Судья: Цыгулев В. Т. Дело № 33-9679/2012
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.НижнийНовгород 25декабря2012года
Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Лазорина Б.П.,
судей: Ионовой А. Н., Щербакова М.В.,
при секретаре: Дедовой Э.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 декабря 2012 года
дело по апелляционному представлению старшего помощника Кстовского городского прокурора Колпаковой С. Э.
на решение Кстовского городского суда Нижегородской области от22 августа 2012 года по гражданскому делу
по иску Кстовского городского прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области о признании незаконным действий в связи с отказом в удовлетворении протеста, обязании внесения изменений в должностные инструкции сотрудников,
заслушав доклад судьи Нижегородского областного суда Щербакова М.В., объяснения представителей ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области – ФИО1, ФИО2, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда,
У С Т А Н О В И Л А:
Кстовский городской прокурор обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области о признании незаконным действий в связи с отказом в удовлетворении представления прокурора, и обязании внесения изменений в должностные инструкции сотрудников, ссылаясь на то, что начальником Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области 21.03.2012 года утверждена должностная инструкция специалиста – эксперта отдела назначения и перерасчета пенсии УПФР по Кстовскому району Нижегородской области.
Согласно п.2.23 должностной инструкции работник обязан уведомлять своего работодателя обо всех случаях обращения к нему каких либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о принятии мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Считает, что в данной части должностная инструкция подлежит приведению в соответствие с требованиями федерального законодательства по следующим основаниям.
В соответствии со ст.11.1 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что работники, замещающие должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, обязаны в соответствии со статьями 9-11 указанного федерального закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами федеральных государственных органов, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
В соответствии с ч.2 ст.9 данного Федерального закона уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
Принимая во внимание, что должностная инструкция работника это документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника, в должностных обязанностях работника государственного учреждения Управление Пенсионного фонда в обязательном порядке должна быть установлена обязанность, об уведомлении работником своего работодателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
В ходе проверки установлено, что п.2.23 должностной инструкции специалиста – эксперта отдела назначения и перерасчета пенсии УПФР по Кстовскому району Нижегородской области не соответствует действующему законодательству.
В связи с этим, Кстовским городским прокурором направлен протест в адрес руководителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда по Кстовскому району в целях приведения данного пункта в соответствии с законом. Протест Кстовского городского прокурора отклонен.
Считает, что неисполнение юридическим лицом требований закона, нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся в верховенстве закона, единстве и укрепления законности.
Просит признать незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области, выразившееся в отказе удовлетворения протеста по приведению в соответствии п. 2.23 должностной инструкции специалиста – эксперта отдела назначения и перерасчета пенсии УПФР по Кстовскому району Нижегородской области, утвержденной 21.03.2012 года начальником Управления ПФР по Кстовскому району Нижегородской области, в соответствие с требованиями федерального законодательства.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области привести в соответствии с федеральным законодательством п. 2.23 должностной инструкции специалиста – эксперта отдела назначения и перерасчета пенсии УПФР по Кстовскому району Нижегородской области, утвержденной 21.03.2012 года начальником Управления ПФР по Кстовскому району Нижегородской области.
Определением суда объединены в одно производство находящие в Кстовском городском суде гражданские дела № <…>, по искам Кстовского городского прокурора, выступающего в интересах Российской Федерации, к Управлению Пенсионного фонда Федерации по Кстовскому району Нижегородской области о признании незаконными действий Управления Пенсионного фонда РФ по Кстовскому району и обязании ответчика привести в соответствии с федеральным законодательством пункты должностных инструкций работников Пенсионного фонда.
Согласно требованиям, указанным в исках Кстовский городской прокурор просил признать незаконными действия Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области, выразившееся в отказе удовлетворения протеста по приведению в соответствии с требованиями федерального законодательства, в должностных инструкциях работников УПФР по Кстовскому району Нижегородской области: п. 2.47 начальника отдела персонифицированного учета, п. 2.25 старшего специалиста отдела персонифицированного учета, п. 2.20 специалиста отдела назначения и пересчета пенсий, п. 2.25 ведущего специалиста отдела назначения и пересчета пенсий, п.2.30 начальника отдела выплаты пенсии, п.2.25 специалиста – эксперта отдела выплаты пенсии, п. 2.17 заместителя Управления ПФР по Кстовскому району Нижегородской области, п. 2.41 специалиста отдела персонифицированного учета, п.2 ведущего специалиста – эксперта (по кадрам), п.2.1 ведущего специалиста – эксперта (по делопроизводству), 2.24 специалиста отдела выплаты пенсий, п.3.35 ведущего специалиста – эксперта клиентской службы (отдела), п.2.19 специалиста – эксперта группы автоматизации, п.22 ведущего специалиста – эксперта (юрисконсульта), п.2.22 главного специалиста – эксперта отдела назначения и перерасчета пенсий, п.2.22 заместителя начальника назначения и перерасчета пенсий, п.2.23 руководителя клиентской службы (отдела), п.2.40 специалиста – эксперта отдела персонифицированного учета, утвержденных 21.03.2012 года начальником Управления ПФР по Кстовскому району Нижегородской области.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области привести в соответствии с федеральным законодательством вышеуказанные пункты должностных инструкции сотрудников УПФР по Кстовскому району Нижегородской области, утвержденных 21.03.2012 года начальником Управления ПФР по Кстовскому району Нижегородской области.
Решением Кстовского городского суда Нижегородской области от22 августа 2012 года в удовлетворении иска Кстовского городского прокурора Нижегородской области отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении старшего помощника Кстовского городского прокурора Нижегородской области Колпаковой С. Э. поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
В возражениях относительно апелляционного представления ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Кстовскому району Нижегородской области просило решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Кстовскому району Нижегородской области - ФИО1, ФИО2 просили решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений относительно него, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по следующим основаниям.
Судом установлено, что 21.03.2012 года, 13.04.2012 года, 02.05.2012 года начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области утверждены должностные инструкции специалиста – эксперта отдела назначения и перерасчета пенсии, начальника отдела персонифицированного учета, старшего специалиста отдела персонифицированного учета, специалиста отдела назначения и пересчета пенсий, ведущего специалиста отдела назначения и пересчета пенсий, начальника отдела выплаты пенсии, специалиста – эксперта отдела выплаты пенсии, заместителя Управления ПФР по Кстовскому району Нижегородской области, специалиста отдела персонифицированного учета, ведущего специалиста – эксперта (по кадрам), ведущего специалиста – эксперта (по делопроизводству), специалиста отдела выплаты пенсий, ведущего специалиста – эксперта клиентской службы (отдела), специалиста – эксперта группы автоматизации, ведущего специалиста – эксперта (юрисконсульта), главного специалиста – эксперта отдела назначения и перерасчета пенсий, заместителя начальника назначения и перерасчета пенсий, руководителя клиентской службы (отдела), специалиста – эксперта отдела персонифицированного учета.
В вышеуказанных должностных инструкциях, соответственно в пунктах: 2.23, 2.47, 2.25, 2.20, 2.25, 2.30, 2.25, 2.17, 2.41, 2, 2.1, 2.24, 3.35, 2.19, 22, 2.22, 2.22, 2.23, 2.40 указано, что работник обязан уведомлять своего работодателя обо всех случаях обращения к нему каких - либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о принятии мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
14.06.2012 года Кстовским городским прокурором по каждому из вышеуказанных пунктов должностных инструкций, начальнику Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области принесен протест. В обоснование, которого, Кстовский городской прокурор указал на то, что в соответствии с ч.1 и ч.2 ст.9, Федерального закона от 25.12.2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего. Считая, что в вышеуказанных должностных инструкциях работников Пенсионного фонда в обязательном порядке должна быть установлена обязанность, об уведомлении работником своего работодателя, органы прокуратуры и другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений, потребовал привести вышеуказанные пункты должностных инструкций в соответствии с требованием федерального законодательства.
Не согласившись с протестом прокурора, 20.06.2012 года, в установленный законом срок, начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Кстовскому району Нижегородской области направил письменный ответ, в соответствии с которым, считает, что должностные инструкции работодателем оформлены надлежащим образом и внесении изменений в них не требуется.
Согласно содержанию искового заявления предметом иска является признание незаконными действия УПФ РФ по Кстовскому району Нижегородской области, выразившееся в отказе удовлетворения протеста по приведению в соответствии требованиями федерального законодательства, в должностных инструкциях работников УПФР по Кстовскому району Нижегородской области и обязании приведения должностных инструкций в соответствии с федеральным законодательством.
Согласно положениям ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" государственный или муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, когда по данным фактам проведена или проводится проверка, является должностной (служебной) обязанностью государственного или муниципального служащего.
Согласно ст. 11.1 Федерального закона работники, замещающие должности в государственных корпорациях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работники, замещающие отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, обязаны в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Федерального закона уведомлять об обращении к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в порядке, определяемом нормативными актами федеральных государственных органов, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда пояснил, что Пенсионным фондом Российской Федерации данный порядок не установлен.
Отказывая в удовлетворении исковых требований к ГУ УПФ РФ по Кстовскому району Нижегородской области о признании незаконным действий в связи с отказом в удовлетворении протеста, обязании внесения изменений в должностные инструкции сотрудников, суд правомерно исходил из отсутствии в действующем законодательстве нормы, устанавливающей для работодателя требование по обязательному включению в должностные инструкции работников Пенсионного фонда обязанности уведомлять органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к работнику каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.
При этом судебная коллегия полагает правильным вывод суда о том, что включение в должностные инструкции работников обязанности уведомлять своего работодателя обо всех случаях обращения к нему каких - либо лиц, в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также о принятии мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, произведено в рамках норм, установленных ст.ст. 9-11 Федерального закона «О противодействии коррупции», ст.22 Трудового кодекса РФ.
Данный вывод суда отвечает нормам материального права, соответствует обстоятельствам дела.
При таком положении оснований для признания действия руководителя Пенсионного фонда в отказе удовлетворения протеста Кстовского городского прокурора незаконным, не имеется.
Довод апелляционного представления относительно не знания работниками обязанности по уведомлению об обращении к ним лиц, склоняющих к совершению коррупционных правонарушений, не может быть принят судебной коллегией во внимание, поскольку в силу положении ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Федеральным законом «О противодействии коррупции» данная обязанность установлена.
Утверждение в представлении о целесообразности закрепления данной обязанности в соответствии с действующим законодательством в должностных инструкциях работников Пенсионного фонда при отсутствии установленного порядка уведомления, затрагивает обязанности всей системы органов Пенсионного фонда РФ, тогда как ответчик такими полномочиями не обладает и действует в рамках подчиненности вышестоящему органу.
Доводы апелляционного представления не влияют на правильность принятого решения в связи, с чем отклоняются в силу несостоятельности.
С учетом указанного у судебной коллегии не имеется оснований сомневаться в соблюдении судом порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционное представление заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку его доводы не содержат оснований к отмене решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Кстовского городского суда Нижегородской области от 22 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: