Судья - Оплетина Е.С.
Дело № - 33 – 9565
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Варовой Л.Н.
судей Няшина В.А., Кириенко Е.В.,
при секретаре Абузовой А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 5 сентября 2018 года дело по апелляционной жалобе Федеральной службы исполнения наказаний России на решение Ленинского районного суда г. Перми от 26 июня 2018 года, которым постановлено –
признать незаконным решение комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от 18 декабря 2017 года по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчинённых ФСИН России, а также сотрудниками уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о снятии ФИО1 и членов его семьи в составе 4х человек с учёта для получения единовременной социальной выплаты.
Возложить на Федеральную службу исполнения наказаний России обязанность восстановить ФИО1 и членов его семьи в составе 4х человек на учёте для получения единовременной социальной выплаты с учётом даты постановки на учет с 12 мая 2014 года.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1 к ГУ ФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Няшина В.А., объяснения представителя ответчика ФИО2, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУФСИН России по Пермскому краю, ФСИН России и с учётом уточненного искового заявления просил о признании незаконным решение комиссии ФСИН России от 18 декабря 2017 года по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчинённых ФСИН России, а также сотрудниками уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о снятии ФИО1 и членов его семьи в составе 4-х человек Н1. (супруга), Н2. (сын), Н3. (сын), Н4. (сын) с учёта для получения единовременной социальной выплаты, возложении обязанности восстановить его в очереди, возложить обязанность выплатить единовременную социальную выплату, признать незаконными действия ГУФСИН России по Пермскому краю в части нарушения срока рассмотрения документов для получения единовременной выплаты на заседании территориальной подкомиссии в целях принятия решения о их направлении в комиссию ФСИН России и бездействие ГУФСИН России по Пермскому краю в части порядка доведения до сведения ФИО1 выписки из протокола заседания комиссии ФСИН России от 18.12.2017.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе ответчик, ссылаясь на то, что решение суда является необоснованным, поскольку обстоятельствам данного дела судом дана неправильная оценка.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, в части удовлетворения исковых требований, в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам данного дела и неправильным применением норм материального права (п.п. 3 и 4 п.1 ст.330 ГПК РФ).
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд ссылался на положения подп. Г п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства РФ №369 от 24 апреля 2013 года.
Удовлетворяя исковые требования о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от 18 декабря 2017 года о снятии ФИО1 и членов его семьи с учёта для получения единовременной социальной выплаты, суд первой инстанции исходил из того, что действия супруги истца по отчуждению квартиры в марте 2011 года не подпадают под признаки намеренного ухудшения жилищных условий, поскольку указанные действия совершены до принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Также суд указал на то, что отчуждение жилого помещения объективно не влияло на возникновение у истца права состоять на учете для получения единовременной социальной выплаты, поскольку даже с учетом отчужденной квартиры (ее площади), истец был обеспечен площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров, что дает ему право на получение указанной социальной выплаты.
Указанный вывод суда не основан на совокупности собранных по делу доказательств и нормах действующего законодательства.
Из материалов дела явствует, что на основании представленных истцом документов, согласно выписке из протокола № 11 от 25.02.2016 ФИО1 с составом семьи из пяти человек был поставлен на учет для получения ЕСВ с 12.05.2014. 17.05.2017 в адрес ФИО1 было направлено ФСИН России требование о необходимости повторно представить подтверждающий пакет документов, для внесения директору ФСИН России предложения для предоставления ЕСВ. Истцом повторно представлен требуемый пакет документов, в том числе содержащий выписку из ЕГРН о том, что Н1. являлась собственником жилого помещения, площадью 20,2 кв.м., расположенного по адресу: г. Пермь, ул. **** до 10.03.2011. На основании повторно представленных документов, комиссией ФСИН России 18.12.2017 принято решение о снятии ФИО1 с учета на получение ЕСВ по подп. «г» п. 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, поскольку супругой заявителя Н1. было произведено отчуждение 10.03.2011 жилого помещения (квартиры) общей площадью 20,2 кв.м., по адресу: г. Пермь, ул. ****. Проанализировав представленные доказательства, суд пришел к выводу о незаконности принятого решения о снятии истца с составом семьи из пяти человек с учета.
Суд исходил из того, что как указано в подп. «г» п. 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет). Вместе с тем, отметил суд, из материалов учетного дела следует, что заявителем документы, содержащие недостоверные сведения в комиссию ФСИН России для постановки на учет для получения ЕСВ не предоставлялись. То обстоятельство, что при повторном направлении документов истцом были представлены дополнительные сведения об отчуждении недвижимого имущества его супругой в 2011 году, по мнению суда, не свидетельствует о предоставлении недостоверных сведений при постановке на учет, поскольку данные сведения необходимо было представить по запросу ФСИН России, ранее такие сведения у истца не запрашивались, в том числе и при решении вопроса о постановке на учет.
Кроме того, суд принимал во внимание то, что супругой истца жилое помещение было отчуждено 10.03.2011, то есть до введения в действие Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. №369, что не позволяет сделать вывод о намеренности совершения истцом и членами его семьи действий, направленных на ухудшение жилищных условий с целью постановки на учет для получения ЕСВ.
Кроме того, суд отметил, что площадь жилого помещения, которое ранее принадлежало супруге истца, составляет 20,2 кв.м., что свидетельствует об отсутствии обеспеченности истца и членов его семьи площадью 15,0 кв.м., на каждого члена семьи, и данная площадь могла быть учтена при расчете ЕСВ на момент выплаты.
При разрешении данного спора суду следовало исходить из того, что порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
В соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений (пункт 5 части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ).
Согласно пункту 12 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Подпунктом "б" пункта 15 указанных правил предусмотрено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия по отчуждению квартиры не были совершены с намерением приобретения истцом права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, поскольку имели место до принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 г.
Между тем, согласно статье 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу 1 марта 2005 г., граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Подпункт "з" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты предусматривает необходимость предоставления выписок из домовых книг, копий финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющих их документов.
Поскольку в законе содержится прямое указание на то, что к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся действия, связанные с отчуждением жилых помещений, суду следовало исходить из того, что поскольку факт отчуждения супругой истца принадлежавшей ей квартиры установлен, следует считать доказанный факт совершения намеренных действий, повлекшим ухудшение жилищных условий истца, который исключает возможность принятия его на учет в течение пяти лет со дня совершения указанных намеренных действий. Указанный период времени на момент принятия решения о постановке истца на учет в 2014 году еще не истек. Соответственно, решение о снятии его с учета в связи с отсутствием законных оснований для постановки на такой учет и непредставлением им документов, подтверждающих факт отчуждения квартиры в 2011 году, является правомерным.
Ввиду того, что положениями действующего законодательства, регулирующего порядок приобретения сотрудником права состоять на учете на получение единовременной социальной выплаты, предусмотрено такое обязательное условие как принятие сотрудника на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения им или членами его семьи действий, повлекших ухудшение жилищных условий, и такое условие уже было ранее установлено положениями Жилищного кодекса Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ, а также исходя из пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение ответчика о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты по основаниям, предусмотренным частью 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. №283-ФЗ является правомерным и не нарушает прав истца на получение указанной меры социальной поддержки.
Таким образом, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для принятия решения об удовлетворении иска. Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции, в части удовлетворения иска, нельзя признать законным, оно подлежит отмене. В удовлетворении исковых требований следует отказать в связи с отсутствием законных оснований для их удовлетворения.
В остальной части указанное решение фактически не оспаривается, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.199, ст.328 - 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 26 июня 2018 года, в части удовлетворения исковых требований ФИО1, отменить.
Принять, в указанной части, новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании незаконным решения комиссии Федеральной службы исполнения наказаний России от 18 декабря 2017 года по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчинённых ФСИН России, а также сотрудниками уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о снятии ФИО1 и членов его семьи в составе 4-х человек с учёта для получения единовременной социальной выплаты, о возложении на Федеральную службу исполнения наказаний России обязанность восстановить ФИО1 и членов его семьи в составе 4-х человек на учёте для получения единовременной социальной выплаты с учётом даты постановки на учет с 12 мая 2014 года, отказать.
В остальной части указанное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний России - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -