Судья Кузьменко Л.В.
Докладчик Никитина Г.Н. Дело № 33-9498-2014 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Папушиной Н.Ю.
судей Никитиной Г.Н., Белик Н.В.
при секретаре Шумяцкой Л.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 02 декабря 2014 года дело по апелляционному представлению Новосибирского транспортного прокурора на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 29 августа 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований - отказано.
Заслушав доклад судьи областного суда Никитиной Г.Н., объяснения помощника Новосибирского транспортного прокурора ЧМВ, поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения представителя ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» РЮА, судебная коллегия
установила:
В суд обратился Новосибирский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц с иском к ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей», в котором просил запретить эксплуатацию судна «Обская-403», регистровый № ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» в бассейнах разряда «О», а равно передачу указанного судна в управление иным лицам в указанных бассейнах до установки на нем аппаратуры спутниковой навигации «Глонасс» или «Глонасс-GPS».
В обоснование иска указано, что Новосибирской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте в ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей», в ходе которой установлено, что судно «Обская- 403» (регистровый №), владельцем которого является ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» (собственник - Российская Федерация), не оборудовано аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Согласно ст. 2 Кодекса внутреннего водного транспорта законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции РФ, ГК Российской Федерации, настоящего Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем водном транспорте РФ, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.
В рамках указанной статьи Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 принят Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта.
В силу п. 110 регламента судовое навигационное оборудование и навигационное снабжение должны непрерывно обеспечивать судоводителя достоверной информацией, позволяющей безопасно управлять движением судна в установленных районах и условиях эксплуатации.
Пунктом 111 предусмотрено, что в состав средств навигационного оборудования самоходных судов должна входить аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 срок реализации требований о включении в состав средств навигационного оборудования самоходных судов аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в отношении судов, эксплуатация которых началась до вступления в силу технического регламента вступил в силу 23.02.2012), определяется Министерством транспорта РФ.
Минтрансом РФ 16.12.2010 издан приказ № 280 «О реализации постановления Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 623», в соответствии с которым срок реализации требований о включении в состав средств навигационного оборудования аппаратуры спутниковой навигации системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (судовой приемоиндикатор ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS с возможностью приема дифференциальных поправок подсистем ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, АИС-транспондер) следующих судов внутреннего водного транспорта: пассажирских, перевозящих опасные грузы, независимо от вместимости, самоходных транспортных судов классов «М» и «О», валовой вместимостью 300 и более установлен до даты первого классификационного освидетельствования органом классификации судов после 1 июля 2012 г., но не позднее 31 декабря 2013 г.
Судно «0бская-403» имеет класс «О», эксплуатация указанного судна началась до вступления Технического регламента в силу, навигационная система ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS на судно не установлена.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен Новосибирский транспортный прокурора.
В апелляционном представлении просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении его требований.
В обоснование доводов жалобы указал, что в силу части 1 статьи 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В обоснование исковых требований, а также в обоснование возможности подачи указанного искового заявления в порядке ст. 45 ГПК РФ Новосибирский транспортный прокурор сослался на п. 110 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 №623, который предусматривает, что судовое навигационное оборудование и навигационное снабжение должны непрерывно обеспечивать судоводителя достоверной информацией, позволяющей безопасно управлять движением судна в установленных районах и условиях эксплуатации.
Таким образом, названным нормативно-правовым актом прямо предусмотрено, что наличие на судах внутреннего водного плавания навигационного оборудования, в состав которого включается и аппаратура «Глонасс» или «Глонасс-GPS», позволяет осуществлять безопасную эксплуатацию судна. В связи с этим ее отсутствие создает потенциальную угрозу безопасности как членов экипажа судна, так и иных лиц, круг которых определить невозможно.
В рамках рассмотрения гражданского дела представитель ответчика пояснял, что эксплуатация судна возможна в навигацию 2015 года и последующие навигации для выполнения установленных государственным заданием работ по поддержанию необходимых габаритов пути.
Судом надлежащая оценка указанному обстоятельству не дана, равно как и тому обстоятельству, что судно в навигацию 2014 года выведено из эксплуатации непосредственно приказом руководителя ФБУ «Администрация Обского БВП», то есть ответчика, в связи с чем руководитель названного учреждения не лишен возможности издать приказ о вооружении судна и сдачи его в эксплуатацию даже в навигационный период 2014 года.
Судом также не дана оценка тому обстоятельству, что в соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 и изданным в соответствии ним приказом Минтранса РФ от 16.12.2010 № 280 срок установки аппаратуры спутниковой навигации «Глонасс» или «Глонасс-GPS» определен до 31.12.2013. Учитывая, что в навигацию 2013 года судно «Обская-403» эксплуатировалось, то требования закона ФБУ «Администрация Обского БВП» своевременно не полнены, в связи с чем факт выведения названного судна из эксплуатации в 2014 юридического значения не имеет, указанная аппаратура должна была быть установлена ответчиком еще в 2013году.
Учитывая, что решением истцу отказано в удовлетворении исковых требований, то в силу части 2 статьи 209 ГПК РФ по вступлении его в законную силу истец лишен возможности обратиться с иском в суд к ФБУ «Администрация Обского БВП» о запрете эксплуатации судна «Обская-403» до установки на нем аппаратуры спутниковой навигации «Глонасс». Вместе с тем, Ответчик не лишен возможности ввести в эксплуатацию судно «Обская-403» в отсутствие аппаратуры спутниковой навигации «Глонасс» или «Глонасс-GPS» в любой момент по собственному усмотрению.
ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» представило свои возражения на апелляционное представление прокурора, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении"). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является требование о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч.ч. 1-4 ст. 2 Водного кодекса Российской Федерации водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.
Водные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 12.08.2010 № 623 принят Технический регламент о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, который вступил в законную силу 23.02.2012 года.
Согласно пункту 110 Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта судовое навигационное оборудование и навигационное снабжение должны непрерывно обеспечивать судоводителя достоверной информацией, позволяющей безопасно управлять движением судна в установленных районах и условиях эксплуатации.
Согласно пункту 111 Технического регламента предусмотрено, что в состав средств навигационного оборудования самоходных судов должна входить аппаратура спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В соответствии с приказом Министерства транспорта РФ от 16.12.2010 г. №280 установлен срок реализации требований о включении в состав средств навигационного оборудования аппаратуры спутниковой навигации системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS судов внутреннего водного транспорта ( пассажирских, перевозящих опасные грузы, независимо от вместимости, самоходных транспортных судов классов "М" и "О", валовой вместимостью 300 и более) до даты первого классификационного освидетельствования органом классификации судов после 1 июля 2012 г., но не позднее 31 декабря 2013 г..
Судом первой инстанции установлено, что при проведении прокуратурой проверки исполнения требований законодательства о безопасности плавания на внутреннем водном транспорте в ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей», выявлено, что судно «Обская-403», регистровый № не оборудовано аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Собственником судна «Обская-403», регистровый № является Российская Федерация, на праве оперативного управления оно принадлежит ФБУ «Администрация Обское БВП». (л.д.14-17).
Отказывая Новосибирскому транспортному прокурору в иске, суд исходил из того, что прокурором не доказана обоснованность исковых требований, требования заявлены преждевременно.
При этом суд указал, что фактов эксплуатации судна «Обская-403», регистровый № не выявлено, а согласно данным рабочего ядра Томского РВПиС для выполнения государственного задания ФБУ «Администрация Обского БВП» на 2014 год (л.д.23), утвержденного руководителем, видно, что судно «Обская-403», регистровый № в навигацию 2014 года не используется.
Кроме того, истец не доказал факт наличия реальной опасности причинения вреда в будущем конкретной деятельностью, угрозы такого нарушения.
С выводами суда судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.
Правило, содержащееся в п. 1 ст. 1065 ГК РФ, выполняет предупредительную функцию, обеспечивая охрану прав и интересов граждан и организаций.
Предъявленный прокурором иск направлен на запрет ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» по эксплуатации судна «Обская-403» до установки на нем спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Бесспорных доказательств тому, что судно не будет использоваться в дальнейшем без спутниковой навигации ответчиком представлено не было, а приказ руководителя названного учреждения о выведении из эксплуатации судна на 2014 год не может быть признан таковым, поскольку согласно данного приказа судно «Обская-403» выведен из эксплуатации только на 2014 год, что не лишает ответчика использовать его в будущем.
Между тем эксплуатация судна «Обская-403» без спутниковой навигации представляет угрозу безопасности водного пространства и может привести к нежелательным последствиям. Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS создает потенциальную угрозу безопасности как членов экипажа судна, так и иных лиц, круг которых определить невозможно.
Возможность же наступления в будущем вредоносного результата является достаточным основанием в данном случае для удовлетворения иска.
Кроме того, судом не учтено то обстоятельство, что в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 г. № 623 и изданным в соответствии с ним приказом Минтранса РФ от 16.12.2010 № 280 срок установки аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS определен до 31.12.2013 г. Между тем судом установлено, что данное судно эксплуатировалось в навигацию 2013 года, требования закона своевременно исполнены не были.
По изложенным основаниям решение нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. Отменяя решение, судебная коллегия принимает новое решение, которым исковые требования Новосибирского транспортного прокурора удовлетворяет.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное представление Новосибирского транспортного прокурора на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 29 августа 2014 года удовлетворить.
Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 29 августа 2014г. отменить, принять новое решение.
Запретить эксплуатацию судна «Обская-403», регистровый № ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей» в бассейнах разряда «О», а равно передачу указанного судна в управление иным лицам в указанных бассейнах, до установки на нем аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Председательствующий:
Судьи