ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9632/2021 от 23.11.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 ноября 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Мотиной И.И.,

ФИО4,

при секретаре Никифорове О.В.,

с участием прокурора Шалевой М.В.,

истца ФИО5,

представителя Департамента

труда и социальной защиты

населения Администрации

Симферопольского района

Республики Крым ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым, поданного в защиту законных интересов несовершеннолетних ФИО3, ФИО2, ФИО1 и их законного представителя ФИО5 к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, третье лицо - Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, по апелляционной жалобе Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым на решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 мая 2021 года,

у с т а н о в и л а:

в марте 2020 года заместитель прокурора Симферопольского района Республики Крым обратился в суд в защиту законных интересов несовершеннолетних ФИО3, ФИО2, ФИО1 и их законного представителя ФИО5 к Департаменту труда и социальной защиты населения Администрации Симферопольского района Республики Крым, Министерству образования, науки и молодежи Республики Крым о признании решения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой в рамках рассмотрения обращения ФИО5 установлено, что 04 марта 2020 года Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО5, ФИО2 выдано удостоверение многодетной семьи со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, продленное до ДД.ММ.ГГГГ. На основании заявления от 15 июня 2020 года в период с 01 июня 2020 года по 13 ноября 2020 года ФИО5 являлся получателем меры социальной поддержки в соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 39-ЗРК/2014 по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений; оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива и сжиженного газа. 20 октября 2020 года по заявлению ФИО5, мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг продлена на период с 14 ноября 2020 года по 09 апреля 2022 года. С целью подтверждения правомерности предоставления мер социальной поддержки, Департаментом 29 октября 2020 года за исх. № 01- 02/4077 в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым направлен запрос о правомерности получения ФИО5 меры социальной поддержки при регистрации по месту жительства на территории иного субъекта Российской Федерации, и наличии регистрации по месту пребывания на территории <адрес>. При этом, Министерством труда и социальной защиты Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым направлена информация о необходимости проверки законности выдачи удостоверений многодетных семей лицам, не имеющим постоянной регистрации на территории Республики Крым, по результатам которой Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым установлена ошибочная выдача ФИО5 удостоверения многодетной семьи письмом от ДД.ММ.ГГГГ № П-32- 311/3369/2, после чего предоставление мер социальной поддержки ФИО5 и членам его семьи Департаментом прекращено с ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола о прекращении назначения от ДД.ММ.ГГГГ. Полагая, что решение Департамента противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о социальном обеспечении, нарушает права несовершеннолетних детей на получение мер социальной поддержки, гарантированных государством, просил признать его незаконным и обязать Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым выдать ФИО5, ФИО2, ФИО14 K.M., ФИО2 удостоверение многодетной семьи в соответствии с Порядком выдачи удостоверений многодетной семьи, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Департамент труда и социальной защиты населения администрации <адрес> Республики Крым возобновить предоставление ФИО5 меры социальной поддержки, предусмотренной п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГPK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>» по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений; оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива и сжиженного газа с ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Симферопольского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным решение Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении предоставления ФИО5 мер социальной поддержки, предусмотренной п.п. 1, 2 ч. 4 ст. 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗPK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>», по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений; оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива и сжиженного газа. На Министерство образования и, науки и молодежи Республики Крым возложена обязанность выдать ФИО5, ФИО2, ФИО14 K.M., ФИО2 удостоверение многодетной семьи в соответствии с Порядком выдачи удостоверений многодетной семьи, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ. На Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым возложена обязанность возобновить предоставление ФИО5 мер социальной поддержки, предусмотренных п.п. 1, 2 ч. 4 ст. 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГPK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>» по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений; оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг, топлива и сжиженного газа, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива и сжиженного газа, с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование апелляционной жалобы Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции изменить, дополнив его резолютивную часть установлением факта постоянного проживания ФИО14 в <адрес> весны в <адрес>. Указывает, что ФИО14 не подпадают под категорию лиц, пользующихся правом на меры социальной поддержки в <адрес> в связи с отсутствием факта постоянного проживания в Крым и его регистрации.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения представителя Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым, поддержавшего апелляционную жалобу, пояснения прокурора и истца, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что прокуратурой <адрес> Республики Крым установлено, что ФИО5 и ФИО2 являются родителями несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФИО5 документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии 0104 , выданным ОВД <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Его супруга ФИО2 зарегистрирована по тому же адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым ФИО5 и ФИО2 выдано удостоверение многодетной семьи со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, которые продлено до ДД.ММ.ГГГГ. Аналогичные удостоверения выданы несовершеннолетним ФИО14 K.M. (), ФИО2 ().

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 в Департамент труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым подано заявление о подтверждении регистрации по месту жительства его с членами семьи по адресу: <адрес> весны, 1, <адрес>.

Департаментом труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым на основании заявления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение в форме протокола от ДД.ММ.ГГГГ о назначении меры социальной поддержки на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по оплате 50% на коммунальные и жилищные услуги на всех членов семьи.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 в Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым подано заявление о предоставлении меры социальной поддержки по льготному проезду ФИО2, зарегистрированное за вх. от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании протокола о принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗPK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>».

Из справки-аттестата, предоставленной Министерством социальной защиты <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ФИО2 и ФИО5, зарегистрированные по адресу: <адрес>, получателями компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, твердого топлива в <адрес> не значатся.

ФИО2 состоит на учете и является получателем ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ). Выплата назначена на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10203,00 рублей.

ФИО5 состоит на учете и является получателем ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет (ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения). Выплата в размере 5101,50 рубль назначена на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании заявления ФИО5 о назначении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, вывоза ТБО, водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, газоснабжения, коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым принято решение о продлении выплаты по назначению в соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

С целью подтверждения правомерности предоставления мер социальной поддержки ФИО5, Департаментом труда и социальной защиты населения <адрес> Республики Крым в адрес Министерства труда и социальной защиты Республики Крым направлено письмо за исх. от ДД.ММ.ГГГГ о даче соответствующих разъяснений, учитывая внесенное прокуратурой в адрес администрации представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите семей, имеющих детей, опеки и попечительстве от ДД.ММ.ГГГГ, в котором обращено внимание, что отсутствие у заявителя регистрации по месту жительства на территории Республики Крым, не является основанием для отказа в назначении выплаты.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. -НУ15.1-27/02-7949 Министерством труда и социальной защиты Республики Крым в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым направлено письмо о проверке законности выдачи удостоверений многодетных семей лицам, не имеющим постоянной регистрации на территории Республики Крым.

На письмо Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за исх. -Н/15.1-27/02-7949, Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № П-32-ЭИ/3369/2 сообщено, что согласно Административному регламенту предоставления государственной услуги "Выдача, продление действия и замена удостоверения "Родителей многодетной семьи" и "Ребенка из многодетной семьи", утвержденному приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача, продление действия и замена удостоверения «Родителей многодетной семьи» и «Ребенка из многодетной семьи», прием заявлений и документов от заявителей, заполнение бланков удостоверения «Родителя многодетной семьи» и «Ребенка из многодетной семьи», выдача результата предоставления государственной услуги осуществляют государственные бюджетные учреждения Республики Крым «Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи».

В связи с неправильной трактовкой статьи 1 Закона -ЗРК/2014, государственным бюджетным учреждением Республики Крым «<адрес> центра социальных служб для семьи, детей и молодежи», в том числе гражданину ФИО5, и его детям ошибочно выданы удостоверения многодетной семьи и ребенка из многодетной семьи, так как на момент обращения с заявлением о выдаче удостоверений члены данной семьи не имели постоянной регистрации по <адрес>. По данному вопросу семье ФИО14 даны устные разъяснения. При этом директору ГБУ РК «<адрес> центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» ФИО10 указано на неукоснительное выполнение требований законодательства при формировании пакета документов, подтверждающих наличие оснований для выдачи (продления) удостоверения многодетной семьи и ребенка из многодетной семьи.

Согласно протоколу Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 и членам его семьи прекращено назначение мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.

В тот же день ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 по адресу его постоянной регистрации: <адрес> Департаментом направлено уведомление о прекращении назначения МСП в размере 1168,08 рублей с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы <адрес> Республики Крым прокуратурой <адрес> направлено требование за исх. № Исорг/350-20350022 о возможных нарушениях законодательства о социальном обеспечении в отношении ФИО5, на которое администрацией направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что департаментом решений о прекращении либо отказе в предоставлении мер социальной поддержки по причине отсутствия регистрации по месту жительства в <адрес> при наличии регистрации по месту пребывания в отношении ФИО5 не принималось, поскольку статус многодетной семьи ФИО5 не подтвержден, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для предоставления меры социальной поддержки.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (часть 2 статьи 7, часть 1 статьи 38, часть 1 статьи 39).

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ), опираясь на принцип приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к обеспечению детям необходимых для их благополучия защиту и заботу (преамбула, пункт 2 статьи 3).

Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).

Согласно ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения, утвержденному Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ-ст, многодетная семья - семья, имеющая трех и более детей, признанная в установленном порядке многодетной в соответствии с порогом многодетности, установленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2.4.3).

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

В соответствии с пп. "а" п. 1 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержки многодетных семей», органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга постановлено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.

Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» предусмотрено, что меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако, такой порядок и условия возмещения расходов не приняты.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ « 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», полномочия органов государственной власти - субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Согласно статье 1 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>», действие данного распространяется, в том числе на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в <адрес>.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N 39-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>», многодетным семьям предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%.

Частью 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>» установлено, что многодетная семья - семья, в которой воспитываются трое и более детей в возрасте до 18 лет, включая усыновленных и принятых под опеку (попечительство), а при обучении детей в общеобразовательных организациях и государственных образовательных организациях по очной форме обучения на бюджетной основе - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет. Документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, является удостоверение многодетной семьи установленного образца, выданное исполнительным органом государственной власти Республики Крым в сфере образования, науки и молодежи.

Порядок выдачи удостоверений многодетной семьи установлен Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Удостоверение многодетной семьи является документом, подтверждающим статус и права многодетной семьи на меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГPK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>» (пункт 2 Данного Порядка).

Удостоверения выдаются Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым на основании личного заявления отца или матери из многодетной семьи о выдаче удостоверения (пункт 4 Порядка ).

Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача, продление действия и замена удостоверения «Родителей многодетной семьи» и «Ребенка из многодетной семьи».

Согласно пунктам 2.2 и 2.4. Административного регламента, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым организует выполнение на территории Республики Крым законодательства по предоставлению государственной услуги, принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственной услуги, осуществляет выдачу бланка удостоверения «Родителей многодетной семьи» и «Ребенка из многодетной семьи», направляет уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги, взаимодействуют с органами местного самоуправления, органами опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов.

Предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, определяемом Советом министров Республики Крым.

Порядок реализации прав на получение мер социальной защиты (поддержки) установлен Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке предоставления отдельным категориям граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов, на приобретение твердого топливам и сжиженного газа и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов гражданам Российской Федерации, проживающим в <адрес>» (далее Порядок).

Из преамбулы к Постановлению Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден вышеуказанный Порядок, следует, что данный Порядок принят для предоставления льгот нескольким категориям граждан, в том числе указанных в Законе Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГPK/2014 «О социальной поддержке многодетных семей в <адрес>».

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты Республики Крым, согласно пункту 1 которого Министерство труда и социальной защиты Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим и осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию, контролю в сфере труда, социального партнерства и трудовых отношений, уровня жизни и доходов, оплаты труда, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, занятости, социальной защиты и социального обслуживания населения, реабилитации инвалидов; отраслевое и межотраслевое регулирование в установленной сфере деятельности, оказание государственных услуг и управление государственным имуществом, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым и предприятий, учреждений, организаций, отнесенным к его ведению.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в <адрес>», органы местного самоуправления в городских округах и муниципальных районах наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению мер социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей, а именно по приему документов, назначению (отказ в назначении), перерасчету мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в Республики Крым.

Статьей 5 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ- ЗРК/2014 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения, опеки и попечительства отдельных категорий граждан в <адрес>» определены права и обязанности исполнительных органов государственной власти Республики Крым при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ).

Абзацем 8 статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, № 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 года разъяснено, что из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Кроме того, суд первой инстанции исходил из пояснений ФИО5, согласно которым он с супругой действительно имеет регистрацию по <адрес>. Однако в настоящее время проходит службу в органах МВД по Республике Крым, является оперуполномоченным, зарегистрирован по месту пребывания и фактически проживает в служебном жилом помещении вместе с членами своей семьи по адресу: <адрес> производит оплату квартплаты и коммунальных услуг.

Указанное подтверждается договором найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между МВД по Республике Крым, действующим от имени Российской Федерации, в лице Министра внутренних дел по Республике Крым генерал-майора полиции ФИО11, и старшим прапорщиком внутренней службы ФИО5, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного для временного проживания в нем в связи с прохождением службы в МВД по Республике Крым совместно с супругой ФИО2 и детьми ФИО15ФИО2, ФИО1

Согласно свидетельствам о регистрации по месту пребывания №, выданным отделом по вопросам миграции ОМВД России по Симферопольскому району 14 мая 2020 года, ФИО5, его супруга ФИО16., несовершеннолетние дети ФИО17., ФИО18., ФИО19. зарегистрированы по месту пребывания в занимаемом служебном жилом помещении по адресу: <адрес> 14 мая 2020 года по 10 апреля 2022 года.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что отсутствие постоянной регистрации на территории Республики Крым не являться достаточным основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки, так как ФИО5 находится в служебных отношениях с МВД по Республике Крым, вместе с семьей проживает на территории Республики Крым на основании договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в связи с прохождением службы, все члены семьи имеют регистрацию по месту пребывания, в другом регионе семья ФИО5 не является получателем льгот, предусмотренных многодетным семьям.

При этом право на выдачу (продление) удостоверения многодетной семьи возложено на Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым на территории субъекта Российской Федерации - Республики Крым по месту фактического проживания многодетной семьи.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия не принимает доводы апелляционной жалобы, поскольку в письме от 18 ноября 2016 года № 12-10/В-8544 Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации разъяснило, что отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Такими данными исходя из положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.93 № 5242-1 признаются, в частности, наличие в собственности жилого помещения, договора найма или аренды жилого помещения и другие.

Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона РФ от 25.06.93 № 5242-1, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.98 № 4-П, регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

В суд апелляционной инстанции истцом дополнительно предоставлены доказательства о получении несовершеннолетними, ФИО2, ФИО3 образовательных услуг на территории Республики Крым, нахождения их под наблюдением медицинских учреждений Республики Крым, а также трудоустройства ФИО2 в Республике Крым с 16.09.2019.

Учитывая, что установление судом факта постоянного проживания истцов на территории Республики Крым и послужило основанием для удовлетворения исковых требований прокурора, судебная коллегия не находит законных оснований для изменения судебного постановления.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Симферопольского районного суда Республики Крым от 20 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено в окончательной форме 24 августа 2021 года.

Судьи: