ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9645/2022 от 25.10.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 октября 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,

судей: Мотиной И.И.,

Подлесной И.А.,

при секретаре Андрейченко М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Силионова Владимира Владимировича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым на решение Керченского городского суда Республики Крым от 05 июля 2022 года,

у с т а н о в и л а:

в мае 2022 года Силионов В.В. обратился в суд с иском Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности совершить определенные действия, мотивируя свои требования тем, что решением ответчика от 02 июня 2021 года ему отказано в перерасчете страховой пенсии по инвалидности в связи с тем, что Силионов В.В. по состоянию на 18 марта 2014 года был зарегистрирован в г. Керчи с 26 сентября 2000 года, однако в период с 02 июля 2011 года по 11 сентября 2014 года фактически проживал на территории Украины в г. Кривой Рог, где осуществлял трудовую деятельность в ООО «Каскад КР», что подтверждается соответствующими записями в трудовой книжке. Полагает, что данные выводы ответчика не соответствуют действительности, поскольку в спорный период Силионов В.В. работал охранником в ООО «Каскад-КР», которое предоставляло охранные услуги ООО «Керченский стрелочный завод», в связи с чем, место его постоянной работы находилось в г. Керчи - на территории указанного завода, расположенного по адресу: <адрес>. Уточнив исковые требования, просил обязать орган пенсионного обеспечения включить в стаж истца период работы с 02 июля 2011 года по 11 сентября 2014 года охранником участка отдела охраны № 1 в ООО «Каскад-КР» и обязать ответчика провести перерасчет страховой пенсии по инвалидности с момент обращения за ее назначением - с 09 сентября 2020 года.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 05 июля 2022 года на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в страховой стаж Силионова В.В. период его работы охранником участка отдела охраны № 1 в ООО «Каскад-КР» с 02 июля 2011 года по 11 сентября 2014 года и произвести перерасчет страховой пенсии Силионова В.В. по инвалидности с 01 июня 2021 года.

В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения, просит его отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Указывает, что при рассмотрении документов, предоставленных заявителем для назначения пенсии по инвалидности, установлено, что Силионов В.В. зарегистрирован на территории Республики Крым с 26.09.2000, при этом фактически в период с 02.07.2011 по 11.09.2014 проживал на территории Украины в г. Кривой Рог и работал в «ООО «Каскад-КР». Документы, подтверждающие указанный период работы и уплату страховых взносов в Управление, не поступили.

Исследовав материалы дела, судебная коллегия пришла к выводу, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Судом установлено, что в трудовой книжке серии , заполненной ДД.ММ.ГГГГ года на имя Силионова В.В., имеются записи № о приеме истца 02 июля 2011 года на работу в ООО «Каскад-КР» охранником участка охраны отдела охраны № 1 и увольнении его с занимаемой должности 11 сентября 2014 года по соглашению сторон, в соответствии с пунктом 1 статьи 36 КЗоТ Украины.

С 10 августа 2020 года Силионову В.В. назначена страховая пенсия по инвалидности.

27 мая 2021 года Силионов В.В. обратился в УПФР в г. Керчи Республики Крым с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости по справке от 09 февраля 2016 года № С-535, выданной Муниципальным казенным учреждением «Муниципальный архив города Керчи».

Решением УПФР в г. Керчи Республики Крым от 02 июня 2021 года Силионову В.В. отказано в перерасчете страховой пенсии по инвалидности. В решении указано, что при рассмотрении документов, предоставленных заявителем для назначения страховой пенсии по инвалидности, установлено, что Силионов В.В. зарегистрирован на территории Республики Крым с 26 сентября 2000 года, при этом фактически в период с 02 июля 2011 года по 11 сентября 2014 года он проживал на территории Украины в г. Кривой Рог и работал в ООО «Каскад-КР». Следовательно, для учета периодов работы Силионова В.В. на территории Украины после 01 января 2002 года в целях исчисления размера пенсии по нормам Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», правовых оснований не имеется, поскольку факт проживания заявителя на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым не является безусловным. Период работы Силионова В.В. с 02 июля 2011 года по 11 сентября 2014 года в ООО «Каскад-КР» следует рассматривать как период, приобретенный на территории государства- участника Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

С 01 октября 2021 года УПФР в г. Керчи Республики Крым прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым.

Решением Керченского городского суда Республики Крым от 01 ноября 2021 года признано незаконным решение УПФР в г. Керчи Республики Крым от 02 июня 2021 года об отказе в перерасчете Силионову В.В. страховой пенсии по инвалидности. На ОПФР по Республике Крым возложена обязанность с 01 июня 2021 года произвести перерасчет страховой пенсии по инвалидности Силионову В.В. Также на ОПФР по Республике Крым возложена обязанность при проведении перерасчета страховой пенсии по инвалидности Силионову В.В. учесть трудовой стаж с 2000 по 2003 годы.

В данном решении суда, вступившем в законную силу 13 января 2021 года, указано, что в ходе рассмотрения дела установлено и подтверждается совокупностью доказательств, что Силионов В.В. с 26 сентября 2000 года и по настоящее время зарегистрирован на территории Крыма, а именно, в г. Керчи, о чем имеется отметка в паспорте гражданина РФ, выданном Силионову В.В. ДД.ММ.ГГГГ года.

На время принятия обжалуемого решения об отказе в перерасчете пенсии по инвалидности, орган пенсионного обеспечения располагал указанными сведениями, так как Отделом по вопросам миграции информация о месте регистрации Силионова В.В., документировании его паспортом гражданина Российской Федерации, предоставлена на запрос Управления.

Удовлетворяя исковые требования Силионова В.В., суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым, установлены Федеральным законом № 208-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в городе Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ), с даты его подписания Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).

Федеральным конституционным законом № 6 «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанным гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшим гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, предоставлено право на получение пенсий, пособий и иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 11). Принятое после 21.02.2014 законодательство Украины не применяется на территории Республики Крым со дня вступления в силу постановления Верховного Совета Автономной Республики Крым «О провозглашении Республики Крым независимым суверенным государством», а именно с 17 марта 2014 года.

Положения Федерального закона «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 208-ФЗ от 21 июля 2014, содержащие особые условия для назначения пенсии для граждан Российской Федерации, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, исходя из системного анализа норм Закона, распространяют свое действие лишь на лиц, признанных гражданами Российской Федерации на основании Федерального Конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ от 21 марта 2014 года, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Федеральный закон № 208 от 21 июля 2014 является специальным, перечень лиц, на которых он распространяется (часть 1 статьи 1 Закона), а также перечень документов, подтверждающих факт постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 3 статьи 2 Закона) является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.

Таким образом, граждане Российской Федерации, проживавшие на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя на момент принятия указанных субъектов в состав Российской Федерации, и приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве до 18 марта 2014 года, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постоянное проживание гражданина на территории Российской Федерации как юридическое состояние, являющееся условием реализации им конституционных прав и свобод, не обязательно обусловлено наличием регистрации по месту жительства или соответствием регистрации месту фактического постоянного проживания.

Частью 3 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» определено, что подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату либо свидетельство о его регистрации по месту жительства, выданное территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Как определено статьей 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», под регистрацией гражданина Российской Федерации по месту жительства понимается постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Из пунктов 1, 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08 июля 1997 года № 828, следует, что паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. В паспорте производятся отметки, в том числе, о регистрации гражданина по месту жительства и снятии его с регистрационного учета - соответствующими органами регистрационного учета либо уполномоченными должностными лицами многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Таким образом, ссылка в обжалуемом решении УПФР в г. Керчи Республики Крым от 02 июня 2021 года на то, что по состоянию на 18 марта 2014 года истец не проживал на территории Крыма, является несостоятельной, противоречит положениям части 3 статьи 2 указанного Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Факт постоянного проживания истца на территории Республики Крым по состоянию на 18 марта 2014 года подтверждается сведениями о его регистрации, имеющимися в паспорте гражданина Российской Федерации, также тем, что истец приобрел право на гражданство Российской Федерации как гражданин Украины, постоянно проживавший на территории Крыма по состоянию на 18 марта 2014 года. При этом, факт выполнения истцом трудовой деятельности за пределами городского округа по адресу его регистрации, сам по себе не свидетельствует о перемене истцом места постоянного проживания.

Соответственно, к истцу подлежат применению положения Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 13 января 2021 года установлено, что довод ответчика о том, что истец, будучи зарегистрированным на территории Республики Крым, в период с 02 июля 2011 года по 1I сентября 2014 года фактически проживал на территории Украины в г. Кривой Рог и работал в ООО «Каскад-КР», не подтвержден материалами дела.

Действительно, в трудовой книжке указано, что истец в спорный период работал охранником в ТОВ «Каскад-КР», которое предоставляло охранные услуги ООО «Керченский металлургический комбинат», о чем в трудовой книжке проставлен штамп.

Таким образом, в спорный период место постоянной регистрации истца и место постоянной работы располагались в г. Керчи, следовательно, оснований для отказа в применении Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ и применение норм Соглашения от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» у ответчика не имелось.

В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Вместе с тем, согласно положениям части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Принимая во внимание, что с заявлением о перерасчете пенсии Силионов В.В. обратился в орган пенсионного обеспечения 27 мая 2021 года, суд пришел к верному выводу, что исковые требования Силионова В.В. в части возложения на ответчика обязанности провести перерасчет его страховой пенсии по инвалидности подлежат частичному удовлетворению, и такая обязанность подлежит возложению на ответчика с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, а именно с 01 июня 2021 года.

С такими выводами суда первой инстанции соглашается судебная коллегия и считает, что они соответствуют обстоятельствам дела и сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права.

Доказательства, которые нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, достаточны для перерасчета истцу размера страховой пенсии по старости.

Доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.

Учитывая, что выводы суда основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Керченского городского суда Республики Крым от 05 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26 октября 2022 года.

Судьи: