Председательствующий по делу Дело № 33-953/2018
судья Хапов М.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Лещевой Л.Л.,
судей краевого суда Комковой С.В., Жилинского А.Г.,
при секретаре Дорофеевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 22 марта 2018 года гражданское дело по исковому заявлению акционерного общества «Тепловодоканал» к Афонину В. А., администрации городского поселения «Новочарское» об обязании выполнить испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения, промывку системы теплоснабжения,
по апелляционной жалобе представителя истца АО «Тепловодоканал» Кирзан Р.Ю.
на решение Каларского районного суда Забайкальского края от 07 декабря 2017 года, которым постановлено: исковые требования АО «Тепловодоканал» к Афонину В. А., администрации городского поселения «Новочарское» об обязании выполнить испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения, промывку системы теплоснабжения, оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи краевого суда Лещевой Л.Л., судебная коллегия
установила:
АО «Тепловодоканал» обратилось в суд с вышеуказанным иском, мотивируя тем, что истец является ресурсоснабжающей организацией на территории п. Новая Чара Каларского района Забайкальского края и оказывает услуги теплоснабжения юридическим и физическим лицам. В соответствии с действующим законодательством, при подготовке к отопительному периоду потребителями тепловой энергии необходимо проведение мероприятий, направленных на подготовку к отопительному периоду и прохождение его без аварий. В состав требований входит выполнение мероприятий по промывке и опрессовке тепловых сетей жилых домов. Подключение к тепловой энергии осуществляется ресурсоснабжающей организацией после выполнения потребителями указанных мероприятий. Афониным В.А. без выполнения обязательств по промывке внутридомовых сетей теплоснабжения, самостоятельно осуществлено самовольное потребление тепловой энергии. 19 сентября 2017г. комиссия в составе представителей АО «Тепловодоканал» и администрации городского поселения «Новочарское» составили акт о том, что потребителем Афониным В.А. не выполнены мероприятия по подготовке системы отопления к началу отопительного сезона. Просил суд обязать Афонина В.А. выполнить испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения жилого дома по адресу: <адрес>, а также промывку системы теплопотребления (л.д. 2-3).
Определением Каларского районного суда Забайкальского края от 01.11.2017 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрации городского поселения «Новочарское» (л.д. 32-36).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 65-70).
В апелляционной жалобе представитель истца АО «Тепловодоканал» Кирзан Р.Ю. полагает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Повторяя доводы искового заявления, указывает, что предполагаемое незнание собственниками помещений Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, и Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115, не освобождает от обязанности их соблюдения. Выражает несогласие с выводом суда со ссылкой на вышеуказанные Правила, согласно которым выполнение требуемых истцом мероприятий имеет место до начала отопительного сезона, а не в его период. Однако указанные нормы лишь закрепляют необходимость и обязательность проведения мероприятий по подготовке к отопительному периоду и не ограничивают их проведение в отопительный сезон. В силу статей 539, 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии, а также обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования. Ресурсоснабщающая организация в свою очередь участвует в приемке, проверке и готовности к отопительному периоду систем теплопотребления, водопотребления и оформляет это двусторонними актами. Судом первой инстанции принято решение противоречащее положениям Организационно-методических рекомендаций, и фактически узаконено бездействие при подготовке к проведению отопительного периода собственников помещений потребителей коммунальных услуг (л.д. 75-77).
В суд апелляционной инстанции ответчик Афонин В.А., представитель ответчика администрации городского поселения «Новочарское» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении рассмотрения дела не направили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя АО «Тепловодоканал» Стромилова И.Н., поддержавшего жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец является ресурсоснабжающей организацией на территории п. Новая Чара Каларского района Забайкальского края и оказывает услуги теплоснабжения юридическим и физическим лицам.
Ответчик Афонин В.А., проживающий в <адрес>, собственником жилого помещения не является, проживает в нем на основании договора социального найма от 18.01.2002г.
Разрешая требования истца и отказывая в их удовлетворении, суд, руководствуясь положениями ст.ст. 65, 67 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 539, 543 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пришел к выводу о том, что обязанность по организации теплоснабжения, его обеспечению на соответствующих территориях, в том числе и принятию соответствующих мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, законодателем возложена на органы местного самоуправления; выполнение мероприятий по проведению испытаний на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения, промывки системы теплоснабжения проводится до начала отопительного сезона, тогда как с иском истец обратился в период отопительного сезона, в связи с чем возложение указанной обязанности в период отопительного сезона противоречит действующему законодательству.
Указанные выводы суда, судебная коллегия полагает правильными, основанными на верном применении норм материального права, по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 543 Гражданского кодекса Российской Федерации абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Таким образом, обязанность обеспечить надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, возлагается на энергоснабжающую организацию.
Следовательно, требования об обязании выполнить испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения, промывку системы теплоснабжения, заявленные к ответчику Афонину В.А., обоснованно оставлены судом без удовлетворения.
В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В силу ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду осуществляется органами, указанными в ч. 2 названной статьи, в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.
Согласно ч. 2 названной статьи, проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления, а в ценовых зонах теплоснабжения органами местного самоуправления совместно с единой теплоснабжающей организацией.
В силу ч. 5 ст. 20 Закона «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами, теплоснабжающие организации, кроме того, обязаны: обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения (п. 7 ч. 5 ст. 20); обеспечить надежное теплоснабжение потребителей (п. 8 ч. 5 ст. 20).
По смыслу ст. 20 закона «О теплоснабжении», проверке готовности к отопительному периоду подлежат: 1) муниципальные образования; 2) теплоснабжающие организации и теплосетевые организации; 3) потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения.
Потребители, являющиеся юридическими лицами, должны обеспечивать своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт энергопотребляющих систем и инженерных сетей, находящихся в их ведении; предоставлять беспрепятственный допуск в любое время суток на территории и в помещения своих объектов представителей контролирующих органов; разрабатывать и выполнять согласно договору теплоснабжения графики ограничения и отключения теплопотребляющих установок при временном недостатке тепловой мощности или топлива на источниках теплоснабжения; предоставлять круглосуточный допуск на территорию предприятий персонала теплоснабжающей (теплосетевой) организации для производства работ по ремонту и обслуживанию инженерных сетей и осмотра систем теплопотребления. Кроме того, потребители обязаны провести совместно с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией испытания своих тепловых сетей на расчетную температуру теплоносителя, на определение тепловых и гидравлических потерь и наличие потенциала блуждающих токов, выполнить опрессовку на прочность и плотность водяных систем теплопотребления. После выполненных работ оформляется двусторонний акт проверки готовности объекта к отопительному сезону.
С учетом изложенного, в данном случае потребителем выступает администрация городского поселения «Новочарское», поскольку она является собственником жилого помещения № в <адрес><адрес>.
Следовательно, обязанность по выполнению испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения, промывки системы теплоснабжения возлагается как на потребителя, то есть администрацию, так и теплоснабжащую организацию, то есть на истца.
Принимая во внимание, что АО «Тепловодоканал» исполняет обязанности по теплоснабжению потребителей в п. Новая Чара, следовательно, и обязанность по выполнению испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения, промывки системы теплоснабжения возлагается на истца. Поскольку по смыслу Закона «О теплоснабжении» указанные обязанности могут быть возложены на орган местного самоуправления только в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом обоснованно отказано в удовлетворении требований истца, на которого законом также возложена обязанность по выполнению испытания на прочность и плотность оборудования систем отопления и горячего водоснабжения, промывки системы теплоснабжения. При этом для проведения указанных мероприятий теплоснабжающая организация имеет обученный персонал и технические возможности.
Кроме того, указанные испытания должны быть проведены до начала отопительного сезона, на что указано пункте 9.2.10 Правил № 115, в соответствии с которым подключение систем, не прошедших промывку, не допускается.
При изложенных обстоятельствах, доводы жалобы являются необоснованными по основаниям изложенным выше. Решение суда является законным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Каларского районного суда Забайкальского края от 07 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца АО «Тепловодоканал» Кирзан Р.Ю. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи