ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-947 от 16.04.2013 Пензенского областного суда (Пензенская область)

Судья Селиверстов А.В.                                                    № 33-947

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 апреля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Терехиной Л.В.

и судей Ирышковой Т.В., Бабаняна С.С.

при секретаре Жуковой О.М.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Терехиной Л.В. дело по апелляционной жалобе Минрегион России на решение Ленинского районного суда г. Пензы от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Иск ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения и социального развития включить ФИО2, ФИО3, ФИО1 в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, с учетом первичной даты подачи заявления.

Обязать администрацию <данные изъяты> г.Заречный Пензенской области выдать ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, свидетельство на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 гг.» в 2012 году.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения ФИО3, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Истцы обратились в суд с заявлением, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы города Заречного от ДД.ММ.ГГГГ № они были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и включены в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённой постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. №675. В ДД.ММ.ГГГГ они приобрели квартиру с помощью ипотечного кредита (кредитный договор № от ДД.ММ.ГГГГ). Действовавшая на тот момент редакция подпрограммы позволяла направлять социальную выплату на погашение основного долга по жилищному кредиту. На ДД.ММ.ГГГГ подпрограмма 2002-2010 прекратила своё действие и начала действовать новая подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» 2011-2015г., утверждённая постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050. Новые правила подпрограммы не предусматривали возможность использования социальной выплаты на погашение основного долга по жилищному кредиту. Их семья, не получив свидетельства на право получения социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» 2002-2010г., не имела возможности продолжать участие в подпрограмме. Приобретя в собственность жилое помещение общей площадью 49 кв.м., они перестали соответствовать условиям ст. 51 ЖК РФ в части учётной нормы общей площади на одного проживающего в жилом помещении. Кроме того, утратили платёжеспособность, взяв ипотечный кредит. 14 июля 2011 года постановлением Правительства РФ №575 были внесены изменения в подпрограмму «Обеспечение жильём молодых семей» 2011-2015г., которые возобновили возможность погашения основного долга по ипотеке, взятой до 01.01.2011г. После официального опубликования постановления Правительства №575 они обратились с заявлением в администрацию <данные изъяты> г. Заречный с целью участия в новой подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» 2011-2015г., и постановлением главы администрации г. Заречного от ДД.ММ.ГГГГ № их семья была включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» 2011-2015г. федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015г. Списки участников формировались согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 21.03.2011г. №77 с учётом даты признания молодой семьи нуждаемости в жилом помещении. Таким образом, у них появилось право получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ, но к тому времени, когда они восстанавливались в подпрограмме Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области были созданы и утверждены списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат на ДД.ММ.ГГГГ. Разработчиком подпрограммы, которым является Министерство регионального развития Российской Федерации, были созданы условия, которые не позволили участникам подпрограммы с ипотечными кредитами получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ для погашения основного долга по кредитам. Не имея возможности получить выплату в ДД.ММ.ГГГГ, у них оставалась надежда на следующий ДД.ММ.ГГГГ Учитывая, что в ДД.ММ.ГГГГ их очередь на получение социальной выплаты была под №, а свидетельств было выдано в г. Заречном 128 их право на выплату нарушено. В ДД.ММ.ГГГГ постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. №825 подпрограмма вновь была дополнена изменениями, в частности касающимися возраста участников подпрограммы. До настоящего времени социальная выплата ими не получена. ДД.ММ.ГГГГ они просили Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области известить о положении их семьи в списках молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В ответе на запрос Минздравсоцразвития Пензенской области поясняет, что в соответствии с п.п. «а» п.6 приложения №3 их семья не может быть включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ в рамках подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей)) 2011-2015г., утверждённой постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050, в связи с достижением ФИО2 36-летнего возраста. Они считают, что вновь нарушено их право на получение выплаты, так как в момент подачи заявления и признания их участниками подпрограммы п.п. «а» п.6 Правил предоставления молодым семьям социальной выплаты не были дополнены поправками, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. №825. Считают, в связи с тем, что право на получение социальной выплаты фактически у них возникло в ДД.ММ.ГГГГ, и оно нарушено в ДД.ММ.ГГГГ, право на получение социальной выплаты по подпрограмме ДД.ММ.ГГГГ, должно быть восстановлено ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на достижение ФИО2 36-летнего возраста.

        Просят суд обязать Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области включить их в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 23 приложения № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы с учётом первичной даты подачи заявления, обязать администрацию <данные изъяты> г. Заречный Пензенской области выдать им свидетельство на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 гг.» в ДД.ММ.ГГГГ

Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Минрегион России ставит вопрос об отмене решения суда, вынесении нового решения об отказе в удовлетворении иска. Судом при вынесении решения не были учтены положении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы) и необоснованно указано, что достижение ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ возраста 36 лет не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Поскольку семья П-ных не была включена в список претендентов на получение субсидии в планируемом году до достижения ФИО2 возраста 36 лет, предоставление истцам субсидии на приобретение жилья в рамках подпрограммы незаконно.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО3 просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

ФИО2, представитель администрации <данные изъяты> г. Заречный, представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом и своевременно. Судебная коллегия считает возможным на основании ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Судебная коллегия, проверяя решение первой инстанции, пришла к выводу, что решение подлежит отмене, поскольку судом первой инстанции при разрешении дела неправильно применены нормы материального права, и, руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, сочла необходимым принять по делу новое решение.

13.05.2006 Правительством Российской Федерации принято постановление N 285, утвердившее Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Настоящие Правила устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могли направляться в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитамили займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам, в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675.

Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, на основании постановления <данные изъяты> г. Заречный Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 и члены его семьи: ФИО3, ФИО1, признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. ФИО3 и члены его семьи включены в число участников целевой муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей <данные изъяты> г. Заречный Пензенской области на 2006-2010 годы».

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ П-ны приобрели в собственность квартиру в <адрес>, в том числе за счет средств ипотечного кредита, полученного ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «<данные изъяты>».

Право собственности П-ных на указанную квартиру зарегистрировано в УФРС по Пензенской области ДД.ММ.ГГГГ

Семья П-ных в рамках подпрограммы на 2002-2010 г.г. не получила свидетельство о праве на социальную выплату на погашение основного долга по ипотечному кредиту.

        ДД.ММ.ГГГГ подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы прекратила свое действие и начала действовать подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 года.

Условия указанной подпрограммы не предусматривали возможность использование социальной выплаты на погашение основного долга по жилищному кредиту, а предусматривали обеспечение предоставления молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение и строительство жилья.

Поскольку в собственности семьи П-ных уже имелось жилое помещение <адрес>, участвовать в новой подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы истцы не имели права.

Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011г. № 575 были внесены изменения в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, согласно которым социальные выплаты стало возможным использовать и для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.

ДД.ММ.ГГГГ истцы повторно обратились к главе администрации города Заречного Пензенской области с заявлением о включении их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Постановлением администрации <данные изъяты> г. Заречного Пензенской области № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 и членам его семьи: ФИО3, ФИО1 было отказано в признании участниками подпрограммы, как представившим не все документы, предусмотренные подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, а именно договора ипотечного кредитования.

Решением Зареченского городского суда Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, данное постановление признано незаконным, на администрацию г. Заречного Пензенской области возложили обязанность включить ФИО2, ФИО3, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

Пунктом 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050) установлено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 21.03.2011 г. № 77 утвержден Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, согласно которому орган местного самоуправления формирует список, участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет его до 1 сентября года, предшествующего планируемому, в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области.

В этот список включаются молодые семьи, признанные участниками подпрограммы на 2011 - 2015 годы до 20 августа года, предшествующего планируемому, и не включенные в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Подпрограмме на 2011 - 2015 годы, утвержденный в предшествующем планируемому году приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Внесение дополнительных лиц в список после 1 сентября года, предшествующего планируемому, не допускается (пункт 7 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области № 77 от 21.03.2011 года).

Приказом от 15.02.2012 года за № 60 Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области утвержден сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в ДД.ММ.ГГГГ в Пензенской области. Семья П-ных была включена в сводный список.

Однако Постановлением Правительства РФ от 06.10.2011г. № 825 в Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050) были внесены изменения, согласно которым участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от 11.05.2012 года № 205 в Сводный список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в Пензенской области, внесены изменения: семья П-ных исключена из указанного сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Пензенской области в ДД.ММ.ГГГГ.

     Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Пензенской области в 2012 году, в котором семья П-ных не указана.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО3 сообщено, что в связи с исполнением ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ 36 лет, его семья исключена из сводного списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 году в Пензенской области.

Между тем, вывод суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований является ошибочным, поскольку не соответствует нормам действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения.

По мнению судебной коллегии, истцы не имели права на получение социальной выплаты в 2011 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, поскольку к моменту их обращения с заявлением об участии в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (03.08.2011 года) списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по подпрограмме по Пензенской области в 2011 году были сформированы и утверждены (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области № 285 от 01.08.2011 г.), право истцов на получение социальной выплаты могло быть ими реализовано только в 2012 году в связи с подачей ими заявления об участии в подпрограмме в ДД.ММ.ГГГГ.

При решении вопроса об утверждении списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы 11 мая 2012 года Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области обоснованно руководствовалось действующими Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 в редакции Постановлений Правительства РФ от 14 июля 2011 года №575, от 6 октября 2011 года № 825), и поскольку на 11 мая 2012 года (дату издания приказа Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области № 206) ФИО2 исполнилось 36 лет, в силу пункта 18 названных Правил истцам правомерно отказано в признании их семьи участницей данной подпрограммы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ судебная коллегия

                                           о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г. Пензы от 18 июля 2012 года отменить, вынести новое решение, которым исковые требования ФИО2, ФИО3, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области, администрации <данные изъяты> г. Заречный Пензенской области о понуждении к включению в список молодых семей-претендентов на поучение социальной выплаты в ДД.ММ.ГГГГ, выдаче свидетельства на получение социальной выплаты оставить без удовлетворения.

Апелляционную жалобу Минрегион России удовлетворить.

Председательствующий

Судьи