ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-962Б-54 от 30.01.2013 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Сенькина Е.М.                            Дело № 33-962 Б-54

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 января 2013 года      г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Платова А.С.

судей Беляковой Н.В., Емельянова В.А.

с участием прокурора Щелкуновой О.М.

при секретаре Барановской Н.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова В.А. дело по иску прокурора Октябрьского района г.Красноярска в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае и ФГУП «Почта России» о возложении обязанности по беспрепятственному доступу инвалидов к объекту социальной инфраструктуры

по апелляционной жалобе представителя ТУ Росимущества в Красноярском крае – ФИО1

на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 26 сентября 2012 года, которым постановлено:

«Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае и ФГУП «Почта России» оборудовать вход в отделение почтовой связи 660074, расположенное по адресу: <...>, пандусом, поручнями, обеспечить высоту порога дверного проема указанного входа не более 0,025 м.».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Октябрьского района г.Красноярска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае и ФГУП «Почта России» о возложении обязанности по беспрепятственному доступу инвалидов к объекту социальной инфраструктуры.

Требования мотивировал тем, что в ходе проведенной проверки установлено нарушение указанных требований законодательства. В здании отделения почтовой связи 660074, расположенном по адресу: <...> при высоте лестницы 0,3 м. отсутствуют специальные приспособления (пандусы), подъемники, поручни для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. Кроме того, дверной проем имеет порог 5 см., что препятствует входу в учреждение маломобильных групп населения.

Просил возложить на ответчиков обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать вход в здание, расположенное по адресу: <...> специальным приспособлением (пандусом), поручнями, обеспечить высоту порога дверного проема указанного входа не более 0,025 м. для беспрепятственного доступа инвалидов к социально-значимому объекту - отделению почтовой связи 660074.

Судом исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ТУ Росимущества в Красноярском крае ФИО1 просит об отмене решения суда в части возложения указанных обязанностей на ТУ Росимущества в Красноярском крае, поскольку ТУ Росимущества в Красноярском крае является ненадлежащим ответчиком.

Проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, согласно ст.2 Градостроительного кодекса РФ, п.1.7 Свода правил по проектированию строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренного постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 г. №72, обозначено в качестве основополагающей задачи при создании законодательства о градостроительной деятельности и формировании архитектурной среды.

Согласно Строительным нормам и правилам (СНиП 35-01-2001), принятым Постановлением Госстроя РФ 16.07.2001 г. № 73, они предназначены для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения.

В соответствии с п.п.3.9 и 3.13 СНиП «Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам», в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для МНГ подземного или наземного перехода, соединенного с этим зданием. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Согласно п.3.14 Правил, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.

В соответствии с п.3.23 Правил, дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.

Как установлено п.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2009 г№63, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае (далее - Территориальное управление) осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

В соответствии с п.4.1 Положения, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно Территориальным управлением прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ст.294 ГК РФ, государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив указанные выше нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований прокурора.

Требования прокурора о возложении на ответчиков обязанности по созданию условий для беспрепятственного пользования инвалидами услугами отделения почтовой связи 660074, расположенного по адресу: <...> как объекта социальной инфраструктуры, путем оборудования входа пандусом, поручнями, обеспечения высоты порога дверного проема входа в здание не более 0,025 м. подлежат удовлетворению, так как такая обязанность предусмотрена действующим федеральным законодательством.

Выводы суда подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка.

Так, в ходе проверки исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации прокуратурой Октябрьского района г.Красноярска установлено, что в здании отделения почтовой связи 660074, расположенном по адресу: <...> отсутствуют специальные приспособления (пандусы), подъемники, поручни для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в указанный объект социальной инфраструктуры. Кроме того, дверной проем имеет порог 5 см., что препятствует входу в учреждение маломобильных групп населения.

Согласно решению Арбитражного суда Красноярского края от 12.05.2003 г., оставленным без изменения апелляционным постановлением Арбитражного суда Красноярского края от 11.07.2003 г. и кассационным постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.10.2003 г., нежилое помещение по адресу: <...> является объектом государственной собственности РФ и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Почта России» (л.д.11-27, 43, 55), относящемуся в соответствии с Уставом к учреждениям социальной инфраструктуры, к которым должен быть обеспечен беспрепятственный доступ маломобильных групп населения (л.д.38,52).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, исследовав представленные по делу доказательства, руководствуясь приведенными положениями законодательства, регулирующего спорное правоотношение, пришел к обоснованному выводу о незаконном бездействии ответчиков по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к указанному объекту социальной инфраструктуры с возложением на них обязанности по оборудованию входа в здание пандусом, поручнями и обеспечению высоты порога дверного проема указанного входа не более 0,025 м.

Наряду с этим, суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры должна быть возложена на пользователя и собственника помещения, поскольку именно им в соответствии с действующим законодательством и учредительными документами принадлежат права и полномочия по владению, пользованию и распоряжению указанным имуществом и именно на них законом возложена обязанность создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к находящимся в их собственности и владении объектам инфраструктуры.

Доводы апелляционной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае о том, что оно не является надлежащим ответчиком по данному делу, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку как следует из п.4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <...> является Российская Федерация в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, которое в силу ст.ст.209-210 ГК РФ должно нести бремя по надлежащему содержанию принадлежащего ему имущества.

Ставящих под сомнение решение суда доводов, апелляционная жалоба не содержит.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом не допущено. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 26 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ТУ Росимущества в Красноярском крае ФИО1- без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: