ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-950/20 от 19.05.2020 Пензенского областного суда (Пензенская область)

УИД 58RS0018-01-2019-004321-06

Судья Миллер С.А. 33-950/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 мая 2020 года г.Пенза.

Судебная коллегия по гражданским делам Пензенского областного суда в составе:

председательствующего Бурдюговского О.В.,

судей Бабаняна С.С.,Мананниковой В.Н.,

при помощнике судьи Потаповой М.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Бурдюговского О.В. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ (ГУ ПРО ФСС РФ) о признании незаконным решения об отказе в замене расчетного периода при начислении пособия по временной нетрудоспособности, возложении обязанности произвести расчет и оплату пособия по временной нетрудоспособности с учетом замены расчетного периода по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Пензы от 9 декабря 2019 года, которым постановлено:

Иск ФИО1 к Государственному учреждению Пензенскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о признании незаконным решения об отказе в замене расчетного периода при начислении пособия по временной нетрудоспособности, возложении обязанности произвести расчет и оплату пособия по временной нетрудоспособности с учетом замены расчетного периода оставить без удовлетворения.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения ФИО1, ее представителя по ордеру адвоката Матвеевой А.Г., просивших решение суда отменить, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ ПРО ФСС РФ о признании незаконным решения об отказе в замене расчетного периода при начислении пособия по временной нетрудоспособности, возложении обязанности произвести расчет и оплату пособия по временной нетрудоспособности с учетом замены расчетного периода, указав, что 28 августа 2019 года в адрес ООО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» она направила заявление на замену расчетного периода нетрудоспособности в связи с материнством, расчет и оплату пособия по временной нетрудоспособности за период с 20 августа 2019 года по 27 августа 2019 года по листу нетрудоспособности от 20 августа 2019 года, исходя из расчетного периода 2013, 2014 годов, поскольку в период с 2015 по 2018 годы она находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. 29 августа 2019 года она обратилась в ООО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» с заявлением, в котором просила предоставить ей отпуск по беременности и родам с 29 августа 2019 года по 15 января 2020 года и назначить на указанный период отпуска соответствующее пособие, а также просила осуществить расчет и оплату ей пособия по временной нетрудоспособности за период с 29 августа 2019 года по 15 января 2020 года по листку нетрудоспособности , исходя из расчетного периода 2013-2014 годы, поскольку в 2015-2018 годах она находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Приказом от 29 августа 2019 года ей был предоставлен отпуск по беременности и родам на 140 календарных дней с 29 августа 2019 года по 15 января 2020 года. 3 сентября 2019 года ООО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» в ГУ ПРО ФСС были представлены реестры сведений на выплату пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам в отношении нее. По результатам проверки документов ГУ ПРО ФСС страхователю (ООО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области») были направлены извещения о предоставлении недостающих документов или сведений от 11 сентября 2019 года , от 11 сентября 2019 года , от 17 сентября 2019 года , от 17 сентября 2019 года для уточнения сведений. По дополнительно представленным страхователем сведениям ГУ ПРО ФСС было установлено, что отпуск по беременности и родам ФИО1 был предоставлен с 29 августа 2019 года по 15 января 2020 года, при исчислении среднего заработка для назначения пособия по беременности и родам был учтен заработок за 2013, 2014 годы. ГУ ПРО ФСС было отказано в приеме отчета, были даны разъяснения о том, что при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам невозможно исключение 2018 года. Полагает, что ответчиком неправомерно не произведена замена расчетного периода при определении ее среднего заработка для начисления ей пособия как застрахованному лицу. Просила признать недействительным решение ответчика от 17.09.2019 об отказе в замене расчетного периода при начислении ей пособия по временной нетрудоспособности по листу нетрудоспособности от 20.08.2019; обязать ответчика осуществить расчет и оплату пособия по временной нетрудоспособности за период с 20.08.2019 по 27.08.2019 на основании листа нетрудоспособности от 20.08.2019 из расчетного периода 2013-2014 г.г.; признать недействительным решение ответчика от 17.09.2019 об отказе в замене расчетного периода при начислении ей пособия по временной нетрудоспособности за период с 29.08.2019 по 15.01.2020 по листу нетрудоспособности от 29.08.2019 из расчетного периода 2013-2014 г.г.

Ленинский районный суд г.Пензы принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное, принять по делу новое решение, которым удовлетворить ее исковые требования. Суд не мотивировал принятое им решение, не обосновал, почему к спорному правоотношению неприменимы положения Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 года № 1335 «О дополнительных мерах по социальной поддержке беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций», возлагающего на органы социальной защиты обязанность производить социальные выплаты уволенным по ликвидации предприятия нетрудоустроенным женщинам. Будучи уволенной в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, который был предоставлен работодателем в установленном законом порядке, она имела право на получение социальных выплат, и тот факт, что она не получала указанные выплаты, не может влиять на объем прав на получение социальных гарантий. Условия, требуемые для замены календарного года (годов) расчетного периода предшествующим календарным годам (годами), предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 255 «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию», и Положением об исчислении пособий по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в данном случае соблюдены (отсутствие трудоустройства по причине увольнения в связи с ликвидацией организации, наличие ребенка в возрасте до трех лет, наличие права на получение социальных пособий, замена периода повлечет увеличение размера пособия.

В возражениях на апелляционную жалобу управляющий ГУ ПРО ФСС РФ ФИО2 просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Обсудив доводы жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом установлено, что с 16 октября 2006 года по 4 сентября 2017 года ФИО1 работала в АО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области», уволена в связи с ликвидацией организации по п.1 ч.1 ст.81 ТК РФ, 16 октября 2018 года принята на работу в ООО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области».

Приказом от 10 августа 2015 года ФИО1 был предоставлен отпуск по беременности и родам 140 календарных дней на период с 10 августа 2015 года по 27 декабря 2015 года

Приказом от 25 декабря 2015 года ФИО1 был предоставлен отпуск по уходу за ребенком 1027 календарных дней на период с 28 декабря 2015 года по 19 октября 2018 года.

Приказом от 25 декабря 2015 года ФИО1 назначено ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет с 28 декабря 2015 года по 19 апреля 2017 года.

С 26 сентября 2017 года по 25 мая 2018 года ФИО1 состояла на учете в качестве безработного в ГКУ Центр занятости населения г.Пензы.

С 20 августа 2019 года по 27 августа 2019 года ФИО1 была нетрудоспособна, о чем свидетельствует листок нетрудоспособности .

28 августа 2019 года ФИО1 обратилась в ООО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» с заявлением, в котором просила осуществить расчет и оплату ей пособия по временной нетрудоспособности за период с 20 августа 2019 года по 27 августа 2019 года по листку нетрудоспособности , исходя из расчетного периода 2013-2014 годов, поскольку в 2015-2018 годы она находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

29 августа 2019 года ФИО1 обратилась в ООО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» с заявлением, в котором просила предоставить ей отпуск по беременности и родам с 29 августа 2019 года по 15 января 2020 года и назначить на указанный период отпуска соответствующее пособие, а также просила осуществить расчет и оплату ей пособия по временной нетрудоспособности за период с 29 августа 2019 года по 15 января 2020 года по листку нетрудоспособности , исходя из расчетного периода 2013-2014 годы, поскольку в 2015-2018 годах она находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет.

Приказом от 29 августа 2019 года ФИО1 был предоставлен отпуск по беременности и родам на 140 календарных дней с 29 августа 2019 года по 15 января 2010 года.

3 сентября 2019 года ООО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области» в ГУ ПРО ФСС были представлены реестры сведений на выплату пособия по временной нетрудоспособности по беременности и родам в отношении ФИО1 По результатам проверки документов, ГУ ПРО ФСС страхователю (ООО «Агентство ипотечного кредитования Пензенской области») были направлены извещения о предоставлении недостающих документов или сведений от 11 сентября 2019 года , от 11 сентября 2019 года , от 17 сентября 2019 года , от 17 сентября 2019 года для уточнения сведений.

По дополнительно представленным страхователем сведениям ГУ ПРО ФСС было установлено, что отпуск по беременности и родам ФИО1 был предоставлен с 29 августа 2019 года по 15 января 2019 года, при исчислении среднего заработка для назначения пособия по беременности и родам был учтен заработок за 2013, 2014 годы.

ГУ ПРО ФСС было отказано в приеме отчета, были даны разъяснения о том, что при исчислении пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам невозможно исключение 2018 года.

Отказывая в удовлетворении заявленных ФИО1 требований, суд первой инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В соответствии с ч.ч.1, 5 ст.13 указанного Федерального закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в ч.ч.3, 4 настоящей статьи).

Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией.

Согласно ч.ч.1, 3, 3.1 ст.14 этого же Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с ч.2 ст.13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия. В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч.1 настоящей статьи, на 730.

Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в ч.1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на следующие периоды:

1) периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком;

2) период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период не начислялись страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).

В письме Фонда социального страхования РФ от 30 ноября 2015 года № 02-09-11/15-23247 даны разъяснения по вопросу замены календарных лет (календарного года) в расчетном периоде при исчислении размера пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам, согласно которым пособия по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка при наступлении страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, который застрахованное лицо получало непосредственно перед наступлением страхового случая. Замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые годы (год) по выбору застрахованного лица, а на годы (год), непосредственно предшествующие годам, в которых застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком.

С учетом вышеприведенных положений законодательства ФИО1 вправе заменить 2017 год на 2014 год или 2015 год по выгодному для нее варианту, замена 2018 года и расчет пособия исходя из заработка за 2013, 2014 годы неправомерны.

Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании незаконным решения об отказе в замене расчетного периода при начислении пособия по временной нетрудоспособности, возложении обязанности произвести расчет и оплату пособия по временной нетрудоспособности с учетом замены расчетного периода.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных доказательствами, которым дана надлежащая оценка, а также положениях законодательства, регулирующего спорное правоотношение.

Довод ФИО1 о том, что к спорному правоотношению необоснованно не применены положения Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 года № 1335 «О дополнительных мерах по социальной поддержке беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организаций», являлся предметом исследования суда и обоснованно отклонен, поскольку данный Указ Президента РФ принят в целях усиления социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией предприятий, учреждений, организаций и устанавливает, что беременным женщинам и женщинам с детьми в возрасте до трех лет, уволенным в связи с ликвидацией организаций, в случае невозможности подбора им подходящей работы и оказания помощи в трудоустройстве органами службы занятости, время со дня их увольнения до достижения ребенком возраста трех лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.

Иные доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования и оценки районным судом, на законе не основаны, направлены на переоценку объективно установленного судом первой инстанции, о незаконности судебного решения не свидетельствуют, основанием к отмене решения суда не являются.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

решение Ленинского районного суда г.Пензы от 9 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи