Судья: Гильманова Т.А. № 33-9479
Докладчик: Зайцева Е.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 сентября 2018г. Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Зайцевой Е.Н.,
судей: Пискуновой Ю.А., Савинцевой Н.А.
при секретаре Поленок Ю.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Зайцевой Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе директора Мариинского ГПАТП Кемеровской области ФИО1
на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 22 июня 2018 года
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах в интересах неопределенного круга потребителей к Мариинскому ГПАТП Кемеровской области, администрации Мариинского городского поселения Кемеровской области, Управлению по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения Кемеровской области об устранении нарушений действующего законодательства,
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах в интересах неопределенного круга потребителей обратилось в Мариинский городской суд с иском к Мариинскому ГПАТП Кемеровской области, администрации Мариинского городского поселения об устранении нарушений действующего законодательства.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведения территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах административного расследования в отношении Мариинского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области было установлено, что Мариинское ГПАТП осуществляет деятельность по оказанию населению услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом с нарушением требований ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 15 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, п.6 ст.19 Федерального закона РФ от 07.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а именно: на указателях остановочных пунктов г.Мариинска «Авторота», «Чермет», «Западная», «Почта» не размещена информация о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включены остановочные пункты; на остановочных пунктах «Металлист», «Церковь», «Телеграф», «Школа №6» информация о расписании для маршрутов регулярных перевозок размещена вне указателей остановочных пунктов на бумажных носителях, находящихся внутри остановочных пунктов; на остановочных пунктах «Почта», «Мичурина», «Больница», «Маслозавод» указатели отсутствуют; на всех указателях остановочных пунктов отсутствует информация о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
В связи с выявленными нарушениями в отношении Мариинского ГПАТП было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 318 от 08.10.2015, согласно которому Мариинское ГПАТП было признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В период с 02.05.2017 по 31.05.2017 в отношении Мариинского ГПАТП была проведена плановая проверка, в ходе которой также установлены нарушения Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, Федерального закона РФ от 07.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а именно: - на указателях остановочных пунктов г.Мариинска не доведена до сведения потребителей информация о наименовании конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, что является нарушением ст.8, ст. 10 Закона №2300-1, п.4, п.5, п.7, п. 15 Правил перевозок пассажиров, п.6 ст.19 Устава.
По результатам проведения плановой проверки Мариинское ГПАП также было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (постановление № 158 от 08.06.2017). Выдано Предписание об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей.
Однако предписание не выполнено: на остановочных пунктах отсутствует информация для потребителей о наименовании конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа. Возражения в отношении акта проверки не представлялись, постановление о привлечении к административной ответственности не обжаловано.
Таким образом, Мариинским ГПАТП Кемеровской области, осуществляющим деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом, нарушаются права неопределенного круга потребителей на получение необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах (о наименовании конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа), обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, а так же нарушаются установленные Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
На основании изложенного и с учетом уточнений требований истец просил:
Признать действия Мариинского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области по оказанию населению услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом без предоставления информации для потребителя о наименовании конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать администрацию Мариинского городского поселения, Управление по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения в срок до 01.09.2018 принять меры по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению: установить указатели, на остановочных пунктах города Мариинска для доведения до сведения потребителей информации о наименовании конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Обязать Мариинское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области в срок до 01.10.2018 на указателях остановочных пунктов г. Мариинска разместить информацию для потребителей о наименовании конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
4. В случае удовлетворения исковых требований обязать ответчика в десятидневный срок довести через средства массовой информации решение суда.
В судебном заседании представитель истца - ФИО2, действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержала.
Представители ответчика - Мариинского ГПАТП Кемеровской области - адвокат Данилова Л.Ф. и Набоков А.В., действующий на основании доверенности, против иска возражали.
В судебном заседании представитель администрации Мариинского городского поселения, Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения ФИО3, действующая на основании доверенностей, уточненные исковые требования признала.
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 22 июня 2018 года постановлено:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районах в интересах неопределенного круга потребителей удовлетворить.
Признать действия Мариинского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области по оказанию населению услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом без предоставления информации для потребителя о наименовании конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Обязать администрацию Мариинского городского поселения, Управление по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения в срок до 01.09.2018 принять меры по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению: установить указатели, на остановочных пунктах города Мариинска для доведения до сведения потребителей информации о наименовании конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Обязать Мариинское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области в срок до 01.10.2018г. на указателях остановочных пунктов г.Мариинска разместить информацию для потребителей о наименовании конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Обязать Мариинское государственное пассажирское автотранспортное предприятие Кемеровской области после вступления решения суда в законную силу в десятидневный срок довести до потребителей через средства массовой информации решение суда.
В апелляционной жалобе директор Мариинского ГПАТП Кемеровской области ФИО1 просит решение суда отменить.
Считает, что обязанность по выполнению указанных требований закона, в части размещения информации на указателях, определяющих место остановки транспортных средств для посадки или высадки пассажиров, законодательством возложена на органы местного самоуправления, а не на транспортную организацию, осуществляющую перевозку пассажиров, а не на ГПАТП.
Отмечает, что Мариинское ГПАТП Кемеровской области осуществляет перевозку пассажиров на основании государственного контракта, заключаемого с Департаментом транспорта и связи Кемеровской области. Согласно контракту на Мариинское ГПАТП Кемеровской области возложена обязанность по осуществлению перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах городского сообщения согласно сводному расписанию по маршрутной сети города.
Маршруты и графики движения транспортных средств городского пассажирского транспорта определяются органом местного самоуправления, а не перевозчиком, который обязан соблюдать согласованную с таким органом схему движения по маршрутам.
Вывод суда о том, что Мариинское ГГТАТП Кемеровской области, как перевозчик, в силу Закона о защите прав потребителей обязан доводить до сведения потребителя информацию об оказываемых им услугах именно на указателях остановочных пунктов, является необоснованным.
Остановочные пункты г. Мариинска, равно как и указатели остановочных пунктов являются муниципальной собственностью, находятся на балансе Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения.
При этом, Мариинское ГПАТП Кемеровской области, начиная с 2015 г., неоднократно обращалось к главе Мариинского городского поселения с просьбой организовать работу по оборудованию остановочных павильонов, установке указателей остановочных пунктов, а также обеспечения их обозначения по городским маршрутах в целях информирования населения.
На апелляционную жалобу начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском, Тисульском, Тяжинском и Чебулинском районахБудковой О.Н. принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав представителя Мариинского ГПАТП ФИО4, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя администрации Мариинского городского поселения, Управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения ФИО3, представителя истца - ФИО2, просивших решение суда оставить без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Так, согласно п. 4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
На основании п. п. 3, 5, 7 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.
В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Согласно п. 14 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 N 112, остановочные пункты оборудуются указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров.
Согласно п. 10 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения.
Как следует из материалов дела и судом первой инстанции установлено, в результате проведенного территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Мариинске, Мариинском и Чебулинском районах административного расследования было установлено, что Мариинское ГПАТП осуществляет деятельность по оказанию населению услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом с нарушением требований ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 15 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, п.6 ст.19 Федерального закона РФ от 07.11.2007 №259-ФЗ «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а именно:
на указателях остановочных пунктов г. Мариинска «Авторота», «Чермет», «Западная», «Почта» не размещена информация о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включены остановочные пункты;
на остановочных пунктах «Металлист», «Церковь», «Телеграф», «Школа №6» информация о расписании для маршрутов регулярных перевозок размещена вне указателей остановочных пунктов на бумажных носителях, находящихся внутри остановочных пунктов;
на остановочных пунктах «Почта», «Мичурина», «Больница», «Маслозавод» указатели отсутствуют;
на всех указателях остановочных пунктов отсутствует информация о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
В связи с выявленными нарушениями было вынесено постановление по делу об административном правонарушении № 318 от 08.10.2015, согласно которому Мариинское ГПАТП было признано виновным в совершении административного правонарушения и привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 14.8 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», в виде предупреждения..
С 02.05.2017 по 31.05.2017 в отношении Мариинского ГПАТП была проведена плановая проверка, в ходе которой также установлены нарушения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112, Федерального закона РФ от 07.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», а именно: - на указателях остановочных пунктов г. Мариинска не доведена до сведения потребителей информация о наименовании конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Постановлением по делу об административном правонарушении № 158 от 08.06.2017 Мариинское ГПАТП было привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав потребителей № 79 от 31.05.2017.
Согласно акту проверки № 240-ВН от 27.02.2018 предписание не выполнено.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к выводу, что информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местно значения является дорожной деятельностью, выполнение которой в границах населенных пунктов возложено на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, обязал администрацию Мариинского городского поселения и Управление по обеспечению жизнедеятельности Мариинского городского поселения принять меры по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению: установлению указателей на остановочных пунктах города Мариинска для доведения до сведения потребителей информации о наименовании конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Вывод суда в данной части сторонами не обжалуется.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что Мариинское ГПАТП Кемеровской области как лицо, осуществляющее деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом обязано разместить для потребителей своих услуг на указателях остановочных пунктов г. Мариинска информацию о наименовании конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; о расписании для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; о наименовании, адресе и контактных телефонах органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд обоснованно возложил на Мариинское ГПАТП Кемеровской области вышеприведенные обязанности.
Так, в соответствии с ч.4 ст.1 Федерального Закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» к отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, применяются так же положения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.
В соответствии со ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должна быть размещена информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа. Состав информации, включаемой в расписание, определяется Правилами перевозок пассажиров.
Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в соответствии с которыми на указателях (за исключением указателей на остановочных пунктах, расположенных на территории автовокзалов) размещается следующая информация: условное обозначение транспортного средства (автобуса, троллейбуса, трамвая), используемого для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа; наименование остановочного пункта; номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт; наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок; расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, за исключением остановочных пунктов, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; надпись "По требованию" в остановочных пунктах, в которых посадка (высадка) пассажиров осуществляется по их требованию; наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.
Данные Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.
Из указанных норм права следует вывод, что у перевозчика возникает обязанность по ознакомлению пассажиров с информацией, указанной в статье 19 Устава о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании, времени начала и окончания движения транспортных средств по соответствующему маршруту, наименовании конечного остановочного пункта маршрута, информация о наименовании, об адресе и о номерах контактных телефонов органа, осуществляющего контроль за регулярными перевозками пассажиров и багажа.
В соответствии с п. 13 ст.2 Федерального закона РФ от 07.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж.
Законом РФ «О защите прав потребителей» определено что исполнитель - это организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно п.п.2 п.2 Устава Мариинского государственного пассажирского автотранспортного предприятия Кемеровской области предметом деятельности Мариинского ГПАТП Кемеровской области является предоставление населению услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом.
Поскольку Мариинское ГПАТП Кемеровской области является перевозчиком по смыслу вышеприведенных положений, является исполнителем услуг, и, соответственно, на него возлагается обязанность по размещению и предоставлению предусмотренной действующим законодательством информации на остановочных пунктах в целях защиты прав пассажиров, являющихся потребителями данных услуг.
Доводы апелляционной жалобы о том, что информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения является дорожной деятельностью, выполнение которой в границах населенных пунктов возложено на органы местного самоуправления, основаны на законе, никем не оспариваются, но в части создания условий для предоставления транспортных услуг населению.
Вместе с тем, как верно указал суд первой инстанции, в силу действующего законодательства информация об оказываемых услугах потребителям должна быть размещена, данная обязанность возлагается также на перевозчика в целях защиты прав пассажиров, являющихся потребителями данных услуг.
Доводы представителя ответчика о том, что расписание движение и сведения о маршрутах движения опубликованы в сети Интернет, местной газете, транспортных средствах, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные доказательства в суд первой инстанции в рамках состязательного процесса не были предоставлены. Кроме того, согласно статьи 19 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок должна быть размещена информация о виде регулярных перевозок пассажиров и багажа, расписании. Гражданин, как потребитель пользующийся услугами, предоставляемыми Мариинским ГПАТП имеет право на предоставлении информации о предоставляемой услуги до того, как указанная услуга будет предоставлена (до посадки в транспортное средство), а не по ходу движения, с целью возможности оценить необходимость получения им указанной услуги, что согласуется со ст. 10 закона «О защите прав потребителя». Как следует из материалов дела, Мариинское ГПАТП подвергалось дважды административному взысканию за указанные нарушения прав потребителей, не оспаривало их, однако и не устранило.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции решение постановлено с соблюдением норм материального права, нарушений норм процессуального права судом не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 22 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу директора Мариинского ГПАТП Кемеровской области ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий: Е.Н. Зайцева
Судьи: Ю.А.Пискунова
Н.А.Савинцева