ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9695/2013 от 26.11.2013 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Цыренова Л.Д.

Судья-докладчик Скубиева И.В. по делу № 33-9695/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 ноября 2013 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего судьи Быковой А.В.,

судей Скубиевой И.В. и Николаевой Т.В.,

при секретаре Березовской Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Баяндаевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц: населения муниципального образования «Гаханы» об оспаривании бездействия органов местного самоуправления муниципального образования «Гаханы»,

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Гаханы» на решение Баяндаевского районного суда Иркутской области от 09 октября 2013 года,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Баяндаевского района в обоснование исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка в муниципальном образовании «Гаханы», по исполнению требований законодательства о местном самоуправлении в сфере противодействия коррупции, о муниципальной службе, по результатам которой установлено следующее: нарушение статей 9, 12, 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ», выразившееся в отсутствии правовых актов, регулирующих отношения в соответствующих сферах.

Кроме того, администрацией МО «Гаханы» не разработан и не утвержден порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст. 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Прокурор Баяндаевского района просил суд признать бездействие администрации муниципального образования «Гаханы» Баяндаевского района Иркутской области по исполнению требований законодательства о местном самоуправлении при осуществлении полномочий в сфере противодействия коррупции, а именно по разработке:

- перечня должностей, в течение двух лет после увольнения с которых, гражданин вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов;

- порядка применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ»;

- порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений;

- порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции».

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования «Гаханы» Баяндаевского района Иркутской области по правовому регулированию в сфере противодействия коррупции и муниципальной службы на территории муниципального образования путем принятия и утверждения перечня должностей, в течение двух лет после увольнения с которых, гражданин вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; порядка применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 ФЗ «О муниципальной службе в РФ»; порядка уведомления о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений; порядка увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции», в срок до 1 января 2014 года.

Решением Баяндаевского районного суда Иркутской области от 09 октября 2013 года исковые требования прокурора Баяндаевского района удовлетворены.

В апелляционной жалобе глава администрации МО «Гаханы» - ФИО1 просил изменить решение суда. Считает его незаконным в части установления срока исполнения до 01 января 2014 года, так как для разработки нормативно-правовых актов требуется значительное время в связи с прохождением процедуры согласования с Прокуратурой Баяндаевского района, а также прохождением публичного обсуждения и общественной экспертизы.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы прокурор Баяндаевского района просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Николаевой Т.В., пояснения прокурора пояснения прокурора Скоробогатовой Н.А., изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с п.п. 38 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на принципах признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Согласно информации главы администрации «Гаханы» следует, что администрацией МО «Гаханы» были разработаны и утверждены, следующие правовые документы:

- порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов администрации МО «Гаханы», Постановление "номер изъят" от "дата изъята", решение думы МО «Гаханы» "номер изъят" от "дата изъята";

- постановление "номер изъят" от "дата изъята" «Об утверждении Положения о соблюдении требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулирования конфликта интересов в администрации МО «Гаханы»;

- постановление "номер изъят" от "дата изъята" «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей на официальном сайте МО «Гаханы» и предоставление этих сведений средствам массовой информации для опубликования;

- постановление "номер изъят" от "дата изъята" «Об утверждении перечня лиц обязанных предоставлять сведения о доходах, об обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе, и обязательствах имущественного характера их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;

- постановление "номер изъят" от "дата изъята" «Об утверждении перечня лиц, обязанных предоставлять сведения о расходах а также о расходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставной (складочных) капиталах организаций) если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка).

Вместе с тем, администрацией МО «Гаханы» не разработан перечень должностей, в течение двух лет после увольнения с которых, гражданин вправе замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, если отдельные функции муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В нарушение ст. 27.1 Федерального закона «О муниципальной службе» администрацией МО «Гаханы» не разработан и не утвержден порядок применения взысканий, предусмотренных статьями 14.1 и 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Кроме того, в нарушение ст. 9 ФЗ «О противодействии коррупции» органом местного самоуправления «Гаханы» не определен и не утвержден порядок уведомления о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений.

Установлено также, что администрацией МО «Гаханы» не составлен перечень лиц, обязанных предоставлять сведения о расходах и не разработан их порядок предоставления, в соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», а также не разработан порядок увольнения муниципального служащего в связи с утратой доверия, а именно не разработан порядок увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия лиц, занимающих муниципальные должности в соответствии со ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции», в которой определен исчерпывающий перечень случаев, в которых осуществляется такое увольнение, а также предусмотрено, что такое увольнение осуществляется в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, установив, что администрацией муниципального образования «Гаханы» не исполнены требования законодательства о местном самоуправлении при осуществлении полномочий в сфере противодействия коррупции, правомерно удовлетворил исковые требования прокурора.

Выводы суда подробно мотивированы, основаны на нормах действующего законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, доводами апелляционной жалобы под сомнение поставлены быть не могут.

При разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил характер спорных правоотношений и юридически значимые обстоятельства по делу, применил подлежащий применению материальный закон, не допустил нарушения процессуального закона.

Довод апелляционной жалобы о несогласии с установленным сроком для исполнения решения суда (до 01 января 2014 года) не может служить основанием для отмены решения суда. Срок для исполнения решения суда установлен в соответствии с заявлением прокурора. Представитель муниципального образования в судебном заседании не участвовал, просил дело рассмотреть в их отсутствие, со сроком исполнения судебного решения до 01 января 2014 года был согласен.

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.

Таким образом, решение суда, проверенное в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным и обоснованным, поэтому отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Баяндаевского районного суда Иркутской области от 09 октября 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

А.В. Быкова

Судьи:

И.В. Скубиева

Т.В. Николаева