Судья: Маржохов А.В. Дело № 33-968/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2014 года г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Блохиной Е.П.
судей Савкуева З.У. и Хамирзова М.Х.
при секретаре Бецукове М.М.
с участием прокурора Мокаева А.М., представителя Министерства образования и науки КБР – ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хамирзова М.Х. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чегемского района КБР к Министерству образования и науки КБР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить несовершеннолетнюю ФИО2 одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия,
по апелляционной жалобе представителя Министерства образования и науки КБР – ФИО1 на решение Нальчикского городского суда КБР от 25 апреля 2014 года,
установила:
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки прокуратурой Чегемского района КБР, соблюдения законодательства о несовершеннолетних и молодежи выявлены нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних воспитанников ГКОУ «Школа-Интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 5 с.п. Нартан» МОН КБР (далее Школа-Интернат), допущенные Министерством образования и науки КБР.
Согласно, Постановления Правительства КБР № 272-ПП от 12.10.2006г. каждый воспитанник Школы-Интернат ежегодно должен быть обеспечен 18 наименованиями предметов вещевого довольствия, которые должны быть предоставлены в двух и более экземплярах и один раз в два года 14 наименованиями предметов вещевого довольствия, четыре из которых должны быть предоставлены в двух и более экземплярах.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что бюджетное финансирование Школы-Интернат в течение нескольких лет подряд не производится в объеме достаточном для обеспечения воспитанников Школы-Интернат одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в соответствии с их потребностями.
В результате недостаточного финансирования Школы-Интернат, допускаемого Министерством образования и науки КБР, несовершеннолетняя ФИО2 не обеспечена самым необходимым.
С учетом дополнений прокурор Чегемского района КБР обратился в суд с иском к Министерству к министерству образования и науки КБР о признании бездействия незаконным и возложении обязанности обеспечить Школу-Интернат финансированием в объеме, достаточном для обеспечения несовершеннолетнюю ФИО2 одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в соответствии с нормами, утвержденными Приказом МОН КБР от 31.12.2013г. № 1337.
В возражении на исковое заявление представитель Министерства образования и науки КБР – ФИО1 просил отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Нальчикского городского суда КБР от 25 апреля 2014 года исковые требования прокурора Чегемского района КБР удовлетворены.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, представитель Министерства образования и науки КБР – ФИО1 подал на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства КБР от 18.05.2013г. № 21-ПП Министерство образования и науки КБР является исполнительным органом государственной власти КБР в области образования, науки и молодежной политики, осуществляющим переданные полномочия РФ в области образования, а также функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
При вынесении решения судом не принято во внимание то обстоятельство, что согласно, Закона КБР от 07 февраля 2011 года № 11-РЗ «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Кабардино-Балкарской Республике» полномочия по составлению проекта республиканского бюджета относятся к Министерству финансов КБР. Полномочиями по внесению проекта на утверждение обладает только Глава Кабардино-Балкарской Республики, впоследствии бюджет утверждается Парламентом КБР, в силу чего повлиять на утверждение окончательной суммы необходимой для обеспечения исполнения норм утвержденных Правительством КБР для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерство образования и науки КБР не уполномочено, так как бюджет утверждается в окончательной редакции, представленной и откорректированной Министерством финансов КБР после согласования с Правительством КБР.
Также неправомерно вынесено решение об удовлетворении требований о признании бездействия Министерства образования и науки КБР незаконным. Так ежегодно Министерством проводится анализ о необходимом объеме средств бюджета на определенный год, который необходим для полноценной реализации полномочий, для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия в соответствии с их потребностями. Полный анализ необходимых средств отображается в проекте бюджета, как необходимые ассигнования, однако ежегодный заказанный объем средств необходимый для полной реализации полномочий, уменьшается в несколько раз. В силу указанных обстоятельств в соответствии с действующим законодательством Министерство образования и науки КБР не бездействует, а составляет разногласия, которые ежегодно доводит до сведения Правительства и Парламента КБР. Так рассмотрев представленный протокол согласования прогнозных показателей республиканского бюджета на 2014 год по разделу «Образование» выявлено, что в протоколе учтены не все вопросы обозначенные Министерством образования и науки КБР, а именно при потребности 15-ти интернатных учреждений в мягком инвентаре на сумму 10527,2 тыс. рублей(в том числе сиротских – 6448,7 тыс. рублей) выделено 3979 тыс. рублей.
Указанные обстоятельства изложены в письмах адресованных Министру финансов КБР, исполняющему обязанности Председателя Правительства КБР, Председателю Комитета Парламента КБР по образованию и науке, заместителю Председателя Правительства КБР.
Заслушав доклад судьи Верховного суда КБР Хамирзова М.Х., обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников судебного заседания, Судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, и никем из лиц участвующих в деле не оспаривалось, несовершеннолетняя воспитанница ГКОУ «Школа интернат для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» ФИО2 не обеспечена одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия.
Согласно списку детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в ГКОУ «Школа интернат № с.<адрес>» МОН КБР, ФИО10 как сирота, является воспитанницей данного учреждения.
Из письма директора ГКОУ «Школа интернат № с.<адрес>» МОН КБР ФИО3 следует, что для воспитанников было приобретено и выдано обмундирование и мягкий инвентарь в 2013 году на сумму 2070,50 тыс. руб(положено 4883,4 тыс. руб). В 2012 году и 2014 году мягкий инвентарь и обмундирование за счет бюджетных средств не приобреталось и не выдавалось в связи с отсутствием финансирования.
В смете расходов на 2012 год было заложено 17,26 тыс. руб при положенных 4398,6 тыс. руб. На 2014 год было заложено 460,02 тыс. руб, при положенных 4620 тыс. руб.
Статьей ст. 1 ФЗ от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей гарантировано полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - предоставление им за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обеспечения или возмещение их полной стоимости;
В соответствии со ст. 3 Закона КБР от 17.02.2012г. № 2-РЗ дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пребывающие в республиканских государственных и муниципальных образовательных организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении.
Постановлением Правительства КБР № 272-ПП от 12.10.2006г. утверждены нормы обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Согласно ст. 2 Постановления Правительства КБР № 558 от 07.07.2011г. утв. в соответствии с ч. 1 ст. 155 СК РФ организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляют материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных учреждениях, осуществляется на основе полного государственного обеспечения.
В соответствии со ст.1 Положения о Министерстве образования и науки КБР утв. Постановлением Правительства КБР № 21-ПП от 18.01.2013г. Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики является исполнительным органом государственной власти Кабардино-Балкарской Республики в области образования, науки и молодежной политики, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, а также функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
В силу своих полномочий Министерство образования и науки КБР осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предоставляет в установленном порядке субсидии и субвенции на финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений Кабардино-Балкарской Республики, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Министерство, составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным Министерству государственным учреждениям.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм, Министерство образования и науки КБР обязано было обеспечить ФИО2 одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем, оснований к отмене постановленного судом решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Нальчикского городского суда КБР от 25 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и науки без удовлетворения.
Председательствующий Е.П. Блохина
Судьи З.У. Савкуев
М.Х. Хамирзов
Копия верна:
Судья Верховного суда КБР М.Х. Хамирзов