ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9632 от 18.12.2012 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Страхов А.Н. Дело №33-9632

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород 18 декабря 2012 года

судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего Самарцевой В.В.

и судей: Кручинина М.А. и Леваневской Е.А.

при секретаре судебного заседания А.Е.А.

с участием М.В.В., председателя ТИК Перевозского района Нижегородской области Д.В.В., прокурора С.О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Перевозского района А.Е.Н., участвующего в деле и по апелляционной жалобе председателя территориальной избирательной комиссии Перевозского района, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования Перевозского района Нижегородской области Д.В.В. на решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 08 октября 2012 года по заявлению М.В.В., З.В.Н., П.И.С., Х.В.Н., Р.В.В., Р.В.В., А.Р.В., Е.В.А., К.А.А., Ш.Н.К., Б.Ф.А., Ч.Н.П., С.А.Н. о признании незаконным решения об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, заслушав доклад судьи Самарцевой В.В.,

УСТАНОВИЛА:

М.В.В., З.В.Н., П.И.С., Х.В.Н., Р.В.В., Р.В.В., А.Р.В., Е.В.А., К.А.А., Ш.Н.К., Б.Ф.А., Ч.Н.П., С.А.Н. обратились в Перевозский районный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. В обосновании заявления указали, что «…» года уполномоченный представитель инициативной группы М.В.В. обратился в территориальную избирательную комиссию Перевозского района с ходатайством о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума. Одновременно с ходатайством на регистрацию был представлен протокол собрания инициативной группы, согласно которому «…» года, гражданами Перевозского муниципального района в количестве 13 человек было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума. На референдум предлагалось вынести вопрос в следующей формулировке «Согласны ли Вы на изменение статуса городского поселения г. Перевоз, образуемого посредством объединения поселений, входящих в состав Перевозского муниципального района Нижегородской области, в связи с надлением его статусом городского округа?».

«…» года постановлением территориальной избирательной комиссией Перевозского района №«…» было отказано в регистрации инициативной группы, по причине несоответствия ходатайства и приложенных к нему документов требованиям действующего законодательства.

В суде первой инстанции представители заявителей М.В.В., Р.В.В., А.Р.В. поддержали указанное заявление и просили суд удовлетворить его в полном объеме. Пояснив при этом, что постановление территориальной избирательной комиссии является незаконным поскольку в соответствии с действующим законодательством постановление об отказе в регистрации инициативной группы должно быть мотивированным. Данное требование в постановлении не было исполнено. Территориальная избирательная комиссия, без решения представительного органа муниципального образования - Земского собрания, не имела полномочий для отказа в регистрации инициативной группе по причине того, что вынесенный на референдум вопрос не входит в перечень вопросов местного значения муниципального района. Кроме этого он так же не согласен с доводами о том, что вынесенный ими на референдум вопрос не входит в перечень вопросов местного значения муниципального района.

Представитель заинтересованного лица – председатель территориальной избирательной комиссии Перевозского района Нижегородской области Д.В.В. выразил свое несогласие с доводами указанными в заявлении. При этом пояснил, что постановление является законным. Предполагаемый для вынесения на референдум вопрос указанный в ходатайстве инициативной группы не относится к вопросам местного значения муниципального района, поскольку он не предусмотрен статьей 15 Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В связи с этим они отказали инициативной группе в регистрации. Отказ в регистрации произведен в соответствии с законодательством.

Помощник прокурора Перевозского района А.Е.Н. в своем заключении по результатам рассмотрения гражданского дела просила суд полностью удовлетворить требования заявителей. В обосновании своего заключения по делу пояснила, что постановление территориальной избирательной комиссии Перевозского района является незаконным, поскольку законом не предусмотрено полномочия избирательной комиссии отказывать в регистрации инициативной группы по проведению референдума по причине не соответствия выносимого на референдум вопроса статье 7 Закона Нижегородской области «О местном референдуме в Нижегородской области». В соответствии ч.7 статьи 24 данного закона решение данного вопроса лежит на представительном органе муниципального образования, в данном случае на Земском собрании Перевозского района. Как установлено в судебном заседании Земское собрание Перевозского района не проводило проверку соответствие вопроса предлагаемого для вынесения на референдум требованиям статьи 7 вышеуказанного закона, следовательно отказ в регистрации инициативной группы по данным основаниям без решения Земского собрания является незаконным.

Решением Перевозского районного суда Нижегородской области от 08 октября 2012 года заявление М.В.В., З.В.Н., П.И.С., Х.В.Н., Р.В.В., Р.В.В., А.Р.В., Е.В.А., К.А.А., Ш.Н.К., Б.Ф.А., Ч.Н.П., С.А.Н. удовлетворено частично.

Признано незаконным решение территориальной избирательной комиссии Перевозского района об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу изменения статуса городского поселения г. Перевоз, образуемого посредством объединения поселений, входящих в состав Перевозского муниципального района Нижегородской области, в связи с наделением его статусом городского округа.

В остальной части заявления судом было отказано.

В апелляционном представлении помощник прокурора Перевозского района А.Е.Н. просит решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 08 октября 2012 года о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии Перевозского района об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в части отказа отменить, и принять в этой части новое решение, удовлетворив при этом требования заявителей.

В апелляционной жалобе председателя территориальной избирательной комиссии Перевозского района, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования Перевозского района Нижегородской области Д.В.В. ставиться вопрос об отмене решения Перевозского районного суда Нижегородской области от 08 октября 2012 года как незаконного необоснованного, вынесенного с неправильным применением норм материального права, принять по делу новое решение – отказав в заявлении, в полном объеме.

Проверив решение суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционного представления помощника прокурора Перевозского района А.Е.Н., апелляционной жалобы председателя территориальной избирательной комиссии Перевозского района, исполняющей полномочия избирательной комиссии муниципального образования Перевозского района Нижегородской области Д.В.В., заслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Перевозского районного суда Нижегородской области от 08 октября 2012 года, по следующим мотивам и основаниям.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Основания для отмены судебного решения перечислены в ст. 330 ГПК РФ.

Частью 1 ст. 330 ГПК РФ определено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Частью 2 этой же статьи установлено, что неправильным применением норм материального права являются:

1) неприменение закона, подлежащего применению;

2) применение закона, не подлежащего применению;

3) неправильное истолкование закона.

При рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие существенное значение для настоящего дела, а так же не применены нормы материального права, подлежащие применению.

Принимая решение об удовлетворении частично заявленных требований истцов М.В.В., З.В.Н., П.И.С., Х.В.Н., Р.В.В., Р.В.В., А.Р.В., Е.В.А., К.А.А., Ш.Н.К., Б.Ф.А., Ч.Н.П., С.А.Н., суд первой инстанции исходил из того, что отказ ТИК в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, без решения представительного органа является незаконным, поскольку решение вопроса о соответствии выносимого на референдум вопроса действующему законодательству и уставам Нижегородской области и Перевозского района в соответствии со ст.12 Федерального закона РФ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и требованиям ст.7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005г. № 226-3 «О местном референдуме в Нижегородской области» принадлежит представительному органу муниципального образования - Земскому собранию Перевозского района. Отказ в регистрации инициативной группы по вышеуказанной причине произведен без учета мнения представительного органа - Земского собрания Перевозского района.

Однако данный вывод суда первой инстанции сделан на ошибочном толковании норм материального права.

Из материалов дела следует, что «…»г. в Территориальную избирательную комиссию Перевозского района, исполняющую полномочия избирательной комиссии муниципального образования Перевозского района Нижегородской поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы на изменение статуса городского поселения г. Перевоз, образуемого посредством объединения поселений, входящих в состав Перевозского муниципального района Нижегородской области, в связи с наделением его статусом городского округа?». Данное ходатайство было рассмотрено ТИК и было принято постановление от «…» года № «…» об отказе в регистрации инициативной группы в связи с тем, что ходатайство и приложенные к нему документы не соответствую требованиям действующего законодательства.

Вопросы проведения местного референдума относятся к вопросам совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской федерации в соответствии с положениями ст. 72 Конституции Российской Федерации.

В связи с этим при рассмотрении данного дела судом первой инстанции должны были учитываться положения федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации во взаимосвязи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о референдумах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о референдумах, принимаемые в Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», определяющей порядок реализации инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, в ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.

В течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума избирательная комиссия соответствующего уровня обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять или решение о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума, или решение об отказе в регистрации инициативной группы.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования в течение 20 дней со дня поступления ходатайства и документов обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.

Согласно п.3 ст.12 указанного выше Федерального закона на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.

При этом в силу п.7 ст.12 вопрос референдума должен быть сформулирован так, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

В случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации.

В случае же, если выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, соответствующая комиссия отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации.

Аналогичные положения содержатся и в ст. 24 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 N 226-З (ред. от 03.11.2011) "О местном референдуме в Нижегородской области".

Согласно частям 5 и 6 данной нормы комиссия муниципального образования в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

1) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федерального закона, Устава области, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с Уставом области, настоящим Законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;

2) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

Представительный орган муниципального образования не позднее 20 дней со дня поступления от комиссии муниципального образования ходатайства инициативной группы и приложенных к нему документов обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 7 настоящего Закона.

В соответствии с частью 3 статьи 13 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объединение двух и более поселений, не влекущее изменений границ муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений и относится к преобразованию муниципальных образований.

В соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10. 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;

13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;

16) утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения;

21) присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;

25) утратил силу. - Федеральный закон от 25.11.2008 N 222-ФЗ;

26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;

27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения, а также осуществление муниципального контроля в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий местного значения;

28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;

29) утратил силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ;

30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;

31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;

32) осуществление муниципального лесного контроля;

33) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;

33.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции;

33.2) до 1 января 2017 года предоставление сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции, и членам его семьи жилого помещения на период выполнения сотрудником обязанностей по указанной должности;

34) оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

35) осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей;

36) осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны;

37) обеспечение выполнения работ, необходимых для создания искусственных земельных участков для нужд поселения, проведение открытого аукциона на право заключить договор о создании искусственного земельного участка в соответствии с федеральным законом;

38) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень вопросов местного значения муниципального района, в котором вопрос преобразования муниципального района отсутствует.

Нормы, аналогичные указанным выше положениям федерального законодательства, содержатся в ч.1 ст.7 Закона Нижегородской области от 30.12.2005г. №226-З «О местном референдуме в Нижегородской области».

Сопоставив вопрос, который инициативная группа граждан Перевозского района, заявителей по настоящему делу, поставила для проведения местного референдума с положениями ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», следует сделать вывод о том, что поставленный инициативной группой граждан вопрос не относится к вопросам местного значения.

Исходя из системного толкования приведенных выше норм права применительно к обстоятельствам данного дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ТИК Перевозкого района Нижегородской области при получении заявления группы граждан Перевозкого района с формулировкой вопроса для проведения местного референдума выполнила требования положений ст. 36 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 24 Закона Нижегородской области от 30.12.2005 N 226-З (ред. от 03.11.2011) "О местном референдуме в Нижегородской области", то есть проверила соответствие ходатайства граждан и документов требованиям федерального закона, Устава области, Закона Нижегородской области, устава муниципального образования. Поскольку ТИК Перевозского района Нижегородской области установила, что вопрос, предлагаемый группой граждан Перевозского района для местного референдума, не соответствует положениям ст. 14 и 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ТИК приняла обоснованное и законное решение об отказе в регистрации инициативной группы по проведению референдума.

Таким образом, комиссия реализовала свои полномочия по проверке на соответствие действующему федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации – Нижегородской области и Уставам области и Перевозского района представленного ходатайства и приложенных к нему документов. Установив не соответствие вопроса, предлагаемого для референдума положениям законодательства ТИК Перевозского района правомерно не рассматривала соответствие этого вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 7 Закона Нижегородской области от 30 декабря 2005 года № 226-3 «О местном референдуме в Нижегородской области».

Правомерность принятия ТИК Перевозского района оспариваемого постановления подтверждается и постановлением Избирательной комиссией Нижегородской области от «…» года № «…» (л.д.67-69), которая отказала в удовлетворении жалоб М.В.В. в части полной отмены постановлений Комиссии от «…»г. № «…» и № «…» «Об отказе в регистрации инициативной группы» и обязала Комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение, содержащее подробное правовое обоснование ранее принятых решений.

Вопрос, предлагаемый инициативной группой граждан для голосования на референдуме, по своей сути подпадает под действия положений ст. 66 Закона Нижегородской области от 30.12.2005г. №226-З «О местном референдуме в Нижегородской области», предусматривающей особенности применения положений этого же закона при проведении голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 66 Закона Нижегородской области от 30.12.2005г. №226-З «О местном референдуме в Нижегородской области» изменение границ муниципального образования, преобразование муниципального образования осуществляется законом области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Нижегородской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.

С инициативой об изменении границ поселения, преобразовании поселения могут выйти органы местного самоуправления соответствующего поселения или органы местного самоуправления муниципального района, в состав территории которого входит указанное поселение.

В целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в порядке, установленном федеральным законом и настоящим Законом для проведения референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей в соответствии с федеральным законом.

Суд первой инстанции при рассмотрении данного дела игнорировал положения Закона Нижегородской области от 30.12.2005 N 226-З (ред. от 03.11.2011) "О местном референдуме в Нижегородской области", не руководствовался этим законом и не применил его при вынесении решения по спору. Неприменение закона, подлежащего применению, привело к неправильному рассмотрению дела и вынесению неправильного решения суда.

В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований и обязан был проверить наличие оснований, позволивших представительному органу сделать вывод о не соответствии вопроса, выносимого на референдум инициативной группой требованиям ст.12 ФЗ РФ №67-ФЗ.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Из содержания и смысла вопроса, предложенного инициативной группой к вынесению на референдум: «Согласны ли Вы на изменение статуса городского поселения г. Перевоз, образуемого посредством объединения поселений, входящих в состав Перевозского муниципального района Нижегородской области, в связи с наделением его статусом городского округа?», следует, что данный вопрос не соответствует требованиям, предъявляемым к нему законом, поскольку он не относится к вопросам местного значения, указанным в ст.14 и ст.15 и ст.15.1 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10. 2003 года «Об общих принципах организации органов местного самоуправления».

Не отнесен этот вопрос и к вопросам местного значения положениями Устава Перевозского муниципального района Нижегородской области от 29.06.2005г. №31 (в редакции решений Земского собрания Перевозского района от 19.11.2009г. №50).

Исходя из вышеизложенное можно сделать вывод о том, что поставленный инициативной группой на референдум вопрос не соответствует положениям статьи 12 Федерального закона №67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а следовательно, выводы Перевозского районного суда Нижегородской области о незаконности принятого ТИК Перевозского района постановления об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, без решения представительного органа является неправильным, а решение суда - незаконным.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, поэтому подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления М.В.В. и другим гражданам, заявителем по настоящему делу.

В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 08 октября 2012 года по данному делу – отменить.

Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления М.В.В., З.В.Н., П.И.С., Х.В.Н., Р.В.В., Р.В.В., А.Р.В., Е.В.А., К.А.А., Ш.Н.К., Б.Ф.А., Ч.Н.П., С.А.Н. о признании незаконным решения об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума – отказать, в полном объеме заявленных требований.

Определение суда апелляционной инстанции в ступает в илу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи: