ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9473 от 04.10.2012 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Мокрушин О.А.

Дело № 33-9473

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего судьи Няшина В.А., судей Елецких О.Б., Выдриной Ю.Г. при секретаре Боголюбовой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми 2 4 октября 2012 г. дело по апелляционной жалобе администрации г. Перми на решение Индустриального районного суда г. Перми от 10 августа 2012 г., которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований администрации г. Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора от 15.05.2012 г. в размере 5000 рублей по исполнительному производству №** о предоставлении ФИО1 благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 33 кв.м., - отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав доклад судьи Выдриной Ю.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

заявитель обратился в суд с требованиями об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению СПИ МОСП УФССП по Пермскому краю от 15.05.2012 года о взыскании исполнительского сбора в размере 5000 рублей по исполнительному производству № **, об обязании администрации г.Перми предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение.

Предъявленные требования мотивировал тем, что обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств.

Должник не может исполнить решение суда по объективным причинам, поскольку финансирование мероприятий, связанных с обеспечением жильем граждан из числа детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет средств бюджета Пермского края. Администрация наделена полномочиями по обеспечению указанных граждан жилыми помещениями только в пределах выделяемых денежных средств. Необходимый для исполнения аналогичных решений суда жилищный фонд отсутствует. Однако, для исполнения решения суда заключены муниципальные контракты для приобретения жилых помещений. Взыскателю ФИО1 предоставлена для вселения квартира по адресу г.Пермь, ул. ****.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе заявитель, указывая на то, что судом неправильно применены нормы материального и процессуального права, неверно дана оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела.

Так заявитель в апелляционной жалобе указал на то, что администрации г.Перми от исполнения решения Ленинского районного суда г.Перми от 18.10.2011 года не отказывалась, но на день подачи искового заявления сделать этого не могла, поскольку своевременному исполнению решения имеются объективные и независящие от воли администрации города Перми препятствия. Указано на то, что администрация города Перми наделена полномочиями по обеспечению жилыми помещениями только в пределах, выделяемых денежных средств. Считают, что суд, отказывая администрации города Перми в удовлетворении исковых требований об освобождении администрации города Перми от исполнительского сбора в сумме 5.000 рублей, неверно дал оценку обстоятельствам, имеющим значение для дела. Так указали на то, что администрация города Перми предпринимает достаточно мер по обеспечению жильем граждан из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. На день вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства (20.02.2012 года) администрация города Перми не имела возможности обеспечить жильем ФИО1, поскольку исполнение судебных решений по предоставлению жилых помещений, детям-сиротам и лицам данной категории, производится в порядке очередности с момента вынесения решения суда. Кроме того, администрация г.Перми предпринимает все необходимые меры по предоставлению жилья гражданам, относящимся к категории детей-сирот, и лицам и их числа. Также, суд при вынесении решения не учел того, что согласно имеющихся в материалах дела муниципальных контрактов № **, № **, № ** УЖО-БМК срок ввода в эксплуатацию для строящихся многоквартирных домов - 22.03.2012г. Исполнение контракта и регистрация права муниципальной собственности на жилые помещения занимает около 60 дней (подбор и передача жилых помещений, регистрация права муниципальной собственности). Таким образом, администрация города Перми не могла исполнить решение о предоставлении жилья ФИО1 в пятидневный срок, по независящим от ее воли обстоятельствам.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в оспариваемой части, суд руководствовался положениями ст. 1, 3, ч.7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно правовой природе исполнительского сбора, выявленной и изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор, взыскиваемый с должника в рамках исполнительного производства органом принудительного исполнения представляет собой административную санкцию штрафного характера, применяемую к должнику и обязывающую должника произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

В данном случае об отсутствии вины должника в неисполнении судебных актов о предоставлении взыскателям жилого помещения в установленный судебным приставом для их добровольного исполнения срок могут свидетельствовать только те объективно препятствующие этому обстоятельства, которые имели место в период со дня получения должником требования об исполнении решения суда до вынесения судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора.

Из материалов дела следует, что вынесенное судебным приставом -исполнителем постановление о возбуждении исполнительного производства от 20.02.2012 г. о предоставлении ФИО1 жилого помещения должником получено 28.02.2012 года, однако изложенное в них требование о добровольном исполнении судебных актов не исполнено в сроки, установленные судебным приставом-исполнителем.

Доказательств того, что в юридически значимый период решение суда истцом исполнялось, а именно - что администрацией принимались все возможные меры по предоставлению взыскателю жилого помещения, не представлено.

Также заявителем не представлено доказательств уважительности причин, препятствующих выполнению должником требований исполнительных документов в установленные сроки.

В связи с изложенным, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявленных требований.

Обстоятельства дела исследованы судом первой инстанции всесторонне, полно и объективно. Совокупности собранных по делу доказательств дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы. Правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.

Все изложенные в апелляционной жалобе обстоятельства, имеющие, по мнению заявителя, отношение к исполнению судебного решения, могут учитываться при решении вопроса о приостановлении исполнительного производства, отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, но не указывают на наличие оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.

Так довод апелляционной жалобы о том, что срок ввода в эксплуатацию для строящихся многоквартирных домов по муниципальным контрактам № **, № **, № ** УЖО-БМК - 22.03.2012 года, а также то, что исполнение выше указанных контрактов и регистрация права муниципальной собственности на жилые помещения занимает около 60 дней, не может служить основанием для отмены решения суда, так как эти доводы могли учитываться именно при решении вопроса об отсрочке исполнения решения суда, но не в качестве основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что администрация города Перми наделена полномочиями по обеспечению жильем граждан, относящимся к категории детей-сирот, и лицам из их числа, только в пределах, выделяемых денежных средств, несостоятельна, так как отсутствие денежных средств, либо их недостаточность, не освобождает должника от обязанности исполнить решение суда в установленные законом сроки.

Также является несостоятельным довод жалобы относительно того, что в 2009-2013 году реализуется пилотный проект о выплатах, предоставляемых детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края от 27.07.2009 года № 486-п «О пилотном проекте «Предоставление выплаты на приобретение жилого помещения детям-сиротам:, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа».

Так выше указанная программа определяет механизм предоставления выплаты на приобретение жилого помещения путем выпуска и реализации краевых жилищных сертификатов и предоставления денежной выплаты с целью обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством.), и лиц из их числа на территории Пермского края. Поскольку эта программа действует с июля 2009 года и распространяется на всех граждан относящимся к категории детей-сирот, и лицам из их числа, проживающих в Пермском крае, то она не может свидетельствовать о том, что должником администрацией с ее помощью исполнялось конкретное решение Ленинского районного суда г.Перми от 18.10.2011 года. Также следует отметить в качестве несостоятельности данного довода жалобы, что при наличии выше указанного пилотного проекта тем не менее решение Ленинского районного суда г.Перми от 18.10.2011 года не было исполнено в установленные сроки.

Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллеги

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу администрации г. Перми на решение Индустриального районного суда г. Перми от 10 августа 2012 г. оставить без удовлетворения.

Пр ед с еда т ель с т вующий: Судьи: