САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-9594/2017 | Судья: Уланов А.Н. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
Председательствующего | Кордюковой Г.Л. |
Судей | ФИО1, ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 мая 2017 года апелляционную жалобу ФИО4 на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 16 февраля 2017 года по делу № 2-794/2017 по иску ФИО4 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Красносельском районе Санкт-Петербурга (далее по тексту - УПФ РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Заслушав доклад судьи Кордюковой Г.Л., объяснения ФИО4, и его представителя ФИО5, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя УПФ РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга – ФИО6, возражавшей против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО4 обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с иском к УПФ РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга, уточнив требования в порядке статьи 39 ГПК РФ, просил включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии следующие периоды работы: в должности <...> Ленинградский рефрижераторный флот с <дата> по <дата> (стаж 1 год 3 месяца 24 дня), с <дата> по <дата> (стаж 1 год 10 месяцев 15 дней), с <дата> по <дата>(стаж 3 года 4 месяца 27 дней); в должности <...> АООТ судостроительный завод «Северная верфь» с <дата> по <дата>; с <дата> по <дата> с кодом особых условий труда в должности <...> в плавсоставе судна «Персей» находящегося в собственности ООО «Балтийский флот», обязать УПФ РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга назначить досрочную трудовую пенсию по старости с <дата>, ссылаясь в обоснование требований на то, что решением УПФ РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга от <дата>№... истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Вместе с тем, истец указывает на то, что ответчик допустил ошибочное определение специального стажа работы, необоснованно не включил спорные периоды работы в специальный стаж, кроме этого безосновательно отказал в суммировании стажа работы по подпунктам 9 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 16 февраля 2017 года исковые требования ФИО4 удовлетворены частично, суд обязал УПФ РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга включить ФИО4 в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды работы: согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <дата> по <дата> в должности <...> АООТ судостроительный завод «Северная верфь»; согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с <дата> по <дата> в должности <...> в плавсоставе судна «Персей» ООО «Балтийский флот», в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ФИО4 просит решение суда 16 февраля 2017года в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить, как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО4, <дата> года рождения, обратился <дата> в УПФ РФ Красносельского района Санкт-Петербурга с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании п.п.2, п.п. 9 п. 1 ст. 27 «О трудовых пенсиях в РФ» N 173-ФЗ, полагая, что имеет право на назначение пенсии досрочно, его возраст составит <дата> - <...> лет.
Решением УПФ РФ Красносельского района г. Санкт-Петербурга №... от <дата> в назначении досрочной трудовой пенсии ФИО7 отказано.
Пенсионным органом в специальный стаж в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» включены следующие периоды работы: с <дата> по <дата> в должности <...> Ленинградского рефрижераторного флота; с <дата> по <дата> в должности <...> Ленинградского рефрижераторного флота; с <дата> по <дата> в должности <...> Ленинградского рефрижераторного флота (с <дата> АООТ «Рефрижераторный флот»); с <дата> по <дата> в должности <...> судов ГУМ по очистке и благоустройству водоёмов «Ленводхоз»; общий стаж работы определён в размере 10 лет 3 месяцев 29 дней.
Периоды работы в должности <...> Ленинградский рефрижераторный флот с <дата> по <дата> (стаж 1 год 3 месяца 24 дня), с <дата> по <дата> (стаж 1 год 10 месяцев 15 дней), с <дата> по <дата> (стаж 3 года 4 месяца 27 дней), правомерно учтены УПФ РФ Красносельского района г. Санкт-Петербурга, поскольку в личной карточке истца имеются сведения о переводе на такие должности в указанные периоды, которые не дают право на учёт в специальный стаж, а именно: с <дата> по <дата> /л.д.№.../, с <дата> по <дата> /л.д. №.../.
Кроме этого, в специальный стаж в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды работы: с <дата> по <дата> в должности <...> на судах ООО «Балтийский флот»; общий стаж работы определен в размере 0 лет 8 месяцев 21 дня.
Общая продолжительность льготного стажа на день вынесения решения 11 лет 20 дней.
Общая продолжительность страхового стажа на дату обращения за пенсией составила 30 лет 6 месяцев 00 дней /л.д. №.../.
Разрешая исковые требования, суд включил в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы с <дата> по <дата> в должности <...> АООТ судостроительный завод «Северная верфь»; с <дата> по <дата> в должности <...> в плавсоставе судна «Персей» ООО «Балтийский флот», что в общей сложности составляет 3 года 4 месяца 23 дня.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о назначении пенсии досрочно, суд указал, что включение периодов работы с <дата> по <дата> (3 года 1 месяц 6 дней) и с <дата> по <дата> (3 месяца 17 дней) по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не даёт истцу права на назначение досрочной трудовой пенсии с уменьшением возраста, поскольку соответствующие права возникают только при отработке не менее половины установленного срока (12 лет 6 месяцев / 2 = 6 лет 3 месяца).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о включении в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» период работы с <дата> по <дата> в должности <...> АООТ судостроительный завод «Северная верфь»; с <дата> по <дата> в должности <...> в плавсоставе судна «Персей» ООО «Балтийский флот», в общей сложности - 3 года 4 месяца 23 дня.
Доводы апелляционной жалобы ФИО4 об уменьшении возраста, предусмотренного статьей 7 Федерального закона №173-Ф3, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев работы мужчинам, не принятые судом, отклоняются как не заслуживающими внимания.
В то же время судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, что у истца не имеется права на назначение пенсии досрочно в связи с тем, что суммирование периодов работы по подпункту 2 пункта 1 и подпункту 9 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» может быть произведено только при наличии у истца стажа 12 лет 6 месяцев по подпункту 2 пункта 1 вышеназванного закона по следующим основаниям.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
На основании п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсии по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Закона № 173-ФЗ, мужчинам по достижении возраста 55 лет если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ условие о назначении пенсии с уменьшением возраста в зависимости от продолжительности стажа на соответствующих видах работ не предусмотрено.
В соответствии с подпунктом "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 года N 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (Список 1991 года). При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 (Список 1956 года), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренным Списком 1991 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 2 указанных Правил при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" суммируются периоды работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2) и работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) (подпункт 9)
Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 Правил, осуществляется путем прибавления к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, либо к периодам работы, указанной в подпункте 9, - периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 5 - 7, 12 (пункт 3 Правил).
Таким образом, в соответствии с вышеуказанными Правилами к периодам работы по подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ суммируются периоды работ, указанные в подпункте 9 пункта 1 статьи 27 указанного Федерального закона, однако только в целях назначения пенсии по абзацу 1 подпункта 2 пункта 1 статьи 27, требующему наличие специального стажа в 12 лет и 6 месяцев, а не по абзацу второму указанной нормы, предоставляющему право на назначение пенсии с уменьшением возраста.
Такое суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате суммирования периодов работы с тяжелыми условиями труда по подпункту 2 пункта 1 Закона N 173-ФЗ и периодов работы в плавсоставе по подпункту 9 п.1 Закона N 173-ФЗ получится специальный стаж продолжительностью не менее 12 лет 6 месяцев, как установленное в абзаце первом п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ. И только тогда возникает условие, при котором можно реализовать право на досрочную пенсию по достижении 55 лет (для мужчин) как указано в абзаце первом п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ. То есть, если в результате суммирования получается стаж менее установленного в абзаце первом п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ - для мужчин 12 лет 6 месяцев, то правило об уменьшении возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренного абзацем 2 п.п. 2 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, не применяется в силу прямого указания на это в п. 3 Правил N 516.
С учетом включения судом стажа по подпункту 2 пункта 1 Закона N 173-ФЗ (3 года 4 месяца 23 дня) и суммировании этого стажа со стажем в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 Закона N 173-ФЗ стажа (10 лет 3 месяца 29 дней) получается специальный стаж 13 лет 8 месяцев 22 дня.
Поскольку периоды работ по подпункту 9 пункта 1 статьи 27, прибавленные к периодам работ по пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ, составляют стаж 13 лет 8 месяцев 22 дня, то у истца права на назначение пенсии по по абзацу 1 пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ имеется.
При этом в данном случае не применяется абзац 2 п.п.2 абзацу 1 пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ (уменьшение возраста на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев работы), поскольку у истца имеется при суммировании необходимый стаж, превышающий 12 лет 6 месяцев.
В тоже время судебная коллегия судебная коллегия считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.
Решение УПФ РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга об отказе в назначении пенсии досрочно вынесено 06.03.2013 года, а исковое заявление об оспаривании решения пенсионного органа подано истцом в суд 26.08.2016 года за пределами трехлетнего срока, предусмотренного статьей 196 ГК РФ, предусматривающей общий срок исковой давности для защиты нарушенного права 3 года.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 20.02.2014 N 323-О, рассматривая жалобу ФИО8, которой было отказано в удовлетворении исковых требований к ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по городу Санкт-Петербургу" об изменении группы инвалидности, компенсации морального вреда, возмещении убытков и перерасчете пенсии в связи с пропуском срока исковой давности указал, что установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 ГК Российской Федерации), а также последствий его пропуска обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.
Уважительных причин для восстановления срока исковой давности судебная коллегия не усматривает, доказательств уважительности причин пропуска срока для защиты нарушенного права истцом не представлено.
Согласно ст.199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Поскольку истец имеет специальный стаж для назначения пенсии досрочно с учетом включения судом первой инстанции в льготный стаж периода трудовой деятельности 3 года 4 месяца 23 дня по подпункту 2 пункта 1 Закона N 173-ФЗ., то он не лишен возможности обратиться в УПФ РФ в Красносельском районе Санкт-Петербурга с заявлением о назначении пенсии досрочно.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 16 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: