ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-953/2016 от 18.02.2016 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

33-953/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Белгород 18.02.2016

Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:

председательствующего Аняновой О.П.,

судей Щербаковой Ю.А., Самыгиной С.Л.

при секретаре Лыковой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании заявление администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о прекращении исполнительного производства

по частному представлению Старооскольского городского прокурора Белгородской области

на определение Старооскольского городского суда Белгородской области от 27.11.2015 о прекращении исполнительного производства.

Заслушав доклад судьи Самыгиной С.Л., судебная коллегия

установила:

решением Старооскольского городского суда Белгородской области от 07.10.2011 удовлетворен иск Старооскольского городского прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал») и администрации Старооскольского городского округа Белгородской области о возложении обязанности обеспечить очистку сточных вод, сбрасываемых в реку Оскол с городских очистных сооружений, в соответствие с действующим законодательством:

- на МУП «Водоканал» возложена обязанность обеспечить очистку стоков, сбрасываемых с городских очистных сооружений в реку Оскол в соответствии с нормативами, установленными СанПин 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод» для микробиологических и паразитологических показателей, а также разрешением на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду от 02.10.2009 №76 и решением о предоставлении водного объекта в пользование от 21.12.2009 №31-05.01.04.003-Р-РСВХ-С-2009-00047/00, путем проведения капитального ремонта и задействования предусмотренных проектом городских очистных сооружений механических граблей МГ-9, ленточного транспортера для удаления мусора из стоков, а также путем соблюдения технологического процесса эксплуатации очистных сооружений;

- на администрацию Старооскольского городского округа Белгородской области возложена обязанность осуществить реконструкцию городских очистных сооружений, в том числе строительство нового комплекса доочистки стоков исходя из количества абонентов городской канализационной сети и объема принимаемых этими сетями от населения, предприятий, учреждений и организаций г.Старого Оскола канализационных стоков, сбрасываемых в реку Оскол после их прохождения через городские очистные сооружения.

В резолютивной части решения суд со ссылкой на статью 204 ГПК Российской Федерации и наличие Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Старооскольского городского округа на 2011-2015 годы, утвержденной Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 07.04.2011 №568 (далее – Программа комплексного развития коммунальной инфраструктуры), статью 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации установил следующие порядок и срок исполнения решения суда администрацией Старооскольского округа: орган местного самоуправления должен выделять на строительство блока доочистки стоков на очистных сооружениях г.Старого Оскола в сумме по 30000000 руб. ежегодно в 2012-2015 гг., а всего – 120000000 руб.; на строительство полигона хранения осадков с очистных сооружения г.Старого Оскола в связи со строительством блока доочистки в сумме по 5000000 руб. ежегодно в 2012-2013 гг. и по 3000000 руб. ежегодно в 2014-2015гг., а всего – 16000000 руб.; на расширение мощности очистных сооружений на 50000 кв.м/сут. ежегодно в сумме по 20000000 руб. в 2013-2015 гг., а всего – 60000000 руб.

Определением Старооскольского городского суда от 27.12.2011 изменен порядок и способ исполнения названного выше решения от 07.10.2011, принятого в отношении администрации Старооскольского городского округа: на данный орган возложена обязанность обеспечить координацию, согласование и контроль за действиями всех организаций, участвующих в реализации предусмотренных Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 07.44.2011 № 568 программных мероприятий, направленных на строительство блока доочистки стоков на очистных сооружениях г.Старого Оскола в сумме по 30000000 руб. ежегодно в 2012-2015 гг., а всего – 120000000 руб.; на строительство полигона хранения осадков с очистных сооружений г.Старого Оскола в связи со строительством блока доочистки в сумме по 5000000 руб. ежегодно в 2012-2013 гг. и по 3000000 руб. ежегодно в 2014-2015гг., а всего – 16000000 руб.; на расширение мощности очистных сооружений на 50000 кв.м/сут. ежегодно в сумме по 20000000 руб. в 2013-2015 гг., а всего – 60000000 руб. А в случае непоступления предусмотренного объема денежных средств на администрацию возложена обязанность осуществлять финансирование указанных выше мероприятий в размере разницы между фактически поступившими средствами и утвержденным объемом ежегодно в период 2012-2015 гг.

20.11.2011 на основании исполнительного листа серии ВС , выданного Старооскольским городским судом 15.12.2011, в отношении администрации Старооскольского городского округа возбуждено исполнительное производство .

17.11.2015 в суд поступило заявление администрации Старооскольского городского округа, содержащее просьбу о прекращении исполнительного производства в связи с утратой возможности исполнения требований исполнительного документа.

Определением Старооскольского городского суда от 27.11.2015 заявление удовлетворено.

В апелляционном представлении Старооскольский городской прокурор просит отменить судебный акт как постановленный при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.

Проверив законность и обоснованность судебного постановления в установленных частью 1 статьи 327.1 ГПК Российской Федерации пределах, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия признает отсутствие правовых оснований для отмены законного и обоснованного определения суда.

Всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела, дав оценку всем представленным доказательствам по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, суд первой инстанции с учетом части 1 статьи 439 ГПК Российской Федерации, положений Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) при правильном применении процессуального законодательства пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией Старооскольского городского округа утрачена возможность исполнения исполнительного документа, обязывающего ее совершить определенные действия.

При этом суд исходил из того, что при принятии решения от 17.10.2011 и определения от 27.12.2011 учитывались перечень мероприятий и объем финансирования в 2012-2015 гг., предусмотренные Программой комплексного развития коммунальной инфраструктуры до внесения в нее изменений.

После внесения Решением Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 15.10.15 № 352 изменений в Программу, новая редакция указанного документа не содержит перечисленные в судебных актах и исполнительном документе мероприятия по строительству полигона хранения осадков с очистных сооружения г.Старого Оскола и расширению мощности очистных сооружений, а объем финансирования строительства блока доочистки стоков на очистных сооружениях г.Старого Оскола сокращен с 120000000 руб. до 26500000 руб.

Представленные МУП «Водоканал» доказательства указывают на осуществление финансирования строительства блока доочистки стоков в размере 34065955 руб., то есть даже в большем объеме, чем предусмотрено в последней редакции Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры. Кроме того, в 2012 году на строительство полигона хранения осадков с очистных сооружений было выделено 25530 руб., в 2014 году – 95000 руб., в то время как осуществление строительства полигона в настоящее время Программой не предусмотрено.

По мнению суда, Старооскольский городской прокурор не представил доказательств, опровергающих доводы заявителя об утрате возможности исполнения судебного решения администрацией Старооскольского городского округа.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с данными выводами.

В силу статьи 13 ГПК Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на территории всей Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Вопросы производства, связанного с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов, регламентированы разделом VII ГПК Российской Федерации.

Согласно статье 439 ГПК Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве.

Прекращение исполнительного производства – это форма завершения исполнительного производства, после которого возобновление исполнительного производства в будущем уже невозможно, за исключением случаев, когда определение о его прекращении отменено в судебном порядке. Другой формой завершения исполнительного производства является окончание исполнительного производства, которое производится судебным приставом-исполнителем и которое не препятствует новому возбуждению исполнительного производства.

Прекращение исполнительного производства может производиться судом или судебным приставом-исполнителем по основаниям, установленным в законе.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 43 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство прекращается судом, в том числе в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий).

По смыслу названного положения Закона об исполнительном производстве утрата возможности исполнения исполнительного документа, являющаяся основанием для прекращения исполнительного производства, должна носить объективный характер и не может определяться причинами, зависящими от должника.

Указанные заявителем обстоятельства судом обоснованно признаны основанием для прекращения исполнительного производства, поскольку подтверждают утрату возможности исполнения судебного акта, принятого с учетом требований статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которая действовала на момент принятия решения суда редакции Федерального закона от 26.04.2007 №63-ФЗ и устанавливала, что бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий должны предусматриваться в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.

Таким образом, требования исполнительного документа, на основании которого в отношении администрации Старооскольского городского округа было возбуждено исполнительное производство , фактически были направлены на исполнение долгосрочной целевой Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры в редакции Решения Совета депутатов Старооскольского городского округа Белгородской области от 07.04.2011 №568, положения которой к настоящему времени изменены.

Решение суда от 07.10.2011 и определение суда об изменении способа и порядка его исполнения от 27.12.2011 Старооскольским городским прокурором не обжалованы, истец согласился с тем, что перечень мероприятий и объем финансирования определен судом в соответствии с Программой.

По сути, доводы апеллянта в жалобе о том, что финансирование указанных в решении суда мероприятий возможно посредством внесения соответствующих изменений в бюджет муниципального образования на 2015 год, сводятся к несогласию с вышеизложенными выводами суда, а потому не могут повлечь отмену судебного постановления.

Ссылка подателя жалобы на то, что не все мероприятия по очистке сточных вод утратили свою актуальность в результате внесения изменений в Программу комплексного развития коммунальной инфраструктуры, поскольку предусмотренный ею пункт о строительстве блока доочистки стоков на очистных сооружениях г.Старого Оскола до сих пор не исполнен, является неубедительной.

Справка об освоении денежных средств в период с 2011 года по 2015 год в рамках мероприятий по программе комплексного развития, представленная МУП «Водоканал» в подтверждение факта выполнения упомянутого пункта Программы в размере 34065955 руб., который превышает запланированный объем финансирования указанного мероприятия с учетом внесенных в Программу изменений, надлежащими доказательствами не опровергнута.

Вопреки утверждению апеллянта, прекращение исполнительного производства не является препятствием к финансированию администрацией необходимых мероприятий по очистке сточных вод в случае поступления денежных средств при соблюдении требований действующего законодательства, регулирующего порядок разрешения вопросов местного значения городского округа.

При таких обстоятельствах предусмотренных статьей 330 ГПК Российской Федерации Российской Федерации оснований для отмены судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьей 329, пунктом 1 части 1 статьи 334 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

определение Старооскольского городского суда Белгородской области от 27.11.2015 о прекращении исполнительного производства оставить без изменения, частное представление Старооскольского городского прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи