Судья Цыренова Л.Д.
Судья-докладчик Скубиева И.В. по делу № 33-9694/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 ноября 2013 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Быковой А.В.,
судей Скубиевой И.В. и Николаевой Т.В.,
при секретаре Березовской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц: населения муниципального образования «Половинка» об оспаривании бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «Половинка»,
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Половинка» на решение Баяндаевского районного суда Иркутской области от 09 октября 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Баяндаевского района в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка в муниципальном образовании «Половинка» по исполнению требований законодательства о местном самоуправлении в сфере противодействия коррупции, о муниципальной службе, по результатам которой установлено следующее: нарушение статей 8, 9, 12, 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», не установлен перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о расходах, ст. 3 Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03.12.2012 № 230-ФЗ, выразившееся в отсутствии правовых актов, регулирующих отношения в соответствующих сферах.
Кроме того, администрацией МО «Половинка»не разработан и не утвержден порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции».
Прокурор Баяндаевского района просил суд признать бездействие администрации муниципального образования «Половинка» Баяндаевского района Иркутской области по исполнению требований законодательства о местном самоуправлении при осуществлении полномочий в сфере противодействия коррупции, а именно по разработке:
- перечня должностей, в течение двух лет после увольнения с которых, гражданин вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;
- порядка применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ»;
- порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений;
- перечня лиц, обязанных предоставлять сведения о расходах;
- порядка предоставления сведений о расходах;
- порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции»;
- положение о соблюдении требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулировании конфликта интересов.
Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Половинка» Баяндаевского района Иркутской области по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы на территории муниципального образования путем принятия и утверждения перечня должностей, в течение двух лет после увольнения с которых, гражданин вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; порядка применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ»; порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений; перечня лиц, обязанных предоставлять сведения о расходах; порядка предоставления сведений о расходах; порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции»; положение о соблюдении требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулировании конфликта интересов, в срок до 01 января 2014 года.
Решением Баяндаевского районного суда Иркутской области от 09 октября 2013 года исковые требования прокурора Баяндаевского района удовлетворены.
В апелляционной жалобе глава администрации МО «Половинка» - ФИО1 просил изменить решение суда. Считает его незаконным в части установления срока исполнения до 01 января 2014 года, так как для разработки нормативно-правовых актов требуется значительное время в связи с прохождением процедуры согласования с Прокуратурой Баяндаевского района, а также прохождением публичного обсуждения и общественной экспертизы.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Баяндаевского района просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., пояснения прокурора пояснения прокурора Скоробогатовой Н.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии с п.п. 38 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Согласно информации администрации «Половинка» от "дата изъята" "номер изъят" имеется список муниципальных служащих, включенных в перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги(супруга) и несовершеннолетних детей;
- порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов.
При применении взысканий руководствуются статьями Трудового кодекса.
Вместе с тем, администрацией МО«Половинка» не разработан перечень должностей, в течение двух лет после увольнения с которых, гражданин вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В нарушение ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе» администрацией МО «Половинка» не разработан и не утвержден порядок применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Кроме того, в нарушение ст. 9 ФЗ «О противодействии коррупции» органом местного самоуправления «Половинка» не определен и не утвержден порядок уведомления о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений.
Установлено также, что администрацией МО «Половинка» не составлен перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о расходах и не разработан их порядок предоставления, в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также не разработан порядок увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия, а именно не разработан порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции», в которой определен исчерпывающий перечень случаев, в которых осуществляется такое увольнение, а также предусмотрено, что такое увольнение осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что администрацией муниципального образования «Пооловинка» не исполнены требования законодательства о местном самоуправлении при осуществлении полномочий в сфере противодействия коррупции, правомерно удовлетворил исковые требования прокурора.
Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, доводами апелляционной жалобы под сомнение поставлены быть не могут.
При разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и юридически значимые обстоятельства по делу, применил подлежащий применению материальный закон, не допустил нарушения процессуального закона.
Довод апелляционной жалобы о несогласии с установленным сроком для исполнения решения суда (до 01 января 2014 года) не может служить основанием для отмены решения суда. Срок для исполнения решения суда установлен в соответствии с заявлением прокурора. Представитель муниципального образования в судебном заседании не участвовал, просил дело рассмотреть в их отсутствие, со сроком исполнения судебного решения до 01 января 2014 года был согласен.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда, проверенное в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, поэтому отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Баяндаевского районного суда Иркутской области от 09 октября 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
А.В. Быкова
Судьи:
И.В. Скубиева
Т.В. Николаева