ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9639-2012 от 23.10.2012 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Гуляева Л.В.    дело № 33-9639-2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе Председательствующего Железчиковой А.В.

Судей Мальцевой М.Е. и Казанцевой Е.С.

При секретаре Тупицыной П.В.

С участием прокурора Михалевой Н.А.

Рассмотрела в заседании судебной коллегии 23 октября 2012 года дело по апелляционным жалобам ответчиков - Администрации г.Кудымкара и Правительства Пермского края - на решение Кудымкарского городского суда от 20 августа 2012 года по иску Кудымкарского городского прокурора, заявленному в интересах Бушуевой Т.П., к Администрации г.Кудымкара о предоставлении жилого помещения, которым заявленные прокурором требования удовлетворены и на Администрацию города Кудымкара возложена обязанность за счет средств бюджета Пермского края, выделенных городу Кудымкару на указанные цели, предоставить Бушуевой Т.П. по договору социального найма жилое помещение на территории г.Кудымкара общей площадью не менее 33 кв.метров, благоустроенное применительно к условиям г.Кудымкара и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Заслушав доклад судьи Мальцевой М.Е., судебная коллегия

Установила:

Кудымкарский городской прокурор обратился в суд в интересах Бушуевой Т.П. с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что Бушуева Т.П., дата рождения, обладает статусом сироты, поскольку ее родители умерли: отец Б1. дата, мать Б2. дата.

В период с 2006 года по 2009 год Бушуева находилась под опекой сестры К., а в период с сентября 2010 года по июнь 2012 года обучалась в Профессиональном лицее № ** г.Кудымкара и находилась на полном государственном обеспечении.

Поскольку закрепленного за ней, как за сиротой, жилого помещения Бушуева Т.П. не имеет, после окончания обучения жильем обеспечена не была, с 2010 года состоит в Администрации города в очереди на получение жилого помещения как лицо, обладающее статусом сироты, под № **, в то время как она должна была быть обеспечена жильем немедленно после окончания обучения, прокурор просил обязать ответчика предоставить Бушуевой Т.П. благоустроенное жилое помещение на территории города Кудымкара, пригодное для проживания, общей площадью не менее 33 кв.метров.

В судебном заседании прокурор и истица Бушуева Т.П. заявленные требования поддержали по основаниям, указанным в заявлении.

Дополнили, что при установлении постановлением Главы города от 22.06.2006 года № ** над Бушуевой Т.П. опекунства сестры К., за Бушуевой было закреплено жилое помещение по ул. ****, г.Кудымкара, принадлежащее опекуну. В январе 2007 года в указанное постановление внесено изменение и предусмотрено, что жилое помещение не закрепляется за Бушуевой Т.П., а за несовершеннолетней Бушуевой закрепляется право пользования указанным помещением.

Так же пояснили, что в настоящее время указанное помещение признано непригодным для проживания.

Представитель Администрации г.Кудымкара П. заявленные требования не признал по тем основаниям, что имеется жилое помещение, которым Бушуева Т.П. имеет право пользования, в связи с чем она не имеет право на получение жилого помещения как лицо со статусом сироты в соответствии со ст.8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Указывает, что в Администрации г.Кудымкара Бушуева Т.П. состоит в очереди на жилье на общих основаниях, а не как сирота, в связи с чем не имеет право требовать предоставления ей жилья во внеочередном порядке.

Полагает так же, что поскольку Бушуева Т.П. в состоянии сама защищать свои права, в том числе и в суде, отсутствуют предусмотренные ст.45 ГПК РФ условия для обращения в суд в защиту ее интересов прокурором, полагает, что прокурор фактически ограничивает право Бушуевой самой выбирать способ защиты своих прав.

Правительство Пермского края в отзыве на иск просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Требования Бушуевой Т.П. не признали в части площади жилого помещения. Полагают, что прокурор неправомерно ссылается на закон Пермского края № 255- ПК, поскольку он касается жилфонда Пермского края, который не сформирован. В данном случае сиротам предоставляется жилье из муниципального жилфонда, а значит должно предоставляться жилое помещение по норме предоставления жилья, установленной в г.Кудымкаре.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Администрация г.Кудымкара не согласна с решением суда, заявляя о том, что оно принято при неправильном толковании и применении норм материального права при неверной оценке фактических обстоятельств дела. В обоснование жалобы приводятся те же доводы, по которым Администрация города не признавала иск. Просит решение отменить, прокурору и Бушуевой Т.П. в удовлетворении иска отказать.

Правительство Пермского края в апелляционной жалобе так же не согласно с решением суда в части площади жилого помещения, которая должна быть предоставлена Бушуевой Т.П. Считают, что не имеется оснований для предоставления жилья в 33 кв.метра общей площади, жилье должно быть предоставлено по норме предоставления, принятой в г.Кудымкаре для предоставления жилья по договору социального найма.

В возражениях на жалобы прокуратура г.Кудымкара просит оставить решение без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя Администрации г. Кудымкара П., поддержавшего доводы жалобы, и прокурора Михалеву Н.А. просившую оставить решение без изменения, судебная коллегия оснований к отмене или изменению решения не усматривает.

Согласно положений Главы 7 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение муниципального или государственного жилищного фонда, к каковому относится жилфонд РФ и жилфонд субъектов РФ. Жилые помещения из жилфонда РФ или субъекта РФ предоставляются категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством или законодательством субъекта РФ. Порядок предоставления жилья указанным категориям граждан из этих жилфондов устанавливается ЖК РФ, если иной порядок не установлен законодательством РФ или субъекта РФ (ст.49).

По общему правилу, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по рядке очередности. Однако некоторым категориям граждан, в том числе - детям-сиротам по окончании их пребывания в образовательных или иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения предоставляются вне очереди (ст.57 ЖК РФ).

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа регулируются ФЗ от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Абзац 4 статьи 1 данного Федерального закона определяет лиц из числа детей-сирот, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Статья 8 указанного нормативного правового акта предусматривает, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Так, на основании ст. 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном нормативным правовым актом Губернатора области и Правительства Пермского края.

В соответствии с пунктами 2, 3, 15, 16 «Правил учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа, нуждающихся в жилом помещении», утвержденными Указом Губернатора Пермской области № 170 от 22 июня 2000 года дети-сироты после окончания пребывания в образовательном учреждении имеют право на внеочередное получение жилого помещения. Жилое помещение предоставляется по месту постановки на учет не ниже установленной социальной нормы площади жилья и должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Как усматривается из материалов дела и правильно установлено судом, Бушуева Т.П., дата рождения, является лицом из числа детей-сирот, поскольку ее родители умерли до достижения ею совершеннолетия : мать - К. умерла дата, отец - Б1. умер дата.

При оформлении над девочкой опеки постановлением Главы Администрации г.Кудымкара от 22.06.2006 года, за Бушуевой Т.П. действительно закреплялось жилое помещение, являвшееся собственностью опекуна К. (л.д.38), однако постановлением Главы города от 29.01.2007 года в предыдущее постановление внесено изменение и указано, что за Бушуевой Т.П. лишь сохраняется право пользования жилым помещением опекуна по ул.**** г.Кудымкара (л.д.39). Из чего суд сделал обоснованный вывод, что Бушуева Т.П. закрепленного за ней жилого помещения не имеет.

25.10.2010 года Бушуева Т.П. внесена в реестр детей-сирот, состоящих на учете в муниципальном образовании «****», как лиц, нуждающихся в жилых помещениях (л.д.6-10, л.д.8-оборот).

30.06.2012г. истица окончила профессиональный лицей № ** г.Кудымкара (л.д. 19-20).

По сведениям ГУЛ «Центр технической инвентаризации Пермского края», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю Бушуева Т.П. в собственности жилья не имеет (л.д. 14-17).

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что Бушуева Т.П. имеет статус ребенка-сироты, не имеет в своей личной собственности никакого жилого помещения, не имеет и закрепленного жилого помещения, в связи с чем имеет право на внеочередное получение от Администрации г.Кудымкара жилья на основании ч.2 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12 1996 года № 159-ФЗ, ст.6 закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419, Указа Губернатора Пермской области от 22.06.2000 года. А поскольку до настоящего времени она жильем не обеспечена, суд обоснованно возложил на администрацию города обязанность по предоставлению истице благоустроенного жилого помещения на условиях договора социального найма на территории г.Кудымкара.

Судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы Администрации г.Кудымкара, что истица имеет жилое помещение, право пользования которым за ней сохранено, в связи м чем она не имеет право на социальные гарантии, предусмотренные ст.8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года.

Как уже указывалось выше, постановлением Главы Администрации г.Кудымкара от 21.01.2007 года за Бушуевой Т.П. как за сиротой, лишь сохранялось право пользования жилым помещением, принадлежащим ее опекуну К., на период несовершеннолетнего возраста сироты (л.д.38, 39). Согласно же ст. 17 ФЗ «Об опеке и попечительстве», подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных. Таким образом, право собственности опекунов на свою собственность не могут быть обременены какими-либо правами подопечных на эту собственность.

Несостоятельными являются и доводы жалобы Администрации города в той части, что Бушуева Т.П. в 2010 году была принята Администрацией города на жилищный учет не как сирота, а только в связи с тем, что жилое помещение, где она фактически проживает (квартира опекуна К.) находится в аварийном состоянии. А, коль скоро она на жилищном учете, как сирота, не состоит, она не вправе требовать внеочередного предоставления жилого помещения.

Как правильно указал суд первой инстанции, анализируя и опровергая указанный довод ответчика в решении, согласно представленных документов, Бушуева с 25.10.2010 года состоит в Администрации города в реестре лиц, нуждающихся в жилье, именно как лицо со статусом сироты.

Обоснованно определена судом и общая площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению истице - не менее 33 кв.м. в соответствии с Законом Пермского края от 14.07.2008 №255-ПК.

Доводы апелляционных жалоб и Правительства Пермского края, и Администрации г.Кудымкара о необоснованном применении судом в данном деле Закона края № 255-ПК и неправомерности вывода суда в части предоставления истцу жилья общей площадью не менее 33 кв.м., судебная коллегия находит несостоятельными.

Статьями 5, 8 ФЗ № 159-ФЗ установлено, что все предусмотренные данным федеральным законом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются расходными обязательствами субъектов РФ, в том числе и дополнительные гарантии на жилое помещение.

В законе Пермской области от 29.12.2004 года не установлены нормы обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, в этой части ст.6 данного закона отсылает к нормативным актам Губернатора области и Правительства субъекта. Вместе с тем, в Законе Пермского края № 255-ПК от 14.07.2008 года нормы предоставления жилья детям-сиротам установлены, они для одиноких граждан установлены в 33 кв.метра общей площади. А поскольку и закон Пермской области от 2004 года, и закон Пермского края от 2008 года регулируют вопрос обеспечения жильем одной и той же категории граждан -детей-сирот и приравненных к ним лиц (обеспечение жильем которых, как уже указывалось выше, в силу ФЗ № 159-ФЗ является расходными обязательствами именно субъекта РФ, в данном случае - Пермского края), то для всех сирот в Пермском крае могут и должны быть обеспечены равные социальные гарантии на жилье. Только в этом случае обеспечиваются требования ст. 19 Конституции РФ о равенстве прав граждан (в данном случае - детей сирот). А потому совершенно обоснованным является вывод суда первой инстанции о том, что требования Закона Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК подлежат применению к рассматриваемым отношениям, поскольку являются дополнительной гарантией, принятой на себя Правительством Пермского края в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваемой за счет средств бюджета Пермского края, не зависимо от того, предоставляется ли им жилье за счет социального жилфонда края или из социального жилфонда муниципального района, формируемого на эти цели за счет средств бюджета края.

С учетом вышеизложенной позиции, доводы апелляционных жалоб отмену решения суда не влекут, поскольку являются результатом иного толкования и оценки возникшей спорной ситуации и не свидетельствуют о незаконности постановленного решения суда в указанной части.

Доводы жалобы Администрации города о том, что прокуратура г.Кудымкара не имела право обращаться в суд с иском в интересах Бушуевой Т.П., а, предъявив указанный иск, фактически лишила Бушуеву возможности самостоятельно выбирать способ защиты своих жилищных прав : или требовать предоставления жилья в порядке ст.8 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года, или участвовать в «пилотном» проекте, реализуемом Правительством Пермского края на территории края, - судебная коллегия так же находит несостоятельными.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту социальных прав граждан в области защиты права на жилище в государственном или муниципальном жилфонде не зависимо от того, может ли обратиться в суд сам гражданин за защитой своих прав, что в данном случае и осуществлено Кудымкарским городским прокурором в защиту интересов Бушуевой Т.П., какого-либо нарушения требований ГПК РФ при этом не допущено.

Данные требования прокурора Бушуевой Т.П. в ходе рассмотрения дела были поддержаны, никаких иных требований о другом способе защиты своих жилищный прав истицей в ходе рассмотрения дела заявлено не было, хотя процессуальное право на изменение предмета иска или основания иска ей было разъяснено (л.д.1). в связи с чем являются несостоятельными доводы жалобы об ущемлении прокурором и судом процессуальных прав истца, а так же ее права на выбор способа защиты своих жилищных прав.

Иных доводов апелляционные жалобы не содержат.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием к отмене решения, судом в ходе рассмотрения дела не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

Определила:

Решение Кудымкарского городского суда от 20 августа 2012 года по иску Кудымкарского городского прокурора, заявленному в интересах Бушуевой Т.П., к Администрации г.Кудымкара об обеспечении Бушуевой Т.П. жилым помещением оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий -Судьи: