ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9632/20 от 10.06.2020 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Сумкина Е.В. дело № 33-9632/2020

50RS0009-01-2019-002584-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Алибердовой Н.В.,

судей Бурцевой Л.Н., Красновой Н.В.,

при помощнике судьи Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 10 июня 2020 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Егорьевского городского суда Московской области от <данные изъяты> по гражданскому делу по иску ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства «Егорьевские инженерные сети» о признании предписания недействительным и обязании производить расчет по тарифам действующего законодательства,

заслушав доклад судьи Бурцевой Л.Н.,

объяснения: ФИО1, ее представителя Калмыкова В.И.,

установила:

ФИО1 (далее истец) обратилась в суд с административным иском к Муниципальному унитарному предприятию коммунального хозяйства «Егорьевские инженерные сети» (далее МУП КХ «Егорьевские инженерные сети», МУП КХ «ЕИС», ответчик) с требованиями о признании предписания от <данные изъяты> о демонтаже в домовладении <данные изъяты> по <данные изъяты> прибора учета потребления холодной воды на полив земельного участка и установке одного прибора учета потребления холодной воды, недействительным и обязании МУП КХ «Егорьевские инженерные сети» опломбировать вновь установленные ею приборы учета потребления холодной воды и производить расчет по тарифам действующего законодательства Российской Федерации на два прибора: по потреблению воды в жилом помещении и на полив земельного участка.

Определением суда от <данные изъяты> суд перешел к рассмотрению дела в порядке гражданского судопроизводства.

ФИО1 заявленные ею требования были уточнены, она просила признать предписание от <данные изъяты> недействительным и обязать МУП КХ «Егорьевские инженерные сети» разрешить произвести проверку приборов учета; в зависимости от результатов проверки либо производить расчет по тарифам действующего законодательства Российской Федерации на два прибора: по потреблению воды в жилом помещении и на полив земельного участка, либо (в случае если приборы учета не пройдут проверку) разрешить установку новых приборов учета потребления холодной воды с последующим их опломбированием и принятием в эксплуатацию для производства расчета по тарифам на два прибора: по потреблению воды в жилом помещении и на полив земельного участка.

Истец ФИО1 заявленные ею требования в судебном заседании поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении, полагает незаконным предписание об установке в принадлежащем ей домовладении одного прибора учета потребления холодной воды, как приводящее к нарушению ее прав потребителя.

Представитель истца адвокат Калмыков В.И. заявленные его доверителем требования поддержал.

Представитель ответчика МУП КХ «ЕИС» по доверенности ФИО2 иск не признала, представила возражения

Решением Егорьевского городского суда Московской области от 23 января 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда и в полном объеме удовлетворить заявленные исковые требования.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

На основании ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ч. 9 ст. 155 ЖК РФ собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах утверждены Постановлением Правительства РФ от 6.05.2011 N 354.

Положения подпункта "в" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг, определяют понятие коммунальной услуги "водоотведение", в соответствии с которым водоотведение - то есть отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Судом установлено, что согласно техническим условиям, выданным на водоснабжение и канализование жилого <данные изъяты>, принадлежащего на праве собственности ФИО1 (л.д. 56), водоснабжение дома должно было быть выполнено от существующей линии проходящей параллельно <данные изъяты>; проектируемый водопровод надлежало выполнить из труб Д-65 чугун. Техническими условиями на водоснабжение и канализование жилого <данные изъяты> установка прибора учета сточных вод в соответствии с вышеизложенными требованиями, не предусмотрена. Проектной документацией водоснабжения и канализования указанного дома предусмотрена установка лишь одного водомерного счетчика Д-15 (л.д. 52-53).

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). В соответствии с пунктом 7 вышеназванных Правил, договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных настоящими Правилами.

Судом установлен факт заключения между истцом и ответчиком договора холодного водоснабжения и водоотведения путем совершения конклюдентных действий по фактическому потреблению коммунальных услуг и внесению оплаты платежей, а также факт установки и опломбировки в 2013 году двух приборов учета потребляемой воды: на дом и на полив земельного участка при доме.

При обследовании домовладения истца <данные изъяты> по <данные изъяты> в <данные изъяты> было выявлено наличие двух установленных индивидуальных приборов учета на поставляемую холодную воду (л.д. 9, 59), при этом, как установлено в суде, у истца отсутствует индивидуальный прибор учета водоотведения. Так, в доме истицы, один индивидуальный прибор учета холодного водоснабжения определяет объем воды подаваемой на жилой дом, второй индивидуальный прибор учета водоснабжения определяет объем воды полученной на полив земельного участка. Техническим инспектором МУП КХ «ЕИС» был составлен акт от <данные изъяты> о том, что у ФИО1 закончился срок поверки приборов учета и ей предписывается демонтаж счетчика на полив и установка одного счетчика (л.д. 8). Объем водоотведения ФИО1 определяет исходя из показаний объема индивидуального прибора учета холодного водоснабжения установленного на жилой дом, что не соответствует Правилам.

В силу пункта 80 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. В соответствии с пунктом 81 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Бремя установки, содержания, принятия мер по своевременной проверке индивидуальных приборов учета и их замене в случае необходимости, возложено законодателем на собственника/пользователя жилых помещений.

В соответствии с пунктом 23(1) Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод», объем сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, определяется в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, разработанным абонентом и согласованным с организацией, осуществляющей водоотведение, при соблюдении одновременно следующих условий: - установление абонентом совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, в порядке, установленном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», факта отсутствия технической возможности установки прибора учета сточных вод и подписание соответствующего акта либо отсутствие обязанности абонента по установке прибора учета сточных вод; - использование абонентом воды в составе выпускаемой продукции, при производстве тепловой энергии, или наличие у абонента самостоятельных выпусков в водные объекты, или наличие у абонента двух и более канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения.

Таким образом, разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными нормами права, исходя из установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска, поскольку нашел несостоятельными ссылки истца о возможности определения объема водоотведения математически, ввиду отсутствия прибора учета сточных вод.

Ссылки истца на отсутствие технической возможности установки прибора учета сточных вод, судом правомерно отклонены в силу отсутствия подтверждающих доказательств.

Кроме того, в связи с истечением срока поверки установленных индивидуальных приборов учета холодной воды, а также в целях приведения в соответствие порядка определения объема поданной холодной воды и объема отведенных сточных вод в соответствии с требованиями законодательства, судом верно указано на правомерность составления ответчиком акта от <данные изъяты>.

Доводы апелляционной жалобы истца являлись предметом исследования в суда первой инстанции, судом дана им надлежащая правовая оценка, в силу чего, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку допустимыми и относимыми доказательствами в нарушение ст. 56 ГПК РФ не подтверждаются, права истца не нарушены.

Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с постановленным по делу решением и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Егорьевского городского суда Московской области от 23 января 2020 года – оставить без изменения.

Апелляционную жалобу ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: