ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 33-9496/2019
г. Уфа 14 мая 2019 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Портянова А.Г.
судей Гильмановой О.В.
ФИО1
при секретаре Хайдарове А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «Сеть Связной» о защите прав потребителя
по апелляционной жалобе ООО «Сеть Связной» на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 17 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портянова А.Г., выслушав объяснения представителя ООО «Сеть Связной» ФИО3, поддержавшего доводы жалобы, представителя ФИО2 – ФИО4, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к ООО «Сеть Связной» о защите прав потребителя.
Требования мотивировал тем, что им 18 февраля 2018 года в магазине ответчика приобретен телефон Apple iPhone X 64 GB Grey стоимостью 76990 руб., а также дополнительная услуга страхования и дополнительная гарантия.
Заключая договор купли-продажи, истец намеревался приобрести качественный товар без дефектов, однако после приобретения в нем обнаружились недостатки.
В связи с обнаружением недостатков истец направил продавцу претензию, в которой уведомил последнего о расторжении договора и просил возвратить уплаченную денежную сумму.
Однако претензия истца продавцом не была удовлетворена, в связи с чем покупатель обратился за независимой экспертизой для проверки качества приобретенного товара.
Истец посчитал, что продавец допустил нарушение его прав, и просил суд расторгнуть договор купли-продажи, взыскать с ООО «Сеть Связной» уплаченные за товар денежные средства в размере 76990 руб., убытки за приобретение страховой услуги в размере 11603 руб., убытки за гарантию в размере 4719 руб., убытки за проведение независимой экспертизы в размере 21000 руб., неустойку за нарушение срока возврата денежных средств, уплаченных за товар, за период с 23 марта 2018 года по 06 июля 2018 года в размере 80839 руб. 50 коп., неустойку за нарушение срока возмещения убытков за страхование за период с 23 марта 2018 года по 17 мая 2018 года в размере 42344 руб. 50 коп., неустойку за нарушение срока возмещения убытков за гарантию за период с 23 марта 2018 года по 17 мая 2018 года в размере 42344 руб. 50 коп., расходы на оплату услуг представителя в размере 20500 руб., компенсацию морального вреда в размере 30000 руб., почтовые расходы в размере 41 руб. и штраф.
Решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 17 января 2019 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично; судом расторгнут договор купли-продажи телефона, с ООО «Сеть Связной» в пользу ФИО2 взысканы денежные средства, уплаченные за товар, в размере 76990 руб., убытки за приобретение страховой услуги в размере 11603 руб., убытки за приобретение гарантии в размере 4719 руб., убытки за проведение независимой экспертизы в размере 21000 руб., неустойка за нарушение срока возврата денежных средств, уплаченных за товар, за период с 23 марта 2018 года по 06 июля 2018 года в размере 76990 руб., неустойка за нарушение сроков возмещения убытков за страхование за период с 23 марта 2018 года по 17 мая 2018 года в размере 11603 руб., неустойка за нарушение сроков возмещения убытков за гарантию за период с 23 марта 2018 года по 17 мая 2018 года в размере 4719 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 руб., компенсация морального вреда в размере 1000 руб., почтовые расходы в размере 41 руб. и штраф в размере 104312 руб., в пользу индивидуального предпринимателя ФИО5 расходы за проведение экспертизы в размере 20281 руб., в доход бюджета городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан государственная пошлина в размере 5576 руб. 24 коп.
На ФИО2 возложена обязанность по возврату ООО «Сеть Связной» приобретенного телефона.
Не соглашаясь с решением суда, представитель ООО «Сеть Связной» в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указывает, что истец злоупотребил правом, поскольку не передал продавцу по его требованию товар для проверки качества. Считает, что у суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истец обратился с претензией по истечении пятнадцати дней, а выявленный недостаток не является существенным.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Проверив оспариваемое судебное постановление в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив и обсудив ее доводы, судебная коллегия считает необходимым оставить решение суда без изменения.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что 18 февраля 2018 года ФИО2 приобрел в магазине ООО «Сеть Связной» телефон Apple iPhone X 64 GB Grey стоимостью 76990 руб., а также дополнительную услугу страхования и дополнительную гарантию.
05 марта 2018 года в связи с обнаружением в приобретенном товаре недостатка истец обратился к продавцу с претензией (л.д. 5), в которой уведомил последнего об отказе от исполнения договора и просил возвратить уплаченную по договору денежную сумму.
Однако требования истца продавцом в добровольном порядке не удовлетворены, в связи с чем он самостоятельно обратился за независимой экспертизой с целью проверки качества товара.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, назначив по делу товароведческую экспертизу, руководствовался тем, что ООО «Сеть Связной» допустило нарушение прав потребителя, не удовлетворив его требования о возврате суммы, уплаченной за товар ненадлежащего качества, в связи с чем частично удовлетворил заявленные исковые требования.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что покупатель после получения ответа на предъявленную претензию не передал товар продавцу по его требованию для проверки качества, не могут быть признаны состоятельными по следующим обстоятельствам.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.
Из приведенной выше нормы следует, что покупатель вправе, обратившись к продавцу, потребовать возврата стоимости товара в случае обнаружения недостатков при условии возврата товара ненадлежащего качества продавцу, на котором лежит обязанность по приему такого товара у потребителя.
Надлежащее исполнение продавцом этой обязанности предполагает разъяснение потребителю порядка возврата товара продавцу и организацию приемки товара у потребителя.
Между тем доказательств совершения ответчиком таких действий материалы дела не содержат.
В соответствии с п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение.
Судебная коллегия считает, что представленные в суд первой инстанции копия списка внутренних почтовых отправлений (л.д. 66-67) и отчет об отслеживании отправления (л.д. 68) не позволяют идентифицировать направленное сообщение, а также получить достоверные сведения о доставке ФИО2 письма № ... (л.д. 65).
При этом, как следует из материалов дела, сторона истца возражала против доводов ООО «Сеть Связной» о доставке покупателю ответа на претензию.
При таком положении, судебная коллегия в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ считает недоказанным факт направления ответчиком покупателю ответа на претензию с требованиями о предоставлении товара для проверки его качества и ремонта.
Доказательств того, что ФИО2 допустил злоупотребление правом, злонамеренно уклонившись от передачи товара продавцу, материалы дела так же не содержат.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФИО2 пропустил установленный законом пятнадцатидневный срок, в связи с чем обязан доказывать факт наличия в товаре существенного недостатка, судебная коллегия также не может признать состоятельными, поскольку как правильно указал суд первой инстанции пятнадцатидневный срок для подачи претензии начал течение 19 февраля 2018 года и с учетом положений ст. 193 ГК РФ окончился 05 марта 2018 года.
При этом ответчиком не оспаривается, что претензия сдана истцом в организацию почтовой связи до истечения двадцати четырех часов 05 марта 2018 года, чем соблюдены требования ст. 194 ГК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Исходя из вышеизложенной нормы, учитывая, что потребитель обратился с претензией в течение пятнадцати дней со дня передачи ему товара, существенность недостатка товара не имеет значение для настоящего дела.
Нарушений, повлекших вынесение незаконного или необоснованного решения, влекущих его отмену в порядке ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 17 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Сеть Связной» – без удовлетворения.
Председательствующий А.Г. Портянов
Судьи О.В. Гильманова
ФИО1
Справка: судья Забирова З.Т.