ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9566/21 от 26.10.2021 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Козлова С.А.

Докладчик: Сучкова И.А. Дело №33-9566/21 (2-650/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кемерово 26 октября 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Хомутовой И.В.

судей: Сучковой И.А., Ельмеевой О.А.

при секретаре: Черновой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сучковой И.А. апелляционную жалобу ФИО1

на решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 09 августа 2021 года,

по делу по иску ФИО1 к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании невыплаченной премии

установила:

ФИО1 обратилась с иском к Управление Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу о взыскании невыплаченной премии.

Требования обосновывает тем, что истец ФИО1 состояла в трудовых отношениях с Управлением Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Служебный контракт заключен с ней на период отсутствия основного государственного гражданского служащего.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ истец освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы.

Указывает, что ответчик не выплатил премию за выполнение особо важных и сложных заданий за ДД.ММ.ГГГГ год, при этом, служебным контрактом определено, что данная премия выплачивается ежемесячно.

Полагает, что выплата премии не может зависеть от желания руководства, так как является его обязанностью. Приказа о лишении ее премии не было.

Считает, что подверглась дискриминации со стороны работодателя, поскольку премию не получила лишь она.

С учетом уточнений исковых требований истец просит признать за ней право на получение премий за выполнение особо важных и сложных заданий ДД.ММ.ГГГГ год, взыскать с ответчика в свою пользу премию за выполнение особо важных и сложных заданий ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 27 200 рублей, за 2020 год в сумме 8 000 рублей, компенсацию за задержку выплаты премий, рассчитанную на день фактической выплаты, из расчета 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные исковые требования, с учетом их уточнений, поддержала в полном объеме.

Ответчик Управление Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, поддержал представленные письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении требований ФИО1 в полном объеме.

Решением Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 09 августа 2021 года постановлено:

Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании за ней право на получение премий за выполнение особо важных и сложных заданий за ДД.ММ.ГГГГ, взыскании премии за выполнение особо важных и сложных заданий ДД.ММ.ГГГГ года в сумме 27 200 рублей, ДД.ММ.ГГГГ год в сумме 8 000 рублей, компенсации за задержку выплаты премий, рассчитанную на день фактической выплаты, из расчета 1/150 действующей ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации за каждый день задержки, компенсации морального вреда в размере 50 000 рублей, в полном объеме.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым ее требования будут удовлетворены в полном объеме.

Ссылаясь на служебный контракт, указывает, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий является составляющей денежного содержания государственного гражданского служащего.

Утверждает, что приказов на лишение истца премий не издавалось, к дисциплинарной ответственности ФИО1 не привлекалась. В ДД.ММ.ГГГГ года истец выполняла объем работы аналогичный предыдущим периодам в соответствии с административным регламентом государственного органа.

Фактически работодателем персонально в отношении истца вопрос о выплате премии ДД.ММ.ГГГГ год не рассматривался, трудовая деятельность ФИО1 не анализировалась, доказательств наличия оснований для лишения истца премии ФИО2 не представлено.

Полагает, что отсутствие обоснования невыплаты премии, входящей в состав денежного содержания государственного служащего, свидетельствует о неправомерности действий работодателя.

На указанную апелляционную жалобу письменные возражения не поданы.

В заседание судебной коллегии иные лица не явились, участвующие в деле, извещенные о времени и месте слушания дела надлежащим образом, о наличии уважительных причин неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, не просили рассмотреть дело в их отсутствие, ввиду чего судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 129 ТК РФ, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Регулирование отношений, связанных с государственной гражданской службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Согласно пункта 4 части 1 статьи 14 указанного федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы. Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В соответствии с частью 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

В силу пункта 4 части 5 статьи 50 Закона N 79-ФЗ премия за выполнение особо важных и сложных заданий как часть денежного содержания гражданского служащего отнесена к числу дополнительных выплат, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено следующее.

Приказом Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО1 принята на государственную гражданскую службу и назначена с ДД.ММ.ГГГГ на должность государственной гражданской службы старшего казначея отдела расходов на период отсутствия основного работника ФИО3 (т. 1 л.д.148-149).

ДД.ММ.ГГГГ между Управлением Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу и ФИО1 заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Управлении Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (т.1 л.д.150-155).

Пунктом 9 служебного контракта установлено, что гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4927,00 рублей в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином «Советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса» в размере 1919,00 рублей в месяц; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 80 процентов этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада; ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 5 процентов этого оклада; процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере - процентов к денежному содержанию; районного коэффициента в размере 1,5 к денежному содержанию; ежемесячного денежного поощрения в размере 1 (одного) должностного оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, материальной помощи в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов месячного денежного содержания, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Приказом Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ л/с ФИО1 освобождена ДД.ММ.ГГГГ от замещаемой должности старшего казначея отдела расходов и уволена в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта с выплатой денежной компенсации за неиспользованные дни отпуска за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.193 т.1).

Приказом Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке премирования федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее, - Положение о премировании), которым установлен порядок стимулирования профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и работников Управления.

Премирование производится за выполнение за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с решением задач и обеспечением функций, возложенных на Управление, а также в целях повышения материальной заинтересованности в качестве выполняемых задач (п. 2 Положения о премировании).

Премии выплачиваются в пределах фонда оплаты труда, утвержденного Управлению, с учетом имеющейся экономии. При определении размера премии основными критериями являются: для гражданских служащих - конкретный вклад в выполнение заданий руководства, оперативность и профессионализм при выполнении должностных обязанностей, внедрение новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работы; для работников - результаты работы.

Решение о выплате и размерах премий гражданским служащим принимается руководителем Управления и оформляется приказом (п. 3-5 Положения о премировании) (т.1 л.д.18-19).

В Положении о премировании отсутствует указание на то, что ежемесячная премия является обязательной частью заработной платы и гарантированной выплатой.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года выплачено две премии: за выполнение особо важных и сложных заданий, а также по результатам работы в ноябре 2020 года в размере 17 000 рублей, и за выполнение особо важных и сложных заданий, а также в целях повышения материальной заинтересованности в качестве выполняемых задач в размере 5 000 рублей. К размеру премии, указанному в приказах, применяется районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (т.1 л.д.20-23).

Разрешая заявленные требования с учетом установленных по делу обстоятельств, установив, что премирования гражданских служащих в соответствии с положениями приведенных нормативных актов и условий служебного контракта являются компетенцией и правом представителя нанимателя, зависящее, в частности, от количества и качества выполненных гражданским служащим особо важных и сложных заданий, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, считает, что они сделаны на основе правильного применения норм права и надлежащей оценки имеющихся в деле доказательств.

Ссылки истца на установленную законом обязанность ответчика выплачивать премию, учитывая, что она входит в состав денежного содержания гражданского служащего, основаны на неверном толковании положений Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также трудового законодательства.

Так, положения ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" устанавливают, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. ч. 1, 2). К дополнительным выплатам относится, в том числе премия за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которой определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента и максимальным размером не ограничивается (ч. 5).

В соответствии с приведенными нормативными положениями премирование гражданских служащих Управления Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу является правом представителя нанимателя и производится по его решению.

При этом критериями при решении вопроса о выплате премии и определении ее размера в соответствии с пунктом 4 Положения о премировании являются: конкретный вклад в выполнение заданий руководства, оперативность и профессионализм при выполнении должностных обязанностей, внедрение новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работы.

Так, судебная коллегия не усматривает, что истец представила суду доказательства выполнения особо важных и сложных заданий.

В материалах дела не содержится доказательств, что ФИО1 привлекалась к трудовой деятельности в нерабочие или праздничные дни.

Как установлено ранее, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года выплачены премии за выполнение особо важных и сложных заданий, а также по результатам работы ДД.ММ.ГГГГ года в размере 17 000 рублей, и за выполнение особо важных и сложных заданий, а также в целях повышения материальной заинтересованности в качестве выполняемых задач в размере 5 000 рублей.

Все предусмотренные локальными актами работодателя (положением о порядке премирования федеральных государственных служащих и работников, замещающих должности, не являющимися должностями федеральной гражданской службы Управления Федерального казначейства Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д.218-219 т.1) и служебным контрактом (л.д.150153 т. 1) стимулирующие выплаты истцу выплачены.

Таким образом, ввиду того, что основания и порядок выплаты конкретной премии в соответствии с положениями приведенных нормативных актов являются компетенцией представителя нанимателя, судебная коллегия считает, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у ответчика оснований для выплаты истцу премии является правильным и соответствует нормам действующего законодательства.

Сам по себе факт прохождения гражданской службы в течение неполного ДД.ММ.ГГГГ года не является основанием для выплаты данной премии.

Ссылку истца на допущенную в отношении нее дискриминацию при начислении премий судебная коллегия находит несостоятельной, так как судом не установлено нарушения прав истца действиями ответчика при начислении и выплате премий.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда и принятия нового решения об удовлетворении исковых требований по доводам апелляционной жалобы истца не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 09 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Председательствующий: И.В. Хомутова

Судьи: И.А. Сучкова

О.А. Ельмеева

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 26.10.2021