ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-952/18 от 10.05.2018 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Воронова В.М. № 33-952/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Стальмахович О.Н.

судей Мелентьевой Ж.Г., Полозовой А.А.

при секретаре Пальминой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Кам­чат­ском 10 мая 2018 года дело по апелляционной жалобе администрации Вилю­чинского городского округа на решение Вилючинского городского суда Кам­чатского края от 14 февраля 2018 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО4 удо­вле­творить частично.

Признать незаконными действия администрации Вилючин­ского городского округа по изменению определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с ФИО4, выразившиеся в распределении с 1 декабря 2017 года согласно распоряжению главы администрации Вилючин­ского городского округа от 25 сентября 2017 года № 142 долж­ностных обязанностей между заместителями главы администра­ции Вилю­чинского городского округа ФИО4 и ФИО5­

Взыскать с администрации Вилючинского городского округа в пользу ФИО4 10000 рублей в счет компенсации мораль­ного вреда.

В удовлетворении требований ФИО4 о возложении обязанности исключить из разделов 2, 3 распределения обязанно­стей между заместителями главы администрации Вилючинского городского округа, утвержденных распоряжением от 25 сентября 2017 года № 142, указание фамилий и инициалов Л.А. ФИО6 ФИО5, а также компенсации морального вреда в размере 90000 рублей, отказать.

Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., объяснения представителя ад­министрации Вилючинского городского округа Ходосова М.В., поддер­жав­шего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации Вилючин­ского городского округа, в котором просила признать незаконными действия рабо­тодателя об изменении определенных сторонами условий трудового дого­вора, вызванных перераспределением должностных обязан­ностей между за­местите­лями главы администрации ФИО4 и ФИО5; обя­зать работо­дателя исключить из разделов 2, 3 распределе­ния обязанностей между замести­телями главы администрации Вилючин­ского городского округа, утвержденных распоряжением от 25 сентября 2017 года № 142, ука­зание фамилий и инициа­лов ФИО4 и ФИО5; взыскать компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей. В обоснование за­явленных требований указала, что является му­ниципальным служащим и за­мещает высшую должность муни­ципальной службы - заместитель главы ад­министрации Вилючинского город­ского округа. 2 октября 2017 года ей было вручено уведомление, согласно ко­торому с 1 декабря 2017 года изменя­ются ее должностные обязанности. Пола­гала, что распределив новые должностные обязанности, работодатель фактиче­ски с 1 декабря 2017 года изменил ее тру­довую функцию, вменив ей выполне­ние работы не обу­словленной ни трудо­вым договором, ни ранее действовав­шей должностной инструкции, утвер­жденной распоряжением № 94 от 2 июня 2017 года. В результате изменения трудовой функции изменяется сфера ее дея­тельности с социальной на иму­щественную и закрепляются но­вые обязанности, которые ею никогда не вы­полнялись и которые при приеме на работу с ней не оговаривались. Пола­гала, что перераспределение обязанностей и участков от­ветственности между заместителями главы ад­министрации не являются изме­нением организаци­онных и технологиче­ских условий труда. Считает, что рабо­тодателем нару­шены статьи 57, 60, 72 Трудового кодекса Российской Федера­ции, поскольку существенно изменяются уже имею­щиеся у нее трудовые обя­занности, нарушаются основные принципы му­ниципальной службы, установ­ленные Федеральным законом от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципаль­ной службе в Российской Федерации».

При рассмотрении дела в суде первой инстанции ФИО4 исковые требования поддержала. Представитель администрации Вилючинского го­род­ского округа Ходо­сов М.В. заявленные требования полагал не подлежа­щими удовлетворению, ссылаясь на то, что перераспределение должностных обязан­ностей между заместителями главы администрации Вилючинского го­родского округа прав истца не нарушает, является правом работодателя, по­скольку должности заместителей главы администрации явля­ются взаимоза­меняемыми, за исключением заместителя главы - начальника финансового управления, и такое распределение обязанностей поз­волит более эффективно разрешать во­просы местного значения исходя из опыта, образования, дело­вых качеств и сферы деятельности каждого из заме­стителей. Вменение истцу обязанностей в соответствии с распоряжением от 25 сентября 2017 года №142 соответствует целям и зада­чам, выполняемым заместителем главы ад­министрации Вилючин­ского го­родского округа, соответствует уровню обра­зования и квалификации истца. Истец в соответствии с требованиями ст. 74 Трудового кодекса РФ о со­ответствующих изменениях в ее должностных обязанностях была уведомлена.

Третье лицо ФИО5 участие в судебном заседании суда первой инстанции не принимала. В пись­менном мнении по иску полагала, что пере­распределение обязанностей между заместителями главы администрации не нарушает прав ФИО4 и является законным.

Рассмотрев дело, суд постановил обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе администрация Вилючинского городского округа просит решение суда отменить в части, которой удовлетворены иско­вые требования ФИО4, ссылаясь на те же доводы, что и в суде пер­вой ин­станции. Полагает, что распределение обязанностей между заместите­лями главы администрации не повлекло нарушения прав истца, поскольку вменен­ные ей обязанности свойственны занимаемой ею должности, данные обязанно­сти она может исполнять в силу своей квалифи­кации, она их ранее неодно­кратно исполняла в период исполнения обязанно­стей главы админи­страции. Кроме того, полагает, что права истца никак не были нарушены, по­скольку она находилась в отпуске, сначала в очередном, а затем в декретном, в котором она находится и по настоящее время.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность реше­ния суда в соответствии с требованиями частей 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ в преде­лах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия при­хо­дит к следующим выводам.

Согласно ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации в случае, ко­гда по причинам, связанным с изменением организационных или технологи­ческих условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами усло­вия трудового договора не могут быть сохранены, допуска­ется их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, ра­ботодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если работник не согласен работать в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у работода­теля работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квали­фикации работника, так и вакантную нижестоящую должность или ниже­опла­чиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его со­стояния здоровья.

Согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая функ­ция это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профес­сии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид по­ручаемой работнику работы.

При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено и под­твер­ждается материала дела, что на основании распоряжения главы админи­страции Вилючинского городского округа № ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 назначена на должность первого заместителя главы админи­страции Ви­лючинского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ, с ней за­ключен трудо­вой договор. Распоряжением № ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность заместителя главы админи­страции Вилючинского городского округа. Уведомлением от 28 сентября 2017 года она была уведомлена о предстоящих с 1 декабря 2017 года изменениях ее должностных обязанностей.

Не согласившись с предстоящим изменением должностных обязанно­стей, ФИО4 полагает, что данные действия ответчика свидетель­ствуют об од­ностороннем изменении определенных сторонами условий тру­дового договора и трудовой функции, поскольку ее должностные обязанно­сти, утвержденные распоряжением № 94 от 2 июня 2017 года, перешли к за­местителю главы ад­министрации ФИО5, а должностные обязан­ности ФИО5 перешли к ней, что при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 74 Трудо­вого кодекса РФ, является по ее мнению недопусти­мым.

Рассмотрев спор, суд пришел к выводу о том, что работодатель, издав рас­поряжение № 142 от 25 сентября 2017 года, которым утвердил распреде­ление обязанностей между заместителями главы администрации ВГО, фак­тически изменил условия трудового договора заключенного с ФИО4 по долж­ности заместителя главы администрации ВГО без ее согласия и без соблюде­ния необходимых условий процедуры, предусмотренных ст. 74 Тру­дового ко­декса Российской Федерации, поскольку определенные между сто­ронами условия исполнения ФИО4 своих должностных обязанно­стей, ранее никогда не предусматривали курирование вопросов местного значения в сфере управления муниципальным имуществом. При этом суд ис­ходил из того, что фактически ответчик с 1 декабря 2017 года полностью по­менял утвержденные распоряжением и.о. главы администрации ВГО № 94 от 2 июня 2017 года должностные обязанности заместителя главы администра­ции ФИО4, на должностные обязанности, которые ранее выполняла заместитель главы ад­министрации ВГО ФИО5, а исполнение ранее определенных долж­ностных обязанностей ФИО4 поручил ФИО5­, то есть пере­распределили обязанности только между двумя заме­стителями главы админи­страции ВГО фактически просто поменяв их между собой.

С выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не мо­жет по следующим основаниям.

Статьей 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, а также ста­тьей 34 Устава Вилючинского городского округа, принятого на местном ре­ферен­думе 19 апреля 1998 года, установлено, что местная администрация (исполни­тельно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по реше­нию вопросов местного значения и полномочиями для осуществления от­дельных государ­ственных полномочий, переданных органам местного само­управления Феде­ральными законами и законами субъектов Российской Фе­дерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах еди­ноначалия. Структура местной администрации утвержда­ется представитель­ным органом муниципального образования по представ­лению главы местной администрации.

Согласно п. 5 ст. 34 Устава Вилючинского городского округа глава ад­ми­нистрации руководит деятельностью администрации и по согласованию с Ду­мой городского округа назначает и освобождает от должности заместите­лей главы администрации городского округа, организует и обеспечивает ис­полне­ние полномочий администрации по решению вопросов местного значе­ния го­родского округа.

Как следует из материалов дела, решением Думы Вилючинского город­ского округа № 222/40-5 от 6 сентября 2013 года утверждена структура ад­ми­нистрации Вилючинского городского округа, предусматривавшая наличие должностей главы администрации Вилючинского городского округа и его за­местителей: первого заместителя и заместителя главы администрации (началь­ника финансового управления администрации).

12 июля 2016 года решением Думы Вилючинского городского округа № 67/24-6 структура администрации Вилючинского городского округа изме­нена, упразднена должность первого заместителя главы администрации и введены с 15 сентября 2016 года две должности заместителя главы админи­страции город­ского округа, на одну из которых ДД.ММ.ГГГГ пере­ведена ФИО4, занимающая данную должность и на момент рассмот­рения спора в суде, другую должность занимала ФИО1. и третью должность заместителя главы (начальника финансового управления) зани­мала ФИО2

Должностные обязанности, как было установлено судом первой инстан­ции, заместители главы администрации Вилючинского городского округа вы­полняли в соответствии с распределением обязанностей, утвержденным распо­ряжением администрации Вилючинского городского округа «О распре­делении обязанностей между главой администрации Вилючинского город­ского округа между заместителями главы администрации Вилючинского го­родского округа» № 25-рд от 30 января 2014 года, поскольку должностные инструкции замести­теля главы в администрации на тот момент не разрабаты­вались.

Распоряжением администрации Вилючинского городского округа № 94 от 2 июня 2017 года утверждаются должностные инструкции заместителя главы администрации городского округа в соответствии с направлением дея­тельно­сти, с одной из которых была ознакомлена ФИО4 30 июня 2017 года, где указано, что заместитель главы округа курирует вопросы образова­ния и со­циальной сферы, а распоряжение администрации № 25-рд от 30 ян­варя 2014 года было признано утратившим силу.

С 26 июня 2017 года распоряжением № 100 от 23 июня 2017 года вве­дена еще одна должность заместителя главы Вилючинского городского округа и распоряжением № 106 от 29 июня 2017 года утверждена должност­ная инструк­ция заместителя главы округа. На указанную должность распо­ряжением № 28-лс от 26 июня 2017 года назначен ФИО3

В связи с увольнением в июле 2017 года с должности заместителя главы администрации Вилючинского городского округа ФИО1. 18 сен­тября 2017 года на указанную должность была принята ФИО5

25 сентября 2017 года распоряжением № 142 утверждено распределение обязанностей между заместителями главы администрации: ФИО3., ФИО5, ФИО4 и ФИО2., которое вступило в силу с 1 декабря 2017 года.

Согласно Приложению к данному распоряжению, ФИО3. обес­пе­чивает деятельность структурных подразделений администрации округа по во­просам управления городском хозяйством, капитального строительства и архи­тектуры; ФИО5 непосредственно курирует и контролирует де­ятель­ность в социальной сфере и образования; ФИО4 непосред­ственно кури­рует и контролирует деятельность по управлению муниципаль­ным имуще­ством; ФИО2 руководит деятельностью финансового управления адми­нистрации.

Из изложенного следует, что в течение 2016-2017 г.г. ответчиком про­во­дились организационно-штатные мероприятия, направленные на оптими­зацию структуры исполнительного органа и упорядочения должностных обя­занно­стей заместителей главы администрации Вилючинского городского округа.

При этом, как усматривается из материалов дела, для всех заместителей главы администрации Вилючинского городского округа установлены равные квалификационные требования, они взаимозаменяемы, за исключе­нием начальника финансового управления администрации, и в соответствии с п. 10 ст. 34 Устава Вилючинского городского округа в случае временного отсут­ствия главы администрации его полномочия в полном объеме испол­няет один из его заместителей.

Таким образом, обжалуемые истцом действия и распоряжения, принятые главой админи­стра­ции округа, в целях распределения обязанностей между своими замести­телями, носят ор­ганизационный характер и не устанавливают каких-либо правил, от­личных от тех, которые уже установлены нормативно-право­выми актами, дей­ствующими в системе правового регулирования в сфере спорных правоотно­шений.

Не изменились и должностные обязанности ФИО4 как заместителя главы администрации Вилючинского округа, основной трудовой функцией которой является обеспечение исполнения полномочий администрации Ви­лючинского городского округа по курированию вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного само­управления» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ и Уставом округа на основании распоряжения главы администрации, поскольку в результате обжалу­емых ею в суде действий и распоряжений ответчика, как следует из материалов дела, были закреплены лишь уточ­нения направления деятельности каждого из за­местителей главы ад­мини­страции в рамках тех же должностных обязанно­стей.

Таким образом, перераспределение функций между заместителями главы администрации, не свидетель­ствует об изменении определенных сто­ронами условий заключенного трудового договора, соответственно и указан­ные в уве­домлении ответчика от 28 сентября 2017 года обстоятельства, по смыслу дей­ствующего законода­тельства, не могут являться основанием для применения ст. 74 Трудового ко­декса РФ.

Указанные обстоятельства подтвердил в суде апелляционной инстанции и представитель администрации Вилючинского городского округа Ходосов М.В., указав на ошибочность действий работодателя по уведомлению истца о пред­стоящих изменениях ее должностных обязанностей.

Кроме того, судебная коллегия находит и обоснованными доводы ответчика, изложенные в апелляци­он­ной жалобе, о том, что истец с ноября 2017 года находится в отпуске и к осу­ществлению своих трудовых функций, возложенных на нее распоряже­нием № 142 от 25 сентября 2017 года, до настоящего времени не приступала, что свиде­тельствует об отсутствии нарушения ее трудовых прав.

При таких обстоятельствах, у суда первой инстанции не имелось за­конных ос­нований для удовлетворения исковых требований ФИО4 в части признания незаконными действий работодателя об изменении условий тру­дового договора и компенсации морального вреда. В указанной части об­жа­луемое решение суда подлежит отмене с приня­тием по делу в данной части нового ре­шения об отказе ФИО4 в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Вилючинского городского суда Камчатского края от 14 фев­раля 2018 года в обжалуемой части удовлетворения исковых требований ФИО4 к администрации Вилючинского городского округа о признании незаконными действий работодателя об изменении усло­вий тру­до­вого договора, компенсации морального вреда отменить и принять по делу в указанной части новое решение, которым:

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к администрации Вилючинского городского округа о признании неза­кон­ными действий администрации Вилючинского городского округа по из­мене­нию определенных сторонами условий трудового договора, заключен­ного с ФИО4­, выразившихся в распределении с 1 де­кабря 2017 года согласно распоряжению главы администрации Вилючин­ского городского округа от 25 сентября 2017 года № 142 должностных обя­занностей между за­местителями главы администрации Вилючинского город­ского округа ФИО4­ и ФИО5, взыскании компенсации мо­рального вреда отка­зать.

Председательствующий

Судьи