ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9475/20 от 15.12.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 декабря 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Авериной Е.Г.,

Мотиной И.И.,

при секретаре Марковой Э.В.,

с участием истца Зуйкиной С.М.,

представителя истца Потапова А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Зуйкиной Светланы Михайловны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконными, понуждении совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Керченского городского суда Республики Крым от 11 августа 2020 года,

у с т а н о в и л а:

в июле 2020 года Зуйкина С.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконными, понуждении совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением ответчика № 407959/19 от 20.08.2019 ей отказано в назначении пенсии в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», который предусматривает назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. Основанием для отказа явилось не включение периодов работы: с 01.09.1993 по 31.08.1994 в должности старшей пионервожатой, с 01.09.1994 по 17.10.1997 в должности педагога-организатора, в том числе отпуск по уходу за ребенком до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов отпусков по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 08.10.2012 по 26.10.2012, с 01.03.2017 по 15.03.2017, с 05.02.2018 по 09.02.2018. Считает не включение указанных периодов незаконным. Просит признать решение № 407959/19 от 20.08.2019 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным и обязать ответчика включить в страховой стаж педагогической деятельности вышеуказанные периоды работы, назначить ей страховую пенсию с 11.06.2019.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 11 августа 2020 года решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) № 407959/19 от 20.08.2019 об отказе в назначении пенсии Зуйкиной С.М. признано незаконным. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) обязано включить Зуйкиной С.М. в стаж работы, который дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в порядке подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 01.09.1993 по 31.08.1994 в должности старшей пионервожатой <данные изъяты>, с 01.09.1994 по 10.01.1995, с 19.10.1997 по 17.10.1997 в должности педагога-организатора <данные изъяты>, периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.10.2012 по 26.10.2012, с 01.03.2017 по 15.03.2017, с 05.02.2018 по 09.02.2018. Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) обязано назначить Зуйкиной С.М. досрочную страховую пенсию в порядке подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ с 11.06.2019. Разрешен вопрос о распределении судебных расходов.

В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное), ссылаясь на нарушения норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое, которым в удовлетворении иска Зуйкиной С.М. отказать.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца и ее представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Зуйкина С.М. 11.06.2019 обратилась в ГУ - управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым с заявлением о назначении досрочной пенсии.

Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым № 407959/19 от 20.08.2019 Зуйкиной С.М. отказано в назначении пенсии в связи с недостаточностью страхового стажа, который должен составлять 25 лет, а специальный стаж истца составляет 20 лет 4 месяца 18 дней.

В льготный стаж не включены периоды работы: с 01.09.1993 по 31.08.1994 в должности старшей пионервожатой; с 01.09.1994 по 17.10.1997 в должности педагога-организатора, в том числе отпуск по уходу за ребенком до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку наименование должности не предусмотрено Списками; периоды отпусков по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.10.2012 по 26.10.2012, с 01.03.2017 по 15.03.2017, с 05.02.2018 по 09.02.2018.

Удовлетворяя исковые требования Зуйкиной С.М., суд первой инстанции исходил из того, что согласно статей 2, 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ в редакции на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии 27.11.2018, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Согласно части 2 указанной нормы закона, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665).

Подпунктом «м» пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Период работы истца с 01.09.1993 по 31.08.1994 в должности старшей пионервожатой <данные изъяты>, с 01.09.1994 по 17.10.1997 года в должности педагога-организатора <данные изъяты> подтверждается трудовой книжкой серии , выданной <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии частью 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республику Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01.01.2015.

Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 05.05.2014 № 84-ФЗ лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии счастью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2014 № 208- ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Согласно абзацу 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В спорные периоды работы истца действовало законодательство Украины, которое подлежит применению в рассматриваемых правоотношениях.

Согласно статье 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 № 1788 - XII, действовавшего в спорный период работы истца, право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно пункту «е» статьи 55.

Пунктом «е» статьи 55 указанного Закона предусматривалось, что право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 г. № 909 «О Перечне заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрена должность педагога-организатора, наименование учреждения общеобразовательные учебные заведения.

Согласно пункта 3 примечаний Постановления Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 г. № 909 работа по специальности в заведениях и учреждениях, и на должностях до 01.01.1992 года, которая давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии с ранее действующим законодательством, в том числе на должности старшей пионервожатой, засчитывается в стаж для назначения пенсии по выслуге лет.

В период работы с 01.09.1994 по 17.10.1997 в должности педагога-организатора <данные изъяты> истец находилась в отпуске по уходе за ребенком до 3 лет с 11.01.1995 года по 18.10.1997 года. Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости включения в стаж педагогической деятельности истца периода работы с 01.09.1993 по 31.08.1994 в должности старшей пионервожатой <данные изъяты>, с 01.09.1994 по 10.01.1995, с 19.10.1997 по 17.10.1997 в должности педагога-организатора <данные изъяты>

В части требований о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, судом установлено следующее.

Указанные периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет подтверждаются справкой <данные изъяты> от 07.08.2019, приказом <данные изъяты> от 01.09.1999.

Согласно статье 179 КЗоТ Украины, по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой за эти периоды, пособия в соответствии с законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 181 и 181 КЗоТ Украины, отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуск без сохранения заработной платы (части третья и шестая статьи 179 настоящего Кодекса) засчитываются как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности.

Согласно пункту 4 постановления Кабинета министров Украины от 19.10.1998 года № 1658 «Об утверждении Правил исчисления общего трудового стажа для назначения работникам помощи по временной нетрудоспособности» (утративших силу на основании постановления Кабинета министров Украины от 11.07.2001 года № 807), в общий трудовой стаж засчитываются также время отпуска в связи с беременностью и родами, частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком, длительность которого определяется медицинским учреждением, но не более как до достижения ребенком шестилетнего возраста.

Периоды нахождения Зуйкиной С.М. на курсах повышения квалификации с 08.10.2012 по 26.10.2012, с 01.03.2017 по 15.03.2017, с 05.02.2018 по 09.02.2018 имели место в период работы истца в должности учителя <данные изъяты> и заместителя директора <данные изъяты>, что подтверждается трудовой книжкой серии , выданной <данные изъяты>».

Нахождение на курсах в указанные периоды подтверждается приказом <данные изъяты> от 04.10.2012, приказами <данные изъяты> № 39- к от 12.02.2017, № 20-к от 01.02.2018.

Согласно справке <данные изъяты> № 32/04-16 от 16.01.2020, в периоды нахождения Зуйкиной С.М. на курсах повышения квалификации с 08.10.2012 по 26.10.2012, с 01.03.2017 по 15.03.2017, с 05.02.2018 по 09.02.2018 начислены и уплачены страховые взносы в ПФ.

Рекомендациями Международной Организации Труда от 24.06.1974 № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска, к каковому также по существу относятся и периоды нахождения на кусах повышения квалификации, должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации, работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Трудовым законодательством Российской Федерации установлено, что повышение квалификации является правом работника и обязанностью работодателя и в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации).

Аналогичная позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года.

В силу статьи 122 КЗоТ Украины, действовавшего в период нахождения истца на курсах с 08.10.2012 по 26.10.2012, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.

Постановлением Кабинета Министров Украины «О гарантиях и компенсациях для работников, которые направляются для повышения квалификации, подготовки, переподготовки, обучения другим профессиям с отрывом от производства» от 28.06.1997 № 695 установлено, что для работников, которые направляются для повышения квалификации, подготовки, переподготовки и обучения другим профессиям с отрывом от производства (далее - обучение), предоставляются минимальные государственные гарантии, в том числе сохранение средней заработной платы по основному месту работы за время обучения. За учителями и иными работниками образования, которые направляются на курсы и в институты усовершенствования учителей, сохраняется средняя заработная плата по каждому месту работы.

В соответствии с пунктом «д» статьи 56 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», обучение на курсах повышения квалификации и переквалификации засчитывается в стаж работы, который дает право на пенсию за выслугу лет. Таким образом, законодательство Российской Федерации и ранее действующее законодательство Украины предусматривают включение периодов нахождения на курсах повышения квалификации в общий и специальный стаж.

В силу ч. 1.1 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложению № 7 к Закону № 400-ФЗ, при возникновении права на страховую пенсию в 2019 году пенсия по старости назначается не ранее 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

Согласно части 2 статьи 10 Федерального закона № 350-ФЗ, за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.

Истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в установленном законом порядке 11.06.2019, выработала необходимый стаж до 01.01.2019, в связи с чем, по мнению суда первой инстанции, она имеет право на назначение пенсии на прежних условиях, действовавших до 31.12.2018, то есть с момента обращения с заявлением в пенсионный орган, без отложения права на назначение пенсии.

С такими выводами суда первой инстанции не в полной мере соглашается судебная коллегия и считает, что они сделаны с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу.

Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).

Пунктами 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 19.12.2003 г. № 23 разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ решение суда первой инстанции не соответствует.

Как верно установлено судом первой инстанции, согласно статье 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.1991 № 1788 - XII, действовавшего на территории Республики Крым в период до 2015 года, право на пенсию за выслугу лет имели, в частности, работники образования согласно пункту «е» статьи 55, в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет имеют, работники образования при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 № 909 «О Перечне заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрена должность педагога-организатора, наименование учреждения общеобразовательные учебные заведения.

Пунктом 3 примечаний к Постановлению Кабинета Министров Украины от 04.11.1993 № 909 работа по специальности в заведениях и учреждениях, и на должностях до 01.01.1992 года, которая давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии с ранее действующим законодательством, в том числе на должности старшей пионервожатой, засчитывается в стаж для назначения пенсии по выслуге лет.

Таким образом, правовое урегулирование вопроса включения в специальный стаж пери ода работы на данной должности в Украине и Российской Федерации на момент осуществления истцом указанной деятельности, имело отличия, что не учтено судом первуй инстанции при разрешении дела по существу.

Из материалов дела следует, что в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> (ФИО3), Зуйкина С.М. работала с 01.09.1993 по 01.09.1994, в связи с чем указанный период работы не подлежит зачету в специальный страховой стаж.

Учитывая, что в соответствии с расчетом Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное), с учетом периода работы Зуйкиной С.М. в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> Зуйкина С.М. с 01.09.1993 по 01.09.1994 (не подлежащего учету в специальный стаж), датой достижения 25-летнего стажа педагогической деятельности является 29.11.2018, судебная коллегия пришла к выводу, что на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии, Зуйкина С.М. не имела необходимого стажа педагогической деятельности, предусмотренного пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Такой датой является 29.11.2019.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», согласно которому гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков, право Зуйкиной С.М. на досрочную пенсию по п. 19 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникло с 29 мая 2020 года.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований о понуждении Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) назначить пенсию с 15.10.2019 следует отказать.

При этом судебная коллегия обращает внимание, что право истца на включение в специальный стаж периода работы с 29.11.2018 по 29 11.2018 не рассматривалось ответчиком и во включении этого периода истцу отказано не было.

Поскольку заявительный порядок обращения к пенсионному органу о включении периода с 29.11.2018 по 29 11.2018 Зуйкиной С.М. не соблюден, у суда отсутствуют правовые основания для включения этого периода в специальный стаж истца. Более того, как следует из содержания искового заявления Зуйкиной С.М., требований о включении данного периода в специальный стаж истцом в рамках настоящего дела не заявлялось, в связи с чем оснований для выхода за пределы исковых требований, не имеется.

Кроме того, резолютивная часть решения суда содержит излишнее и неверное указание периода работы истца в должности педагога-организатора <данные изъяты> с 19.10.1997 по 17.10.1997, поскольку указанный период не соответствует хронологическому порядку, а работу в указанной должности с 01.09.1994 по 10.01.1995, как и период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ суд уже обязал ответчика зачесть в специальный стаж истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Керченского городского суда Республики Крым от 11 августа 2020 года в части понуждения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) включить Зуйкиной Светлане Михайловне в стаж работы, который дает право на назначение досрочной трудовой пенсии в порядке подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы: с 01.09.1993 по 31.08.1994 в должности старшей пионервожатой <данные изъяты> с 19.10.1997 по 17.10.1997 и назначения Зуйкиной Светлане Михайловне досрочной страховой пенсии в порядке подпункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ с 11.06.2019 отменить.

В удовлетворении исковых требований Зуйкиной Светлане Михайловне в указанной части отказать.

Судьи: