ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-960/2013 от 05.02.2014 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

 Судья Королькова И.А. Дело № 33-960/2013

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 (резолютивная часть)

 5 февраля 2014 года Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

 председательствующего Параскун Т.И.

 судей: Дмитриевой О.С., Блинова В. А.

 при секретаре

 судебного заседания Ахроменко А.Н.

 рассмотрела в открытом заседании дело по апелляционной жалобе представителя истца Пьяных А. Ю. Логунковой Н. И.

 на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края

 от 22 ноября 2013 года по делу по иску Пьяных А. Ю. к Военному комиссариату Алтайского края, Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области» об обязании произвести перерасчет пенсии.

     Заслушав доклад судьи Блинова В. А., Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда

 У С Т А Н О В И Л А :

 Истец Пьяных А.Ю. обратился в суд к ответчикам Военному комиссариату Алтайского края о перерасчете пенсии, указав, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, которая ему назначена с ДД.ММ.ГГ исходя из выслуги 28 лет. Полагает, что расчет пенсии произведен неправильно, так как не был зачтен на льготных условиях период службы в зоне повышенного радиационного воздействия в Республике Казахстан. Согласно Закона Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», время службы в зоне повышенного радиационного риска должно засчитываться в выслугу лет на льготных условиях. В соответствии со ст. 7 Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. №1787-XII города <адрес> и <адрес> относятся к зоне повышенного радиационного риска. В связи с чем, в соответствии с Соглашением от 15 мая 1992 г. и Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 г. №1787-XII период прохождения службы на данной территории должен быть засчитан в выслугу лет в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за полтора.

 В ходе судебного разбирательства истец уточнил требования, указав соответчиком - ФБУ «Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Свердловской области», просил обязать Военный Комиссариат Алтайского края и ФБУ «Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Свердловской области» произвести перерасчет выслуги лет для назначения пенсии с учетом службы в зоне повышенного радиационного риска в Республике Казахстан, а именно в период с ДД.ММ.ГГ г. по ДД.ММ.ГГ г. в г.<адрес>, в период с ДД.ММ.ГГ г. по ДД.ММ.ГГ г. в <адрес>. Обязать ответчиков произвести перерасчет пенсии с учетом выслуги лет в льготном исчислении, выплатить Пьяных А.Ю. недополученную пенсию за период с ДД.ММ.ГГ и по дату вынесения судебного акта с учетом инфляции.

 В судебном заседании истец и его представитель на уточненных требованиях настаивали по доводам, изложенным в первоначальном и уточненном исковом заявлении.

 Представитель ответчика Военного комиссариата Алтайского края иск не признал и пояснил, что Соглашение, на которое ссылается истец, применяется к военнослужащим Республики Казахстан и не распространяется на истца, поскольку он уволен со службы в Вооруженных Силах России по законам России. Гражданином Республики Казахстан истец не является.

 Представитель ответчика ФБУ «Управление финансового обеспечения Минобороны РФ по Свердловской области» в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. В материалах дела имеется отзыв, в котором просят в иске отказать, ссылаясь на то, что не нашел подтверждения факт службы истца в Вооруженных Силах Республики Казахстан и возникновение у него права на льготное зачисление спорного периода в выслугу лет.

     Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 ноября 2013 года Пьяных А.Ю. в удовлетворении иска отказано.

     В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 ФИО2 просит данное решение отменить и принять новое решение об удовлетворении иска, указывая, что суд неправильно истолковал и применил нормы материального права, необоснованно пришел к выводу о том, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ год истец не являлся военнослужащим Республики Казахстан, а поэтому не приобрел право на включение спорного периода в выслугу на льготных условиях, в то время, как представленные и исследованные в суде первой инстанции материалы личного дела истца полностью подтверждают право истца на включении спорного периода в выслугу лет на льготных условиях.

     Проверив материалы данного дела, материалы личного дела истца, обсудив доводы жалобы и выслушав объяснения истца ФИО1 и его представителя ФИО2, поддержавших жалобу, объяснения представителя Военного комиссариата Алтайского края, судебная коллегия находит апелляционную жалобу подлежащей частичному удовлетворению, а решение суда – подлежащим отмене по следующим основаниям.

 Из материалов дела усматривается, что суд правильно определил отношения сторон и материальный закон, которым эти отношения регулируются, обстоятельства имеющие значение и кем из сторон эти обстоятельства подлежали доказыванию, вынес их на обсуждение в судебном заседании, однако допустил ошибку в толковании и применении норм материального права, что повлекло неправильную оценку обстоятельств установленных судом и неправильное разрешение спора.

 Согласно п.1 ст. 8 ФЗ от 15 декабря 2001 г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

 15 мая 1992 года в г. Ташкенте государства - участники Содружества Независимых Государств, основываясь на ранее имевших место договоренностях о социальных, правовых гарантиях военнослужащих, в целях дальнейшего сотрудничества в области социального обеспечения этих лиц и их семей подписали Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ.

 В части первой статьи второй этого Соглашения предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях бывшего Союза ССР в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

 Закон Республики Казахстан о социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне от 18 декабря 1992 года, вступивший в силу с 1 января 1993 года, установил новое основание для льготного исчисления выслуги лет, которое законодательством бывшего Союза ССР не предусматривалось - служба на территориях, пострадавших от воздействия ядерных испытаний в период с 29 августа 1949 года по 1 января 1992 года. При этом служба с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года засчитывается в выслугу лет в тройном размере, а с 6 июля 1963 года по 1 января 1992 года - в полуторном размере.

 В соответствии со ст. 1 и ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу….» военнослужащим, проходившим службу на территории бывшего СССР было подтверждено, что время нахождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим определяется Правительством РФ.

 Согласно абзацу 1 пункта 7 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", служба военнослужащих в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями за пределами России на территории республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие настоящего Постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР. Названное Постановление введено в действие с 1 февраля 1993 года.

 В соответствии с абзацем 2 пункта 7 с введением в действие Постановления N 941, то есть с 1 февраля 1993 года, служба военнослужащих за пределами России на территории других государств - участников СНГ в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством государств, на территории которых они проходили службу, а до принятия этими государствами законодательных актов по данному вопросу - в соответствии с законодательством бывшего Союза ССР.

 В связи с возникновением разногласий касающихся, в частности, вопроса о том, законодательство какого государства - места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы должно применяться при льготном исчислении выслуги лет:

 2) военнослужащим, проходившим службу в другом государстве и переведенным для продолжения службы в вооруженные силы государства по новому месту жительства и уволенных из указанных вооруженных сил. При этом ставится вопрос о возможности применения законодательства государства - участника по месту службы военнослужащего (а именно Республики Казахстан), если оно устанавливает основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено законодательством бывшего Союза ССР, в период действия которого проходил службу военнослужащий. - Совет министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств обратился в Экономический Суд Содружества Независимых Государств с запросом о толковании применения пункта 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

 В обоснование запроса Совет министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств указал на неоднозначное толкование государственными органами применения пункта 1 статьи 2 Соглашения при исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проходившим ранее военную службу на территориях бывших союзных республик ССС.

 Решением Экономического Суда СНГ N 01-1/5-99 «О толковании применения пункта 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года», принятом в г. Минске 20.01.2000г. дано толкование применения пункта 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года:

 1. При назначении государством - участником Соглашения от 15 мая 1992 года пенсии военнослужащему его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 года.

 2. Порядок исчисления выслуги лет, определенный частью 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года, применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года, в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.

 Из материалов дела видно, что ответчики не оспаривают того факта, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГ г. по ДД.ММ.ГГ г. проходил военную службу на территории Республики Казахстан (<адрес> и <адрес>), в ДД.ММ.ГГ году откомандирован в Сибирский военный округ, однако полагают, что истец на момент вступления в силу с 1 января 1993 года Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года он не являлся военнослужащим Вооруженных Сил этого государства, а поэтому не приобрел указанного права на льготное исчисление выслуги лет.

 Поэтому с ДД.ММ.ГГ ФИО1 установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» без включения периодов выслуги лет в льготном исчислении.

 С учетом вышеизложенного, при разрешении данного дела суд первой инстанции правомерно исходил из того, что правовое значение для правильного разрешения спора имеет то обстоятельство, являлся ли ФИО1 военнослужащим Республики Казахстан на момент вступления в действие Закона данной республики, предоставляющего социальные льготы или нет.

 На основании оценки материалов данного дела и материалов личного дела военнослужащего ФИО1 суд пришел к выводу о том, что истец не являлся военнослужащим Республики Казахстан не только на момент вступления в действие Закона данной республики, предоставляющего социальные льготы, но и вообще таковым не являлся военнослужащим Республики Казахстан.

 Судебная коллегия находит, что такой вывод суда не соответствует указанным материалам дела, которые свидетельствуют об обратном, а поэтому указанный вывод суда является ошибочным.

 Из материалов личного дела военнослужащего ФИО1 видно, что его откомандированию ДД.ММ.ГГ с места службы в Республики Казахстан в распоряжение командующего войсками Сибирского военного округа предшествовали переговоры между начальниками управления кадров Министерства Обороны Республики Казахстан и Сибирского Военного округа Министерства обороны РФ о возможности перевода майора ФИО1 для прохождения военной службы в составе войск СибВО МО РФ. Из письма ВРИО начальника Управления подготовки и распределения кадров СибВО от ДД.ММ.ГГ за *** следует, что в случае положительного решения вопроса о переводе Министерством обороны Республика Казахстан, представитель СибВО ПРОСИЛ офицера ФИО1 направить в распоряжение командующего СибВо.

 Из выписки из приказа командира Войсковой части *** *** от ДД.ММ.ГГ (по строевой части) <адрес> видно, что майор ФИО1 откомандирован в распоряжение Министра Обороны Российской Федерации на основании приказа Министра Обороны Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГ *** с ДД.ММ.ГГ. с исключением из списков личного состава части, всех видов обеспечения, с выплатой всех видов довольствия. В данном приказе указано, что майор ФИО1 имеет право на льготное исчисление выслуги лет на пенсию (один месяц службы за полтора месяца)на основании постановления Верховного Совета Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года.

 В материалах дела так же имеется выписка из указанного приказа Министра обороны Республики Казахстан (л.д.49).

 Кроме того, представленная в материалах дела Архивная справка Министерства обороны Республики Казахстан подтверждает, что Войсковая часть *** входит в состав Министерства обороны Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГ (л.д.50).

 При оформлении материалов к назначению пенсии за выслугу лет, ДД.ММ.ГГ (исх. №***) сведения о наличии права ФИО1 на льготное зачисление периодов службы в Республики Казахстан запрашивались из Министерства Обороны Республики Казахстан.

 Из вышеперечисленных доказательств прямо следует, что на момент вступления в силу с 1 января 1993 года Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года ФИО1 являлся военнослужащим Вооруженных Сил Республики Казахстан, а поэтому приобрел указанное право на льготное исчисление выслуги лет.

 При наличии указанных недостатков, решение суда не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска по вышеизложенным основаниям.

 При этом, требования истца о производстве перерасчета размера пенсии с учетом включения периода службы в льготном исчислении со дня назначения пенсии удовлетворению не подлежат, так как назначение пенсии производится по заявлению лица, имеющего право на её получение, со дня подачи заявления о её назначении или исчислении в ином размере.

 Как видно из материалов дела и материалов личного дела военнослужащего ФИО1 приказом ФИО3 от ДД.ММ.ГГ он был уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на В. службе с исчислением пенсии из расчета выслуги лет в Вооруженных Силах в календарном исчислении 28 лет 1 месяц, при отсутствии выслуги в льготном исчислении. Правильности исчисления выслуги лет и назначения пенсии ФИО1 не оспаривал.

 За перерасчетом размера пенсии, исходя из наличия права на исчисления выслуги в льготном исчислении, ФИО1 обратился ДД.ММ.ГГ.

 Поэтому перерасчет пенсии с учетом периодов льготного исчисления выслуги лет ответчик обязан произвести с ДД.ММ.ГГ.

     Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 22 ноября 2013 года отменить и принять новое решение.

 Исковые требования ФИО1 к Военному комиссариату Алтайского края, Федеральному бюджетному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Свердловской области» о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии путем включения в выслугу лет в льготном исчислении периода службы в вооруженных Силах Республики Казахстан удовлетворить частично.

 Обязать Военный Комиссариат Алтайского края произвести с ДД.ММ.ГГ перерасчет назначенной ФИО1 пенсии с включением в выслугу лет прохождение службы в Республике Казахстан в зоне повышенного радиационного риска в период с ДД.ММ.ГГ г. по ДД.ММ.ГГ г. в <адрес>, в период с ДД.ММ.ГГ г. по ДД.ММ.ГГ г. в <адрес>, с включением указанных периодов в выслугу лет дающую право на назначение военной пенсии, в льготном исчислении из расчета одного месяца службы за полтора месяца.

 В остальной части исковых требований ФИО1 в удовлетворении отказать.

 Председательствующий:

 Судьи: