ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9677/17 от 20.12.2017 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 33-9677/2017

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Хабаровский краевой суд

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

Председательствующего: Жельнио Е.С.,

судей: Аноприенко К.В., Моргунова Ю.В.,

при секретаре Борзуновой А.М.,

рассмотрев 20 декабря 2017 года в городе Хабаровске в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в выплате компенсации, возложении обязанности,

с апелляционной жалобой Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 3 октября 2017 года,

заслушав доклад судьи Моргунова Ю.В., объяснения представителя УМВД России по Хабаровскому краю ФИО5, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратился в суд с иском к УМВД России по Хабаровскому краю с требованием о признании незаконным отказа в выплате компенсации, возложении обязанности

В обосновании требований ссылается на то, что ФИО4 и члены его семьи - ФИО1, ФИО2, ФИО3 являются участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ.

ФИО4 с членами своей семьи прибыли в Российскую Федерацию железнодорожным транспортом по маршруту ФИО6 и Хабаровск- Комсомольск-на-Амуре и авиатранспортом сообщением Киев-Москва-Хабаровск. Расходы на оплату билетов железнодорожным транспортом составили 11 424.69 рублей, на оплату билетов авиатранспортом – 36 227 гривен в пересчете на рубли на дату подачи заявления (25.11.2015) – 93 360,60 рублей.

25.11.2015 от истца в УФМС России по Хабаровскому краю из МО УФМС России по Хабаровскому краю г.Комсомольска-на-Амуре поступило заявление о выплате ему и членам семьи компенсации транспортных расходов в размере 110 270 рублей. В 2015 году комиссией УФМС России по Хабаровскому краю принято решение выплатить компенсацию транспортных расходов, понесенных на оплату билетов железнодорожным транспортом в размере 11 424,69 рублей. В компенсации расходов па оплату авиабилетов было отказано со ссылкой на пункт 6 «а» Правил выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания. Причиной отказа стало то. что в предоставленном пакете документов в квитанции электронного билета не содержится информации о стоимости авиабилетов, также отсутствует контрольно-кассовый чек. подтверждающий оплату билетов.

22.03.2016г. от истца поступило в УФМС России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области повторное заявление с просьбой выплатить компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания в размере 93360,60 рублей. К заявлению были приложены: договор, доверенность с переводом, квитанции (кассовые чеки) , справка. Однако ФИО4 получил отказ в предоставлении выплаты по основаниям п. 11 Правил.

Просил суд признать незаконным отказ УФМС России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области в выплате ФИО4 компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания в размере 93360,60 рублей, возложить на УМВД России по Хабаровскому краю обязанность выплатить ФИО4 компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания в размере 93360,60 рублей.

Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 3.10.2017 года иск удовлетворен частично.

Судом постановлено Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю в пользу ФИО4 компенсацию расходов на переезд к будущему месту проживания в размере 93360 рублей 60 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе УМВД России по Хабаровскому краю просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая на допущенные судом нарушения норм материального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, принять по делу новое решение.

В доводах жалобы ставит под сомнение законность и обоснованность выводов суда первой инстанции относительно установленных по делу фактических обстоятельствах и оценке, данной судом первой инстанции представленным сторонами доказательствам.

В письменных возражениях ФИО4 полагает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель УМВД России по Хабаровскому ФИО5, жалобу поддержал по изложенным в ней доводам, просил решение суда отменить, принять новое решение, которым иск удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в суд апелляционной инстанции не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела к суду не обращались.

На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле.

Согласно части 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, заслушав доводы лиц, принимавших участие в судебном заседании, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены или изменения постановленного судом первой инстанции решения не находит.

Из материалов дела следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения и члены его семьи ФИО1 (жена), ФИО2 (сын), ФИО3 (сын) являются участниками государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, что подтверждается свидетельством . выданным 13.05.2015.

ФИО4 и члены его семьи в 2015 году переселились из Украины в Российскую Федерацию, зарегистрированы и проживают в Хабаровском крае. г. Комсомольск-на-Амуре, что подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания от 18.05.2017.

25 ноября 2015 года ФИО4 обратился в УФМС России по Хабаровскому краю с заявлением о компенсации транспортных расходов в сумме 110270 рублей 79 копеек. УФМС России по Хабаровскому краю принято решение о выплате компенсация транспортных расходов частично в сумме 11424 рубля 69 копеек, в связи с тем, что в пакете документов, представленных ФИО4 в предоставленной маршрутной квитанции электронного билета не содержится информации о стоимости авиабилетов, так же отсутствует контрольно-кассовый чек. подтверждающий оплату билетов.

22 марта 2016 года ФИО4 повторно обратился у УФМС России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области с заявлением о компенсации транспортных расходов на переезд к будущему месту жительства в сумме 93360 рублей, приложив к нему электронные авиабилеты на имя ФИО4, ФИО1. ФИО2, ФИО3,

справку ООО «Димона-Авиатур» о стоимости билетов по маршруту Киев- Москва-Хабаровск 04.09.15 на имя ФИО4, ФИО1, ФИО2. ФИО3 на общую сумму 36227 гривен,

квитанции об оплате ,

договор доверенность от 13.08.2015, которым ФИО4 поручил ООО «Димона-Авиатур» использовать 36 227,00 гривен для приобретения авиационных перевозок по следующему направлению: Киев-Москва-Хабаровск,

посадочные талоны.

29 марта 2016 комиссией УФМС России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области принято решение об отказе ФИО4 и членам его семьи в выплате компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания (компенсацию перелета), на основании п. 11 «Правил выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания».

Согласно п. 11 Программы, выплата участнику Государственной программы компенсации расходов производится однократно.

В соответствии с изменениями, внесенными в п. 10 Правил Постановлением Правительства РФ от 15.06.2016 № 543 полномочия о принятии решения о выплате компенсации расходов передано от УФМС России к Министерству Внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ).

В целях создания дополнительных условий для обеспечения проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки соотечественникам, в том числе в обеспечении правовой защиты их интересов, а также условий, при которых они могли бы в качестве равноправных граждан жить в иностранных государствах или вернуться в Российскую Федерацию (часть 3 статьи 5 Федерального закона от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ).

В целях создания дополнительных условий для обеспечения проживающих за рубежом, Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 была утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 201 I г. № 150 утверждены «Правила выплаты участникам государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, компенсации расходов на переезд к будущему месту проживания, которыми определен порядок и условия выплаты участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее - Государственная программа), компенсации расходов, которые несут участники Государственной программы и члены их семей в связи с оформлением визы, проездом и провозом личного имущества от места их постоянного проживания па территории иностранного государства до места постановки на учет по месту пребывания (для иностранных граждан), регистрации по месту пребывания (для граждан Российской Федерации) либо регистрации по месту жительства участника Государственной программы или члена его семьи на территории вселения» (далее - расходы).

В соответствии с п. 6 Правил, для получения компенсации расходов заявитель (участник Государственной программы либо уполномоченное им в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицо) подает по месту жительства либо по месту пребывания участника Государственной программы в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации заявление о выплате компенсации расходов по форме, утвержденной указанным. Министерством (далее - заявление). К заявлению прилагаются следующие документы:

а) подлинники документов, подтверждающих оплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание, проездных и перевозочных документов (билетов, багажных и грузобагажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы участника Государственной программы и членов его семьи, а также копии документов, подтверждающих уплату таможенных платежей и налогов, связанных с перемещением личного имущества участника Государственной программы и членов его семьи с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;

При проезде участника Государственной программы и членов его семьи в условиях повышенной комфортности заявителем дополнительно представляется выданный перевозчиком документ о стоимости проезда на соответствующем виде транспорта на дату осуществления поездки в условиях комфортности, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил;

б) копия свидетельства участника Государственной программы (постранично):

в) копии документов, удостоверяющих личность участника Государственной программы и членов его семьи;

г) копии документов, подтверждающих регистрацию участника Государственной программы и членов его семьи в установленном порядке по месту жительства либо постановку на учет по месту пребывания на территории Российской Федерации;

д) реквизиты счета участника Государственной программы, открытого в кредитной организации.

Оценивая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах в их совокупности, руководствуясь соответствующими нормами материального права, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, и достоверно установив, что ФИО4 в установленном законом порядке был представлен исчерпывающий пакет документов, подтверждающий несение им расходов по авиаперелету к будущему месту жительства, которые в соответствии с п. 2 Правил подлежат компенсации,, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения иска.

Доводы жалобы в части того, что ФИО4 в установленном законом порядке в УМВД России по Хабаровскому краю не обращался, с учетом положений пункта 3 Указа президента Российской Федерации от 5.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», согласно которого Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемых Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, основанием для отмены решения суда первой инстанции не является и признается судебной коллегией не состоятельными.

По вышеизложенным основаниям, иные доводы апелляционной жалобы, которые по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.

Судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Таким образом, решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают и оснований для отмены решения суда не содержат.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 3 октября 2017 года по гражданскому делу по иску ФИО4 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю о признании незаконным отказа в выплате компенсации, возложении обязанности оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий Жельнио Е.С.

Судьи Аноприенко К.В.

Моргунов Ю.В.