Судья: Кривошапова М.В. дело № 33-9660/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 июля 2016 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,
судей Козловской Е.В., Волковой И.А.,
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к администрации Иловлинского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Краснодонский детский сад» о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы,
по апелляционной жалобе администрации Иловлинского муниципального района <адрес>
на решение Иловлинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым на администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> возложена обязанность выделить муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Краснодонский детский сад» денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Краснодонский детский сад» возложена обязанность принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента получения от администрации Иловлинского муниципального района <адрес> денежных средств на данные цели.
Заслушав доклад судьи Козловской Е.В., объяснения прокурора М.Н.Л. , возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
<адрес>, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Иловлинского муниципального района <адрес>, муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Краснодонский детский сад» (далее – МБДОУ «Краснодонский детский сад») о возложении обязанности по разработке паспортов на опасные отходы.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей природной среды, об образовании в деятельности образовательных учреждений района, в ходе которого выявлены нарушения.
Проверкой установлено, что в результате осуществления хозяйственной деятельности в учреждении МБДОУ «Краснодонский детский сад», по адресу: <адрес>, образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные в брак - I класс опасности код Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> (далее - ФККО) № <...>, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности код по ФККО № <...>, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - код по ФККО № <...>, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности код по ФККО № <...>
Вместе с тем, МБДОУ «Краснодонский детский сад» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Лимиты на размещение отходов производства и потребления, образующиеся при осуществлении деятельности Учреждения, выданные специально уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области обращения с отходами, отсутствуют; паспорта на опасные отходы (подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности), образующиеся в результате хозяйственной деятельности Учреждения при эксплуатации здания, отсутствуют.
Нарушения установленных требований в области охраны окружающей среды создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Так как МБДОУ «Краснодонский детский сад» является бюджетным учреждением, финансируемым за счет субсидий из бюджета <адрес> обязанность по финансированию мероприятий, связанных с изготовлением паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, должна быть возложена на администрацию Иловлинского муниципального района <адрес>.
В связи с чем, просил суд обязать администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> выделить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Краснодонский детский сад» Иловлинского муниципального района <адрес> МБДОУ «Краснодонский детский сад» денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также обязать МБДОУ «Краснодонский детский сад» принять меры к разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, получение паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в течение двух месяцев с момента получения от администрации Иловлинского муниципального района <адрес> денежных средств на данные цели.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация Иловлинского муниципального района <адрес> оспаривает законность и обоснованность принятого решения, просит его изменить, а именно обязать администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> выделить муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Краснодонский детский сад» денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу части 1 статьи 39 вышеуказанного Федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Приказом Минприроды Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений (части 2,3 статьи 14 Закона РФ «Об отходах производства и потребления»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.
Согласно п. 4 Правил паспортизации предусмотрено, что паспорт составляется юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.
В силу п. 7, 8 Правил паспортизации, на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей природной среды, об образовании в деятельности образовательных учреждений района.
Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, составленного помощником прокурора <адрес>В.Е.С. следует, что в результате осуществления хозяйственной деятельности в учреждении МБДОУ «Краснодонский детский сад», по адресу: <адрес>, образуются следующие виды отходов: ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные в брак - I класс опасности код Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденного Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ№ <...> (далее - ФККО) 47110101521, мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности код по ФККО 73310001724, отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений - код по ФККО 737 100 01 725, отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства - V класс опасности код по ФККО 4 05 122 02 60 5. В нарушение п.7 и п.8 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, а также п.4 Правил проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>, МБДОУ «Краснодонский детский сад» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, лимиты на размещение отходов производства и потребления, образующиеся при осуществлении деятельности учреждения, выданные специально уполномоченными органами исполнительной власти, осуществляющими управление в области обращения с отходами, отсутствуют: паспорта на опасные отходы (подтверждающие отнесение отходов к конкретному классу опасности), образующиеся в результате хозяйственной деятельности Учреждения при эксплуатации здания, отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования прокурора <адрес>, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что МБДОУ «Краснодонский детский сад» не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствуют паспорта на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, что нарушает установленные требования в области окружающей среды, создает угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
МБДОУ «Краснодонский детский сад» является юридическим лицом, осуществляет эксплуатацию здания, от деятельности учреждения образуются отходы, в том числе I-IV класса опасности, следовательно, в силу закона на него возложена обязанность соблюдать требования в области охраны окружающей среды, в том числе обязанность по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и изготовления паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, что МБДОУ «Краснодонский детский сад» не выполняется.
Судом первой инстанции установлено, что функции и полномочия учредителя МБДОУ «Краснодонский детский сад» осуществляются администрацией Иловлинского муниципального района <адрес> в лице отдела образования, опеки и попечительства администрации Иловлинского муниципального района <адрес>.
Также, администрация Иловлинского муниципального района является собственником имущества, переданного в оперативное управление детского сада.
При таких обстоятельствах, указанные нарушения не отвечают установленным требованиям в области охраны окружающей среды, создают угрозу причинения вреда здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес> о возложении на администрацию Иловлинского муниципального района <адрес> обязанности выделить муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Краснодонский детский сад» денежные средства на разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности, в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу являются обоснованными, основаны на законе и подлежат удовлетворению.
Ссылки администрации Иловлинского муниципального района <адрес> в апелляционной жалобе на то, что выделение денежных средств образовательным учреждениям Иловлинского муниципального района на разработку проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, на изготовление паспортов на опасные отходы I-IV класса опасности в бюджете Иловлинского муниципального района на 2016 год и на плановый период 2017-2018 годов не предусмотрены, указанные денежные средства будут предусмотрены в районном бюджете на 2017 год, являются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, судом им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Других доводов, ставящих под сомнение законность и обоснованность решения суда, а также подрывающих правильность выводов суда первой инстанции или свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, к отмене состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иловлинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Иловлинского муниципального района <адрес> – без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подпись
Копия верна.
Судья Волгоградского
областного суда: Е.В. Козловская