ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-947/2016 от 02.12.2016 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Данилова О.П.

Дело № 33-947/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 декабря 2016 г. г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Золотаревой Ю.Г.,

судей: Слободчиковой М.Е., Кнепмана А.Н.,

при секретаре Кузнецовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 03 октября 2016 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора города Биробиджана ЕАО к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия удовлетворить полностью.

Обязать мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области разместить на сайте органов местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нормативные правовые акты органов местного самоуправления городского округа, а также сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими.

Заслушав доклад судьи Слободчиковой М.Е., пояснения прокурора Холманских Т.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Биробиджана, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО (далее по тексту мэрия город МО «Город Биробиджан») об обязании совершить определённые действия.

Требования мотивировал тем, что в ходе проверки исполнения требований законодательства об организации доступа к информации о деятельности муниципальных органов установлено, что на официальном сайте ответчика объём размещённой информации не соответствует требованиям ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно не размещены нормативные правовые акты мэрии города, сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими.

Просил суд обязать ответчика разместить на сайте органов местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» нормативные правовые акты органов местного самоуправления городского округа, а также сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими.

В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана Никонов А.С. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, пояснила, что на сайте размещён перечень муниципальных правовых актов, тексты которых доступны в информационно-правовой системе «Кодекс», на которую на сайте имеется гиперссылка.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе мэрия города МО «Город Биробиджан» ЕАО просила решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указала, что для размещения информации, определённой статьей 13 ФЗ от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", мэрией города используется информационная система «Кодекс», в которой размещены тексты муниципальных правовых актов, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов. Требования закона не нарушены, поскольку законодатель обязывает размещать указанную информацию в сети «Интернет», а не на сайте органа местного самоуправления, что и было сделано ответчиком.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд в решении не указал перечень нормативных правовых актов, неразмещённых мэрией города МО «Город Биробиджан» в сети «Интернет», что препятствует исполнению решения суда.

В возражение прокурор просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.

В апелляционной инстанции прокурор Холманских Т.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.

Представитель мэрии города МО «Город Биробиджан в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлён надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия рассмотрела дело без его участия.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражений на неё, выслушав пояснения прокурора, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 2 статьи 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее по тексту Закон об обеспечении доступа к информации), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, её открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (п. 1 ст. 4 Закона об обеспечении доступа к информации).

Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 Закона об обеспечении доступа к информации является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети "Интернет".

В силу части 1 статьи 10 данного Закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Статьёй 13 вышеуказанного Закона определён объём информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети «Интернет», который содержит, в том числе нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на официальном интернет - сайте мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО «biradm.ru» содержится перечень нормативных правовых актов, изданных данным органом местного самоуправления. Полный текст которых содержится в информационно-правовой системе «Кодекс», на которую на сайте мэрии имеется гиперссылка.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что требования Закона об обеспечении доступа к информации органом местного самоуправления не выполнены.

Судебная коллегия согласилась с таким выводом суда.

Довод апелляционной жалобы о том, что законодатель не обязывает размещать тексты нормативных правовых актов на сайте органа местного самоуправления, допуская их размещение в сети «Интернет», необоснован, поскольку противоречит ст. 10 Закона об обеспечении доступа к информации, согласно которой органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности создают официальные сайты в сети «Интернет».

Судебная коллегия не согласилась с доводом о том, что информация о деятельности органа местного самоуправления может быть размещена на сайте данного органа с использованием гиперссылки. Статьёй 25 Закона об обеспечении доступа к информации установлена ответственность должностных лиц органов местного самоуправления за нарушение права на доступ к информации о деятельности указанных органов, соответственно, ответственность за достоверность содержания размещаемых нормативно - правовых актов несут именно указанные лица, а не ответственные лица информационно-правовой системы «Кодекс».

Обстоятельств, препятствующих исполнению решения суда, указанных в апелляционной жалобе, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного судебная коллегия не находит законных оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 03 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» ЕАО - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи