ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-955/2016 от 14.06.2016 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Ильин Е.В. № 33-955/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 14 июня 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Юровой О.В.,

судей Ваулина А.А. и Клюкиной О.В.,

при секретаре Матвеевской А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл на решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от 15 марта 2016 года, которым постановлено:

исковое заявление прокурора Юринского района Республики Марий Эл, действующего в интересах муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» Республики Марий Эл, к Отделу культуры, физкультуры и спорта администрации муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» об обязании возвратить музейные предметы «Историко-художественного музея им. Г.П. Лосева» из Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева» в муниципальное бюджетное учреждение культуры «Районный социокультурный комплекс» муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» удовлетворить;

обязать отдел культуры, физкультуры и спорта администрации муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» возвратить музейные предметы «Историко-художественного музея им. Г.П. Лосева» из Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева» в муниципальное бюджетное учреждение культуры «Районный социокультурный комплекс» муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Юринского района Республики Марий Эл, действующий в интересах муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» Республики Марий Эл, обратился в суд с иском к отделу культуры, физкультуры и спорта администрации МО «ФИО4 муниципальный район» о возложении обязанности возвратить музейные предметы
«Историко-художественного музея им. Г.П. Лосева» из Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева» в муниципальное бюджетное учреждение культуры «Районный социокультурный комплекс» муниципального образования «ФИО4 муниципальный район».

В обоснование иска указано, что прокуратурой Юринского района по обращению ФИО1 проведена проверка соблюдения законодательства, регулирующего использование муниципального имущества, в деятельности Отдела культуры, физкультуры и спорта администрации муниципального образования «ФИО4 муниципальный район». Пунктом 6.1.4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «ФИО4 муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» от 25 августа 2010 года № 69 установлено, что к полномочиям Собрания депутатов муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» относятся, в том числе, вопросы отчуждения имущества. Согласно пункту 6.1.7 Положения Собрание депутатов муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» осуществляет права собственника по управлению и распоряжению муниципальным имуществом. Согласно решению Собрания депутатов муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» от
25 декабря 2002 года №140 «Юринскому историко-художественному музею» присвоено имя Лосева Г.П.. В период с 2000 года по 2011 год ФИО1 в отдел культуры, физкультуры и спорта администрации муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» передавались предметы музейного значения, что подтверждается соответствующими актами приемки. Вместе с тем, проверкой установлено, что исполняющей обязанности руководителя отдела культуры, физкультуры и спорта администрации муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» Б. 20 марта 2013 года утвержден Приказ № 11 «О передаче историко-художественного музея им Г.П. Лосева», согласно которому ФИО4 историко-художественный музей им. Г.Л. Лосева из муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный социокультурный комплекс» передан в Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева» с 1 марта 2013 года. По результатам рассмотрения протеста прокуратуры района от
16 декабря 2013 года руководителем Отдела культуры, физкультуры и спорта администрации муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» вышеуказанный приказ от 20 марта 2013 года № 11 отменен. Между тем, до настоящего времени вопрос о возврате музейных предметов из
ГБУК Республики Марий Эл «Замок Шереметева» в МБУК «Районный социокультурный комплекс» муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» не решен. По данным фактам прокуратурой района
26 июня 2014 года в адрес руководителя отдела культуры, физкультуры и спорта администрации муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» вносилось представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего использование муниципального имущества. Представление рассмотрено 23 июля 2014 года. Тем не менее, выявленные нарушения законодательства, регулирующего использование муниципального имущества, не устранены.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл выражает несогласие с решением суда, просит его отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение. Приводит доводы о том, что в МБУК «Районный социокультурный комплекс» муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» в штате отсутствуют соответствующие специалисты по музейному делу, не выделены денежные средства на содержание музея, не согласовано включение музейных предметов и музейных коллекций Историко-художественного музея им. Г.П. Лосева в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, отсутствует соответствующее помещение для хранения музейных предметов. Кроме того, в решении суда не указан четкий порядок возврата музейных предметов.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель
ФИО1 ФИО2 приводит доводы в поддержку решения суда, просит апелляционную жалобу Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл оставить без удовлетворения.

Отдел культуры, физкультуры и спорта администрации муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» в отзыве на апелляционную жалобу просит отменить решение и принять по делу новое решение, указывая на несогласие с решением суда.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Юринского района Республики Марий Эл указывает на отсутствие нарушений норм материального и процессуального права при принятии решения, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл – без удовлетворения.

Представители муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» Республики Марий Эл, Отдела культуры, физкультуры и спорта администрации муниципального образования «ФИО4 муниципальный район», Собрания депутатов муниципального образования «ФИО4 муниципальный район», Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева», муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный социокультурный комплекс» муниципального образования «ФИО4 муниципальный район», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, на рассмотрение дела не явились, об уважительных причинах неявки и отложении судебного заседания не заявляли, в связи с этим судебная коллегия, руководствуясь статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Выслушав объяснения представителя Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл ФИО3, поддержавшего доводы жалобы и просьбу об отмене решения суда, прокурора Полозовой Т.В. о законности и обоснованности решения суда, представителя ФИО1 ФИО2, полагавшей решение суда законным, а жалобу не подлежащей удовлетворению, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая решение по делу, суд пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований. При этом суд исходил из того, что приказ, на основании которого ФИО4 историко-художественный музей им. Г.П. Лосева был передан из муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный социокультурный комплекс» в Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева», приказом №50 от 16 декабря 2013 года отменен, однако вопрос о возврате музейных предметов из Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева» в муниципальное бюджетное учреждение культуры «Районный социокультурный комплекс» муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» не решен. В настоящее время музейные предметы и музейные коллекции «Историко-художественного музея им. Г.П. Лосева» находятся в Государственном бюджетном учреждении культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева» без соответствующего на то разрешения либо соглашения (договора), соответственно они подлежат возврату из Государственного бюджетного учреждения культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева» в муниципальное бюджетное учреждение культуры «Районный социокультурный комплекс» муниципального образования «ФИО4 муниципальный район».

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.

В соответствии со статьей 4Федерального закона от 26 мая 1996 года
№ 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от имени Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложено государственное регулирование в области культуры. От имени субъектов Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложено государственное регулирование в области культуры.

В силу статьи 6 указанного Федерального закона Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда Российской Федерации, могут находиться в государственной, муниципальной, частной или иных формах собственности.

Включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда Российской Федерации производится федеральным органом исполнительной власти, на который возложено государственное регулирование в области культуры, в порядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде Российской Федерации, после проведения соответствующей экспертизы. Положение о Музейном фонде Российской Федерации утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации (статья 8).

На основании приказа № 29 от 26 января 1996 года с 1 января 1996 года финансирование и штаты Юринского филиала Республиканского музея изобразительных искусств переданы на бюджет местной администрации; директору музея поручено создать комиссию для передачи музейных экспонатов и ценностей по акту.

Пунктом 6.1.4 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования «ФИО4 муниципальный район», утвержденного решением Собрания депутатов муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» от 25 августа 2010 года № 69 установлено, что к полномочиям Собрания депутатов муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» относятся, в том числе, вопросы отчуждения имущества. Согласно пункту 6.1.7 Положения Собрание депутатов муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» осуществляет права собственника по управлению и распоряжению муниципальным имуществом.

Согласно Решению Собрания депутатов муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» от 25 декабря 2002 года № 140 Юринскому историко-художественному музею присвоено имя Лосева Г.П..

Как следует из материалов дела, в период с 2000 по 2011 годы
ФИО1 в Отдел культуры, физкультуры и спорта администрации муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» передавались предметы музейного значения, что подтверждается соответствующими актами сдачи-приемки, имеющимися в материалах дела.

Согласно приказу № 11 от 20 марта 2013 года «О передаче историко-художественного музея им Г.П. Лосева» исполняющей обязанности руководителя Отдела культуры, физкультуры и спорта администрации муниципального образования «ФИО4 муниципальный район»
ФИО4 историко-художественный музей
им. Г.П. Лосева передан из муниципального бюджетного учреждения культуры «Районный социокультурный комплекс» в Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева» с 1 марта 2013 года.

Приказом № 50 от 16 декабря 2013 года руководителя Отдела культуры, физкультуры и спорта администрации муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» вышеуказанный приказ от 20 марта 2013 года № 11 отменен. При этом вопрос о возврате музейных предметов из Государственное бюджетное учреждение культуры Республики Марий Эл «Замок Шереметева» в муниципальное бюджетное учреждение культуры «Районный социокультурный комплекс» муниципального образования «ФИО4 муниципальный район» не решен.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом. Доводы жалобы не могут быть положены в основу отмены судебного постановления, так как сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, оцененных судом первой инстанции в полном соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при этом оснований для иной оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Доводы жалобы третьего лица, касающиеся исполнения решения суда, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции. Кроме того, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, по заявлению ответчика соответствующие вопросы могут быть при необходимости разрешены в порядке, предусмотренном статьями 202 и 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения суда, судебная коллегия также не усматривает.

Поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм процессуального и материального права не допущено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Горномарийского районного суда Республики Марий Эл от
15 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл – без удовлетворения.

Председательствующий О.В. Юрова

Судьи А.А. Ваулин

О.В. Клюкина