Судья: Гапанцова А.А.
Докладчик: Акинина Е.В. Дело № 33-9649/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«25» сентября 2018 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.
и судей: Жуленко Н.Л., Сорокина А.В.
при секретаре: Черновой М.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акининой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Центрального районного суда г. Кемерово
от 13 июня 2018 года
по иску ФИО1, ФИО2 к администрации г. Кемерово о признании права на восстановление в очереди на получение жилья,
установила:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с исковым заявлением к администрации г. Кемерово о признании права на восстановление в очереди на получение жилья и просили суд обязать Администрацию г.Кемерово восстановить ФИО1 и ФИО2 в очереди на получения жилья с момента подачи заявления, т.е. с 30.11.1999.
Требования мотивированы тем, что ФИО1 с 30.11.1999 вместе с сыном ФИО2 состояли на учёте нуждающихся в получении жилого помещения в территориальном управлении ж.р. Кедровка Администрации г. Кемерово на основании Распоряжения № от 22.12.1999 «О постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Кроме того, истец являлась участником программы «Жилище» подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по получению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «работающие». Затем, при достижении пенсионного возраста она была переведена в категорию «пенсионеры».
В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации она ежегодно подавала заявления и иные документы, необходимые для участия в программе.
18.12.2017 Администрацией г. Кемерово ФИО1 были вручены письма, которыми было разъяснено, что она и её сын - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., сняты с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на основании Постановления № от 26.06.2017 об исключении истца и членов её семьи из списка граждан - участников подпрограммы по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в соответствии с Протоколом от 14.07.2017г. (исх.№ от 19.07.2017г.).
Считают принятые решения незаконными и необоснованными по следующим основаниям.
В письме Администрации г. Кемерово исх. № от 28.06.2017 указано, что ФИО1 и члены её семьи в составе 3 человек состояли на учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях, что не соответствует действительности.
25.08.1999 с согласия всех членов семьи в связи с переездом в г. Кемерово ФИО1 сдала свою квартиру по адресу <адрес> в Администрацию Усть-Янского улуса (района), компенсацию за сданное жильё не получила, жилищная субсидия на строительство или покупку жилья ей не выделялась. Данное обстоятельство подтверждается вступившим в силу решением Рудничного районного суда г.Кемерово по делу №2-13/2009 от 26.02.2009.
Факт постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилье по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» ответчиком не оспаривается, кроме того, подтверждается письмами о включении в список участников, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат (в частности исх.№ от 02.07.2010, № от 02.08.2011, № от 16.09.2015).
Также в решении Рудничного районного суда г. Кемерово указано, что факт, что ФИО1 и члены её семьи включены в список на получение субсидии гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера, подтверждён председателем комитета по жилищным вопросам Администрации г. Кемерово в ответе на запрос № от 15.11.2004.
Таким образом, постановка на учёт была осуществлена не на общих основаниях, а именно в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
В качестве причины снятия с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях, истцов, ответчик указал обеспеченность жилой площадью более нормы предоставления, действовавшей на момент принятия истца и членов её семьи на учёт, на основании ч.2 ст.5 Федерального закона №189-ФЗ от 29.12.2004г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В соответствии с указанной нормой граждане, принятые на учёт нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005г., снимаются с данного учёта в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного Кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В обоснование ответчик ссылается на то, что ФИО1 и её сын ФИО2 состоят на регистрационном учёте в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 42,7кв.м., жилой площадью 34,1кв.м., принадлежащий на праве собственности матери ФИО1
ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании договора купли-продажи от 23.07.2015 на праве собственности принадлежит земельный участок с домом по адресу: <адрес>.
Считают выводы ответчика ошибочными, так как у истцов с момента переезда в г. Кемерово не было и нет в собственности жилых помещений. Жилой дом, в котором они зарегистрированы, принадлежит на праве собственности В.
Наличие жилого дома, принадлежащего ФИО2, не повлекло прекращение нуждаемости истца и членов её семьи в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на каждого члена семьи в указанном жилом помещении составляет менее учётной нормы. Следовательно, данное обстоятельство не может служить основанием для снятия с учёта граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии.
Постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 28.10.2005 №274 «Об утверждении учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размере общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования» учётная норма площади жилого помещения в городе Кемерово утверждена в размере 10,0 кв.м общей площади на одного человека.
Норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Кемерово утверждена в размере 14 кв.м общей площади на одного человека.
Считают, что действиями ответчика нарушены права истцов на постановку на очередь в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Впоследствии требования истцами были уточнены, просили суд обязать администрацию г.Кемерово восстановить ФИО1 и ФИО2 в очереди на получения жилья с момента подачи заявления, т.е. с 30.11.1999, признать за ФИО1 и ФИО2 право на получение и использование жилищных субсидий.
Представитель Администрации г.Кемерово ФИО3 требования не признала.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 13 июня 2018 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 и ФИО2 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 и ФИО2 просят отменить решение суда как незаконное и необоснованное, так как суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела; судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права. Считают, что факт постановки на регистрационный учёт по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем иному лицу на праве собственности, сам по себе не может порождать у истцов право пользования чужим имуществом. Утверждение суда о приобретении истцами права пользования чужим помещением ограничивает право собственности владеющего собственника, которое может быть ограничено только по основаниям, установленным законом.
Доказательства, на основании которых суд пришёл к выводу, что ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, в решении не приведены, собственник жилого помещения судом не допрашивался, факт вселения, совместного проживания и ведения совместного хозяйства собственника жилого помещения и истцов судом не устанавливался. Регистрация в жилом помещении по адресу: <адрес> произведена в связи с невозможностью постановки на регистрационный учёт истцов в жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором истцы фактически проживают, и в которое вселились, ввиду отсутствия оформленных в установленном порядке документов. Однако данный факт не был предметом проверки судом первой инстанции, ему не дана надлежащая оценка.
Ответчиком в судебном заседании не оспаривался факт раздельного проживания и отсутствие ведения совместного хозяйства истца ФИО1 и её бывшего мужа до приобретения последним дома и земельного участка, о приобретении которого истцу ФИО1 стало известно лишь от представителя ответчика. Приобретение 23.07.2015 бывшим мужем истца ФИО1 земельного участка с жилым домом общей площадью 35,2 кв.м., жилой 24,6 кв. м, по адресу; <адрес> произошло в период раздельного проживания, прекращения семейных отношений и ведения совместного хозяйства ФИО1 и её бывшего мужа, приобретённое имущество не является совместно нажитым имуществом ФИО1 и её бывшего мужа, не порождает её прав на такое имущество, поэтому не может быть учтено как обеспечение жилой площадью помещения более нормы предоставления.
Суд не проверил и не установил основания приобретения истцами права на имущество, приобретённое бывшим мужем ФИО1 в период раздельного проживания.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился представитель ответчика и не сообщил о причине неявки, в связи с чем судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в его отсутствие на основании статьи 327, п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, проверив в соответствии с частью статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании распоряжения администрации г. Кемерово № от 22.12.1999 с 07.12.1999 ФИО1 и ФИО2 были приняты на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях на общих основаниях (л.д.50, 52).
Из справки администрации г. Кемерово № от 26.06.2006 следует, что ФИО1 состояла на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий как житель Крайнего Севера в территориальном управлении ж.р. Кедровка с 07.12.1999 (л.д.54).
Из справки администрации Усть-Янского улуса следует, что ФИО1, проживающая ранее по адресу: <адрес> не получала компенсацию за сдаваемое жильё в районах Крайнего Севера, жилищные субсидии ей не выделялись. Квартира сдана в администрацию Усть-Янского улуса (л.д.16).
Впоследствии ФИО1 с 07.12.1999 была включена в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» по категории граждан» граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Ежегодно, в том числе 06.04.2017, ФИО1 обращалась с заявлением в администрацию г. Кемерово о включении её семьи в список граждан, изъявивших желание получить сертификат.
Постановлением от 26.06.2017 № ФИО1 была снята с учёта граждан, нуждающихся в жилом помещении (состав семьи 3 человека), в связи с обеспеченностью жилой площадью более нормы предоставления (8,5 кв.м.), действовавшей в соответствии с Жилищным кодексом РСФСР (л.д.97-98, 12-13,14).
В качестве основания для снятия с учёта граждан, нуждающихся в жилом помещении послужило то обстоятельство, что ФИО1 с сыном состоят на регистрационном учёте по месту жительства в жилом помещении общей площадью, 42,7 кв.м., жилой 34,1 кв.м., по адресу: <адрес>. Собственником указанного жилого помещения на момент принятия решения о снятии с учёта (постановление администрации г. Кемерово от 26.06.2017 №) являлась мать истца - В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Кроме того, супругу ФИО1 на праве собственности на основании договора купли-продажи земельного участка с домом от 23.07.2015 принадлежит жилой дом общей площадью 35,2 кв.м., жилой 24,6 кв.м. по адресу: <адрес> (брак прекращён 22.03.2017).
Из сообщения Администрации г. Кемерово от 18.12.2017 следует, что в связи с указанными обстоятельствами на основании протокола от 14.07.2017 комиссией по вопросам обеспечения жильём граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф, и приравненных к ним местностей принято решение об исключении ФИО1 из списка граждан-участников подпрограммы по категории «граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (л.д.11).
Отказывая ФИО1, ФИО2 в удовлетворении исковых требований о признании права на восстановление в очереди на получение жилья, об обязании администрации г.Кемерово восстановить ФИО1 и ФИО2 в очереди на получение жилья с момента подачи заявления, т.е. с 30.11.1999, признании за ФИО1 и ФИО2 права на получение и использование жилищных субсидий, суд пришёл к выводу, что ФИО1 и её сын ФИО2 обеспечены жилой площадью помещения более нормы предоставления, действовавшей на момент принятия на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому постановлением администрации города Кемерово от 26.06.2017 № они правомерно были сняты с учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда, так как они не соответствуют нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям, а также доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Как установлено судом, ФИО1 и ФИО2 были приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях 07.12.1999, то есть до 1 марта 2005 года.
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учёт нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005, снимаются с данного учёта в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно Постановлению Кемеровского областного Совета народных депутатов от 06.02.1985 № «Об утверждении правил учёта граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в области», действовавшему на момент принятия на указанный учёт, нуждающимися признавались граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже 8 кв.м., а норма предоставления жилой площади составляла не менее 8,5 кв.м.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт (ч.1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Поскольку ФИО1 и ФИО2 были приняты на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий в 1999 году, основания для снятия граждан с учёта, которые приняты на учёт для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены статьёй 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон).
В силу указанной нормы граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
По смыслу указанных выше положений закона, ФИО1 и ФИО2, поставленные на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., могли быть сняты с этого учёта либо по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005 г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п.п. 1,3-6 ч.1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учёта заявления о снятии с учёта; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах орган, осуществляющий принятие на учёт, сведений, не соответствующих действительности послуживших основанием принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учёт, при решении вопроса о принятии на учёт.
Снятие истцов с учёта нуждающихся в жилых помещениях, учитывая положения статьи 6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки истцов на учёт в 1999 г.
Согласно статье 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учёт, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учёт; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учёте по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 6 Вводного закона и статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР истцы могли быть сняты с жилищного учёта в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения, то есть при обеспеченности жилым помещением площадью выше нормы предоставления.
Согласно ст. 1 Федерального закона №131-Ф3 от 25.07.1998г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который действовал до 01.01.2003г. (далее - Закон № 131-ФЗ), правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счёт средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
С 01.01.2003 г. вступил в силу Федеральный закон №125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Закон №125-ФЗ).
В преамбуле Закона №125-ФЗ, указано, что данный Закон устанавливает право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., в соответствии с нормами этого Федерального закона.
В соответствии со ст. 1 Закона №125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели.
Из содержания приведённых норм следует, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г., на получение за счёт средств федерального бюджета жилищной субсидии и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Согласно ст.2 Закона №125-ФЗ граждане, принятые на учёт в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очерёдностью для каждой категории граждан.
В силу положений ст. 3 и 4 Закона №125-ФЗ постановка на учёт граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учёта граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации №879 от 10.12.2002 г. (далее - Положение).
Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов РФ по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 8 Положения регистрация и учёт граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Законом №125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учёта указанной категории граждан.
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п.20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учёт имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданам предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очерёдность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учёта.
Часть 5 статьи 5 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» даёт определение члена семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. К указанным лицам относятся проживающие совместно с этим гражданином супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселённые собственником жилого помещения члены его семьи, в силу ч.2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Из материалов дела видно, что истцы были поставлены на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и состояли на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий, будучи зарегистрированными в доме, принадлежащем матери ФИО1, по адресу: <адрес> (л.д.51,53,56,57, 62,65,71,7376,79,82,87,91).
Ежегодно истцами в Администрацию г. Кемерово предоставлялся договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а впоследствии договор найма помещения для временного проживания жилого помещения, расположенного по адресу : <адрес> (л.д.63,67,68,69,70,74,77,80,83,85,88).
В 2017 году ФИО1 также заключила договор найма жилого помещения по адресу: <адрес> с В. сроком на 1 год, но не более 5 лет (л.д.88). В соответствии с пунктом 4.3 договора по истечении срока действия договора наниматель (ФИО1) обязана возвратить наймодателю (В.) жилое помещение.
Из договора найма жилого помещения, заключённого между В. и ФИО1 следует, что В. вселила в принадлежащую ей на праве собственности квартиру ФИО1 и ФИО2, заключив соглашение, определяющее их права иначе, чем это предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации, установив срок для временного проживания истцов.
Снятие истцов с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий при тех же обстоятельствах, которые послужили основанием для постановки истцов на такой учёт, нельзя признать законными.
Доказательств того, что истцы приобрели право постоянного пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, принадлежащим на праве собственности В., вследствие чего перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий, в материалах дела не имеется и Администрацией г. Кемерово в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.
Что касается жилого дома, приобретённого на праве собственности, ФИО, расположенным в <адрес>, площадью 35,2 кв.м., то по утверждению ФИО1 дом был приобретён ФИО после фактического прекращения брачных отношений и является его личной собственностью. Её доводы материалами дела не опровергнуты. Доказательств того, что истцы выехали на другое место жительства, не имеется. Брак между ФИО и ФИО1 расторгнут (л.д.96). На момент принятия оспариваемого постановления и по настоящее время, истцы зарегистрированы по адресу: <адрес>. Приобретение бывшим мужем ФИО1 -ФИО жилого дома не может достоверно свидетельствовать об улучшении жилищных условий истцов.
В соответствии с действующим законодательством обязательным требованием к гражданину, претендующему на получение социальной выплаты предусмотренной Федеральным законом N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», является отсутствие жилых помещений у него и (или) членов его семьи за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Поскольку истцы законно были приняты на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий и до настоящего времени жилой площадью не обеспечены, доказательства того, что они имеют право постоянного пользования другим жилым помещением или имеют в собственности другие жилые помещения, представлено не было, поэтому оснований для отказа в удовлетворении исковых требований истцов у суда не имелось.
Вывод суда о правомерности снятия истцов с учёта нуждающихся в жилых помещениях не может быть признан законным и отвечающим требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учётом изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене, а требования истцов об обязании администрации г.Кемерово восстановить ФИО1 и ФИО2 в очереди на получения жилья с момента подачи заявления, т.е. с 30.11.1999, признании за ФИО1 и ФИО2 право на получение и использование жилищных субсидий подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1 частью 1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово от 13 июня 2018 года - отменить и вынести новое решение, которым исковые требования ФИО1, ФИО2 – удовлетворить.
Признать за ФИО1, ФИО2 право на восстановление в очереди на получение жилья. Обязать администрацию г.Кемерово восстановить ФИО1 и ФИО2 в очереди на получение жилья с момента подачи заявления, т.е. с 30.11.1999г., признать за ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.р. и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.р. право на получение и использование жилищных субсидий.
Апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2 - удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи: