое помещение по договору социального найма в течение 3 месяцев предоставлено не было, чем были нарушены жилищные права Байрамова Д.А., в том числе право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Крупнову А.И., поддержавшую доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием по делу нового решения.

Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение должно быть законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 187 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Как разъяснено в п. п. 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов

Как усматривается из материалов дела, Байрамов Д.А. родился ... года в ... (л.д. ...).

Согласно свидетельству о смерти отец Байрамова Д.А. - ... умер ... года (л.д. ...).

Мать Байрамова Д.А. - ...., умерла ... года, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д. ...).

Постановлением администрации МО ...№... от ... года Байрамов Д.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма во внеочередном порядке (л.д. ...).

... года Байрамов Д.А. окончил негосударственное образовательное учреждение начального профессионального образования ... автомобильная школа совета Башкирской республиканской общественной организации общероссийской организации «...» РОСТО.

Постановлением Администрации муниципального района ... РБ №... от ... года Байрамову Д.А. на семью из трех человек предоставлена комната №..., расположенная по адресу: РБ, ... общей площадью ... кв.м для временного проживания (л.д. ...).

Таким образом, материалами гражданского дела подтверждается, что на момент обращения в суд с настоящим иском, Байрамов Д.А. временно проживает по адресу: .... Своего жилья Байрамов Д.А. не имеет и не находится на полном государственном содержании.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией муниципального района ... проводятся мероприятия в рамках исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако грубого нарушения ответчиком требований данного законодательства не установлено. Кроме того, удовлетворением требований ... межрайонного прокурора о представлении жилья Байрамову Д.А. будут нарушены права и законные интересы иных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди перед Байрамовым Д.А. в списке нуждающихся в жилых помещениях.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).

Разрешение вопросов социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (редакции от 17 декабря 2009 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», подлежащей применению в соответствии с ее конституционно - правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года № 250-О-П, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, Байрамов Д.А., родители которого умерли, относится к числу детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилое помещение за Байрамовым Д.А. не закреплено, он временно проживает по адресу: РБ, ....

... года Байрамов Д.А. принят на учет в качестве нуждающегося вне очереди в жилом помещении по договору социального найма (л.д. ...).

... года Администрация муниципального района ... во исполнение Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» представила в Министерство образования Республики Башкортостан заявку, с указанием детей - сирот, в том числе Байрамова Д.А. для формирования сводного списка (банка данных) детей - сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, для представления последним в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей - сирот (л.д. ...).

Обязанность обеспечения Байрамова Д.А. жилым помещением из муниципального фонда должна быть возложена на Администрацию муниципального района ... Республики Башкортостан в связи с наделением ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-3 (редакции от 01 апреля 2010 года) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке, за исключением полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).. .

В соответствии с частями 4 и 6 статьи 8 Закона Республики Башкортостан от 27 октября 1998 года № 188-3 (ред. от 07 ноября 2005 года) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди в срок, не превышающий трех месяцев, жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Республики Башкортостан и относятся к расходным обязательствам Республики Башкортостан.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено:

1. Предоставлять детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - - дети - сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более:

33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот;...

2. Установить, что:

- финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения;

- перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

3. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов:

распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

- заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей - сирот – получателей государственной поддержки;

- документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям - сиротам.

Оплата жилья, приобретаемого детям - сиротам, осуществляется с лицевых счетов администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, открытых в территориальных финансовых управлениях Министерства финансов Республики Башкортостан.

4. Министерству экономического развития Республики Башкортостан ежегодно предусматривать в республиканской адресной инвестиционной программе лимиты капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот.

5. Министерству образования Республики Башкортостан:

- сформировать сводный список (банк данных) детей - сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений с ежегодным уточнением данного списка по состоянию на 1 апреля;

- ежегодно по заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство экономического развития Республики Башкортостан заявку на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей - сирот;

- вносить предложения о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели в республиканской адресной инвестиционной программе, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан;

- представлять в Министерство финансов Республики Башкортостан заявки на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов и информацию о фактическом использовании выделенных средств;

- обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан на указанные цели.

6. Администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан представлять в Министерство образования Республики Башкортостан:

- списки детей - сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений;

- заявки на выделение лимитов капитальных вложений для обеспечения жильем детей - сирот, не имеющих закрепленных жилых помещений и поставленных в установленном порядке на учет для предоставления жилых помещений, на предстоящий год по форме согласно приложению № 1 к настоящему Постановлению;

- документы, подтверждающие стоимость жилья, предоставляемого детям - сиротам...

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких - либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди, в связи с чем, вывод суда о том, что удовлетворением требований Бирского межрайонного прокурора о представлении жилья Байрамову Д.А. будут нарушены права и законные интересы иных детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих в очереди перед Байрамовым Д.А. в списке нуждающихся в жилых помещениях, является неправомерным.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что Байрамов Д.А., который в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончил пребывание в образовательном учреждении, имеет право на обеспечение его вне очереди жилым помещением по договору социального найма исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - а именно Администрацией МР ... в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Поскольку решение вынесено с существенным нарушением норм материального права, оно не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.

Судебная коллегия полагает возможным вынести по делу новое решение об удовлетворении исковых требований ... межрайонного прокурора в интересах Байрамова Д.А., о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, обязав Администрацию муниципального района ... Башкортостан предоставить Байрамову ДА. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте ... Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 320 - 335 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Бирского районного суда Республики Башкортостан от 2 мая 2012 года отменить и принять по делу новое решение.

Иск ... межрайонного прокурора Республики Башкортостан, действующего в интересах Байрамова Д.А. к Администрации муниципального района ... Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района ... Республики Башкортостан предоставить Байрамову Д.А. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте муниципального района ... Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления.

Председательствующий: Алексеенко О.В.

Судьи: Абубакирова Р.Р.

Жерненко Е.В.

Справка: судья Недорезков Д.В.