ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 октября 2013 года дело №33-948/2013
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
Председательствующего Батагова А.Э.
судей Багаевой С.В., Кисиевой М.Л.
с участием прокурора Бязрова И.Ф.
при секретаре Туаевой Б.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Никаева Х.М. на решение Советского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 6 августа 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Никаева Х. М. к Управлению Федерального казначейства по Республике Северная Осетия- Алания о признании незаконными заключения служебной проверки от 14.05.2013 г., приказа от 23.05.2013 г. №.. л/с об освобождении от занимаемой должности, а также восстановлении Никаева Х.М. на работе в должности начальника отдела информационных систем УФК по РСО-Алания, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в размере… рублей, компенсации морального вреда в размере … рублей и судебных расходов в размере … рублей отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Кисиевой М.Л., объяснения Никаева Х.М. и его представителя Качмазова М.П. поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УФК по РСО-Алания Агузаровой М.В., заключение прокурора Бязрова И.Ф. полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Никаев Х.М. обратился в суд с иском к УФК по РСО-Алания о признании заключения служебной проверки и приказа №103 л/с от 23.05.2013 г. об освобождении его от занимаемой должности незаконными, восстановлении его на работе в должности начальника отдела информационных систем УФК по РСО-Алания и взыскании среднего заработка в размере … рублей.
В обоснования предъявленных исковых требований указал, что в результате нештатной ситуации, произошедшей 11.02.2013 г. в 13 ч. 15 минут в виде отключения электроэнергии в здании УФК по РСО-Алания вышел из строя один из компьютерных серверов. Он предпринял все необходимые меры для восстановления работоспособности сервера, предусмотренные должностным регламентом начальника отдела информационных систем УФК по РСО-Алания. После подачи электроэнергии примерно в 14 ч. 45 минут того же дня сервер приложений СЭД запустился в штатном режиме (….), а сервер баз данных СЭДа не запустился (…). Для устранения указанной неполадки он дал распоряжение главному специалисту - эксперту отдела информационных систем (далее ИС) завести обращение в системе управления эксплуатации (далее СУЭ) №… от 11.02.2013 г. С помощью специалистов «Ай-Теко» выяснилось, что вышел из строя SAS-контроллер и не подключается дисковая полка с базами данных указанного сервера. Для минимизации ущерба рабочему процессу им было принято решение о переносе баз данных СЭД на сервер приложений. Также к серверу была подключена дисковая полка (….), но сервер её не видел, а системного администратора у них в штате нет, чтобы разобраться и запустить её.
Две недели сервер проработал в штатном режиме. 17.04.2013 г. работоспособность сервера была полностью восстановлена. Из создавшейся нештатной ситуации, повлекшей поломку сервера, можно было благополучно выйти при наличии в штате отдела ИС УФК по РСО-Алания системных администраторов, которые могли бы отслеживать создавшиеся ошибки и оперативно их устранить.
Приказом №… л/с от 30.04.2013 г. он временно отстранен от замещаемой должности начальника отдела информационных систем в УФК по РСО-Алания со ссылкой на проведение служебной проверки. Между тем, по распоряжению заместителя руководителя ФК Прокофьева С.Е. Управление информационных систем Центрального аппарата Федерального казначейства России, в этот же день, 30.04.2013 г. началась проверка по выяснению причин возникновения данной нештатной ситуации в УФК по РСО-Алания. По заключению специалистов - экспертов УИС действия Никаева Х.М. по устранению нештатной ситуации были признаны своевременными и правильными. Однако, заключение высшего руководства специалистов - экспертов от 14.05.2013 г. не было принято во внимание комиссией УФК по РСО-Алания по проведению служебной проверки, которая дала заключение служебной проверки от 14.05.2013 г. о том, что он, якобы, не выполнил задание руководителя и не обеспечил работоспособность сервера в полном объеме, пустил постороннего в серверную комнату - режимное помещение, подписал акты, которые не должен был подписывать, не писал служебные записки и ответы, публично размещал статьи о руководстве, тем самым нарушив требования должностного регламента начальника отдела ИС. На основании указанного заключения служебной проверки от 14.05.2013 г., являющегося незаконной, был издан приказ №… л/с от 23.05.2013 г. об освобождении его от занимаемой должности в связи с расторжением служебного контракта от 15.08.2005 г. №173, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 (Федерального закона от 24.07.2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»). Указанный приказ об увольнении является явно незаконным и необоснованным. Так, в частности, в нем указано, что он уволен за однократное грубое нарушение своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу, однако не указано, когда и какое именно однократное грубое нарушение было совершено, какой вред им причинен, то есть не указано основание привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения.
В последующем, истец дополнил свои исковые требования, представив суду заявление, согласно которому просит также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере … рублей и судебные расходы в размере … рублей.
Просил удовлетворить его исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании Никаев Х.М. и его представитель Качмазов М.П., исковые требования поддержали.
Представитель ответчика - УФК по РСО-Алания Агузарова М.В., исковые требования истца не признала, пояснив, что УФК по РСО-Алания соблюдена процедура и сроки проведения служебной проверки в отношении Никаева Х.М., установленные Законом «О государственной гражданской службе РФ». Выводы Комиссии по служебной проверке свидетельствуют о нарушении Никаевым Х.М. своих должностных обязанностей, повлекшем причинение вреда как УФК по РСО-Алания так и Российской Федерации, РСО-Алания в виде не поступления в соответствующие уровни бюджетов перечисляемых доходов, поскольку поступающие денежные средства (т.е. уплачиваемые штрафы, пени госпошлины и т.д.) оставались как невыясненные платежи на балансовом счете №… УФК по РСО-Алания.
Представители ответчика - УФК по РСО-Алания, Цогоев Г.В., Муслимов Э.З., Гутиев А.Ю., исковые требования истца не признали, просили отказать в их удовлетворении по доводам, изложенным в возражениях на данное исковое заявление, дав суду аналогичные пояснения.
Советским районным судом г. Владикавказ РСО-Алания постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Никаев Х.М. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и вынести новое решение которым его исковые требования удовлетворить.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом, исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрены основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, в том числе служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: однократного грубого нарушения гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители", своих должностных обязанностей, повлекшего за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации (ч. 1 п. 6 ст. 37).
Согласно ч. 1 ст. 57 Закона N 79-ФЗ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Отказывая в удовлетворении требований Никаеву Х.М. суд первой инстанции исходил из того, что прекращение с истцом служебного контракта и увольнение с государственной гражданской службы за однократное грубое нарушение своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу произведено при наличии оснований и с соблюдением установленного законом порядка.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права и подтверждаются материалами дела.
Так судом установлено, что приказом руководителя УФК по РСО-Алания от 01.06.2011 г. №… л/с Никаев Х.М. был назначен в порядке перевода на должность начальника отдела информационных систем. С должностным регламентом начальника отдела информационных систем от 01.06.2011 г. Никаев Х.М. ознакомлен 01.06.2011г.
Приказом от 29.04.2013 г. №.. л/с, на основании служебной записки заместителя руководителя УФК по РСО-Алания Галазова В.Ю. от 26.04.2013 г. в отношении Никаева Х.М. назначена служебная проверка, утвержден состав Комиссии по служебной проверке.
По результатам служебной проверки 14.05.2013 г., т.е. в установленный ст. 59 Закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ месячный срок, Комиссией по служебной проверке составлено и подписано заключение, с которым Никаев Х.М. был ознакомлен в установленном порядке 17.05.2013 г.
Из заключения по результатам служебной проверки от 14.05.2013 г. следует, что 11.02.2013 г. вышел из строя сервер баз данных Системы электронного документооборота (СЭД) (…), принадлежащий УФК по РСО-Алания. При этом Никаев Х.М., зная о необходимости восстановить работоспособность указанного сервера и получив неоднократные поручения руководителя Айларовой Г.И. и курирующего заместителя руководителя Галазова В.Ю. оперативно решить указанную проблему, не предпринял достаточных мер для этого, чем нарушил, возложенные на него должностным регламентом обязанности по обеспечению штатной эксплуатации прикладных информационных систем, по обеспечению администрирования прикладного программного обеспечения и технических средств информационно-технической инфраструктуры Управления, по устранению нештатных ситуаций, связанных с функционированием прикладного программного обеспечения технических средств Управления, обязанности по оперативному решению проблем, возникших при работе серверов Управления, а также обязанность соблюдать общие принципы служебного поведения государственных гражданских служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12.08.2002 г. №….
Приказом руководителя УФК по РСО-Алания от 23.05.2013 г. №103 л/с с Никаев Х.М. освобожден от замещаемой должности начальника отдела информационных систем УФК по РСО-Алания и уволен 23.05.2013 г. с государственной гражданской службы в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» по инициативе представителя нанимателя за однократное грубое нарушение своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу (п. 6 ч 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Увольнение с гражданской службы по основанию, установленному п. 6 ч. 2 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», в силу п. 5 ч. 1 ст. 57 данного закона является дисциплинарным взысканием.
Таким образом, предусмотренный законом порядок применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения по указанному основанию ответчиком был соблюден, так как перед увольнением ответчиком была проведена служебная проверка, и по ее результатам было составлено заключение.
Судом установлено, что в результате неисполнения Никаевым Х.М. обязанностей предусмотренных ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и должностным регламентом начальника отдела информационных систем УФК по РСО-Алания с 384 клиентами, получателями средств как республиканского, так и местного уровня бюджета была прервана система электронного документооборота, что привело к невозможности исполнения Управлением своих обязательств по договорам об обмене электронными документами, заключенным со всеми получателями средств республиканского и местного бюджетов, в связи с чем сотрудники Управления, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов вынуждены были принимать от бюджетополучателей документы на бумажных носителях, вручную формировать все заявки на кассовый расход, представляемые клиентами.
Бездействие Никаева Х.М. привело и к тому, что в период с 12.02.2013 г. по 25.04.2013 г. увеличилась сумма невыясненных платежей на балансовом счете №40101 УФК по РСО-Алания, вследствие невозможности клиентами, наделенными полномочиями администраторов доходов, уточнять суммы, поступающие от уплаты штрафов, государственной пошлины, пеней и иных доходов. По состоянию на 08.02.2013 г. сумма невыясненных поступлений составляла … тыс. руб., но через месяц (по состоянию на 12.03.2013 г.) составила -….тыс. рублей, по состоянию на 25.04.2013 г. - … тыс. руб.
Кроме того Комиссией по служебной проверке также установлены иные нарушения должностных обязанностей, допущенные Никаевым Х.М., которые подтверждаются материалами дела, в частности несанкционированный допуск в серверное помещение УФК по РСО-Алания постороннего человека, в нарушение Инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах в УФК по РСО-Алания, утвержденной приказом от 03.02.2012 г. №24 о/д; подписание от имени заказчика УФК по РСО- Алания актов сдачи-приемки выполненных работ без делегирования ему соответствующих полномочий, а также нарушение требований п. «в» ч. 2 Общих принципов служебного поведения, утвержденных указом Президента РФ от 12.08.2002 г. №885, выразившихся в даче им публичной оценки действий руководства УФК по РСО-Алания, тогда как оценка деятельности руководства Управления не входит в полномочия Никаева Х.М., что свидетельствует о нарушении им пункта 3.1.2 должностного регламента начальника отдела Информационных систем Управления
При данных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что у ответчика имелись основания для увольнения истца по п. 6 ч. 1 ст. 37 Закона «О государственной гражданской службе РФ». При этом как установлено судом первой инстанции ответчиком при применении указанного дисциплинарного взыскания были учтены предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей в виде двух служебных проверок, проведенных в отношении него 30.01.2012 г. и установивших виновное неисполнение Никаевым Х.М. своих должностных обязанностей.
При этом доводы Никаева Х.М. о нарушении УФК по РСО-Алания установленных законом требований при формировании состава Комиссии и о нарушении его прав отказом Комиссии по служебной проверке проводить заседание комиссии в режиме видеофиксации правильно не приняты судом во внимание, поскольку как следует из материалов дела состав Комиссии отвечает требованиям, установленным ч. 4 ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе» и приказом Федерального казначейства от 31.08.2010 г. №9н «Об утверждении Положения об организации и проведении служебных проверок в отношении федеральных государственных гражданских служащих федерального казначейства», а видеофиксация заседаний комиссии по служебным проверкам не предусмотрена указанными нормами права, процедура и сроки проведения служебной проверки в отношении Никаева Х.М., установленные Законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» УФК по РСО-Алания соблюдены.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заключение Комиссии по служебной проверке является законным и обоснованным, поскольку явилось результатом полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств, выводы заключения подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела и получившими надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, подробно изложенную в решении суда, и свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Никаевым Х.Н. указанных в нем должностных обязанностей, выразившихся в недостаточном принятии мер по решению проблем, возникших при работе состоящего на балансе УФК по РСО-Алания сервера базы данных СЭД (…).
В соответствии с ч. 4 ст. 58 Закона от 27.07.2004 г. №79-ФЗ дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Довод истца о нарушении УФК по РСО-Алания срока привлечения его к ответственности обоснованно не принят судом во внимание, поскольку как установлено судом дисциплинарный проступок был обнаружен руководством после 22.04.2013 года, а приказ о его увольнении №… л/с издан 23.05.2013 г. т.е. в пределах срока установленного вышеуказанной нормой права.
Доводы истца о не включении его в кадровый резерв после увольнения судом также обоснованно не принят во внимание, поскольку в соответствии с п. 10 ст.58 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ включение в кадровый резерв имеет место только при применении дисциплинарного взыскания в виде освобождения гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, в связи, с чем действие требования, установленного п. 10 ст. 58 названного Закона не распространяется на истца.
Таким образом, выводы суда являются подробными, мотивированными и соответствуют материалам дела.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо новых фактов, сведений, какие не были бы предметом исследования судом. Доводы апелляционной жалобы дублируют позицию истца, высказанную при рассмотрении дела по существу, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как опровергающие правильность выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
о п р е д е л и л а:
Решение Советского районного суда г. Владикавказ РСО-Алания от 06 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Никаева Х.М. - без удовлетворения.
Председательствующий Батагов А.Э.
Судьи Багаева С.В.
ФИО1
Справка: гражданское дело рассмотрено Советским районным судом г. Владикавказ РСО- Алания под председательством судьи Гагиевой А.Т.