Дело № 33 – 9531/2017
Судья – Семерикова Л.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе :
Председательствующего Рубан О.Н.
и судей Мехоношиной Д.В., Мезениной М.В.,
при секретаре Анваровой О.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционной инстанции в г.Перми 06 сентября 2017 года дело по апелляционной жалобе Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 17 апреля 2017 года, которым постановлено:
«Удовлетворить исковые требования Березниковского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный природный заповедник «Вишерский» о возложении обязанностей проведения мероприятий по установлению охранной зоны Государственного природного заповедника «Вишерский».
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации определить ширину и конфигурацию охранной зоны Государственного природного заповедника «Вишерский», установив срок исполнения обязательств 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации принять решение о создании охранной зоны Государственного природного заповедника «Вишерский» и установлении его границ, установив срок исполнения обязательств 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации разработать и утвердить положение об охранной зоне Государственного природного заповедника «Вишерский», установить Режим его охранной зоны, установив срок исполнения обязательств 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации представить в орган государственного кадастрового учета недвижимости документы, содержащие необходимые сведения о границах охранной зоны Государственного природного заповедника «Вишерский» и ограничениях по использованию земельных участков, в ее пределах, установив срок исполнения обязательств один год со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации обозначить на местности границы охранных зон Государственного природного заповедника «Вишерский» специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками, установив срок исполнения обязательств один год шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ «Государственный природный заповедник «Вишерский» разместить на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о создании охранной зоны Государственного природного заповедника «Вишерский», установив срок исполнения обязательств десять месяцев со дня вступления решения суда в законную силу».
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Мехоношиной Д.В., пояснения представителя Пермской краевой прокуратуры Кузнецовой С.Н. об отсутствии оснований для отмены решения суда, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ «Государственный природный заповедник «Вишерский» о возложении обязанностей по проведению мероприятий, связанных с установлением охранной зоны Государственного природного заповедника «Вишерский».
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ссылаясь в апелляционной жалобе на то, что суд нарушил нормы процессуального права, поскольку дело подлежало рассмотрению в порядке КАС РФ; суд не применил положения п.4 ст. 1 ГрК РФ, п. 6 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ №138 от 19.02.2015 года, ст.ст.10, 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», ч. 3 ст.10 Федерального закона от 28.12.2013 года №406-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», и не учел, что охранная зона заповедника «Вишерский» установлена решением исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 06.08.19990 года №200, соответственно, органом, на который возложена обязанность организовать внесение в государственный кадастр недвижимости сведения об охранной зоне заповедника, является Правительство Пермского края. Истец не представил доказательства того, что непринятие нового решения о создании охранной зоны заповедника нарушит права граждан на благоприятную окружающую среду.
Извещенные о времени рассмотрения дела Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ФГБУ «Государственный природный заповедник «Вишерский» в судебное заседание своих представителей не направили, об отложении рассмотрения дела не просили, в связи с чем в силу ст.167 ГПК РФ препятствий для рассмотрения апелляционной жалобы в их отсутствие не имеется.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность принятого судом решения в пределах этих доводов (ч.1 ст.327. 1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно пункту 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
В силу ч. 1 ст.52 указанного закона природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.
В соответствии с частями 5, 11 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, решения о создании охранных зон и об установлении их границ принимаются в отношении охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся указанные особо охраняемые природные территории.
Согласно ч.10 ст.2 указанного Федерального закона для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. Порядок создания охранных зон и установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранных зон устанавливается Правительством Российской Федерации. Режим охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах охранной зоны устанавливается положением о соответствующей охранной зоне, которое утверждено органом государственной власти, принимающим решение о ее создании.
Согласно Правилам создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, определен порядок создания охранных зон государственных природных заповедников, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон. Охранные зоны создаются для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах. Определяются ширина и конфигурация охранной зоны заповедника. Решения о создании охранных зон государственных природных заповедников, национальных парков и памятников природы федерального значения и об установлении их границ принимаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Режим охранной зоны устанавливается положением об охранной зоне конкретного государственного природного заповедника, национального парка, природного парка или памятника природы, утверждаемым органом государственной власти, принимающим решение о ее создании. Границы охранных зон обозначаются на местности специальными предупредительными аншлагами и информационными знаками. Информация о созданных охранных зонах государственных природных заповедников размещается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление соответствующими государственными природными заповедниками и национальными парками, на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 406-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что особо охраняемые природные территории и их охранные зоны, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняются в границах, определенных соответствующими органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В соответствии с частью 1 статьи 10 указанного Федерального закона он вступил в силу 30 декабря 2013 года.
В соответствии с подпунктом 1 пунктом 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2011 № 136-ФЗ земельные участки в пределах особо охраняемых территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Согласно пункту 5 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории или территории объекта культурного наследия, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны или территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ в реестр границ вносятся следующие сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, об особо охраняемых природных территориях: индивидуальные обозначения таких зон и территорий (вид, тип, номер, индекс и другие обозначения); описание местоположения границ таких зон и территорий; наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении таких зон, о создании таких территорий; реквизиты решений органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении таких зон, о создании или об изменении таких территорий и источники официального опубликования этих решений; содержание ограничений использования объектов недвижимости в пределах таких зон или территорий (в отношении зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий).
Как следует из материалов дела, и установлено судом, заповедник «Вишерский» создан постановлением Совета Министров РСФСР для сохранения уникальных природных комплексов Камского Предуралья, на основании решения Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 06.08.1990 № 200.
Земельный участок, категория земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: государственный заповедник «Вишерский», общая площадь 2412000000 кв.м., адрес объекта: ****, кадастровый номер **, находится в федеральной собственности на основании пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ, пункта 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р заповедник «Вишерский» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Минприроды России № 25 от 03.02.2016 утверждено Положение о федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Вишерский», согласно которому заповедник является природоохранным, научно-исследовательским, эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
На прилегающих к территории заповедника участках земли решением Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 06.08.1990 № 200 утверждены охранная зона площадью 52,2 тыс.га и режим ограниченного природопользования на территории охранной зоны заповедника.
Из приведенных положений закона следует, что защита особо охраняемых природных территорий обеспечивается, в том числе, за счет создания охранных зон территорий, местоположение которых подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в целях обеспечения принципов публичности, и исключения возможного нарушения границ охранной зоны иными землепользователями, в связи с чем выводы суда о необходимости возложения на Министерство природопользования и экологии РФ, как на лицо, в ведении которого находится заповедник, обязанности по разработке охранной зоны заповедника и внесения сведений о его границах в ЕГРН, являются обоснованными, соответствующими положениям действующего законодательства.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что решением Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов №200 от 06.08.1990 года была утверждена охранная зона, не свидетельствуют об ошибочности выводов суда, поскольку оснований полагать, что описание границ охранной зоны, которое содержится в Приложении №8 к названному Решению, позволяет определить ее точное местоположение и внести сведений о ней в ЕГРН, не имеется. Схема границ охранной зоны не составлялась, ее ширина, конфигурация не определена, сведения о координатах отсутствуют.
Соответственно, позиция Березниковского межрайонного природоохранного прокурора о необходимости установления охранной зоны заповедника «Вишерский» в соответствии с Правилами создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.02.2015 № 138, является правомерной.
Поскольку границы охранной зоны заповедника подлежат определению и утверждению, довод апелляционной жалобы со ссылкой на Решение Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов №200 от 06.08.1990 года о том, что сведения о границах охранной зоны подлежат внесению в ЕГРН Правительством Пермского края, учитывая, что заповедник находится в федеральной собственности, и передан в ведение Министерства природопользования и экологии РФ, является несостоятельным.
Ссылка в апелляционной жалобе на отсутствие нарушения прав неопределенного круга лиц невыполнением ответчиком тех обязанностей, которые возложены на него решением суда первой инстанции, обоснованной также признана быть не может, с учетом ранее признанной несостоятельной позиции ответчика о наличии решения о создании охранной зоны в определенных границах.
Довод апелляционной жалобы о неверном определении судом вида судопроизводства также не может повлечь отмену состоявшегося решения суда, поскольку нарушение судом норм процессуального права не привело к неправильному разрешению судом спора по существу.
При таких обстоятельствах, предусмотренные ст.330 ГПК РФ основания для отмены решения суда отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст.199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Красновишерского районного суда Пермского края от 17 апреля 2017 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: