Судья Шевердова Н.А. | № 33-97-2018 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Мурманск | 23 января 2018 года |
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего | ФИО1, |
судей | Койпиш В.В., |
ФИО2 | |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к командиру войсковой части 34667, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» об установлении компенсационной выплаты, перерасчете заработной платы
по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 10 октября 2017 года, по которому постановлено:
«ФИО4 отказать в удовлетворении исковых требований к командиру войсковой части 34667 об установлении компенсационной выплаты в размере 100 должностного оклада, предусмотренной пунктом 18 «Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», утвержденного Приказом Министра Обороны Российской Федерации от 23.04.2014 № 255, с 12.02.2016.
ФИО4 отказать в удовлетворении исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и выплатить компенсационную выплату к должностному окладу за особые условия работы в размере 100 должностного оклада с 12.02.2016 за отработанный период времени».
Заслушав доклад судьи Койпиш В.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
ФИО4 обратился в суд с иском к командиру войсковой части 34667 и филиалу - «1 - финансово-экономическая служба» Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» о признании права на получение компенсационных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
В обоснование исковых требований указал, что он с 12 февраля 2016 года по настоящее время работает в войсковой части 34667 в должности пожарного пожарной команды.
В соответствии со штатом № * в войсковой части 34667 имеется штатная пожарная команда. На основании Положения о пожарной команде и установленных зон ответственности в район обслуживания пожарной команды воинской части входят все объекты войсковой части 34667, в том числе и склад вооружения и боеприпасов.
Ссылаясь на пункт 18 приложения № 2 к приказу МО от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 № 583», указывает, что право на установление компенсационной выплаты имеет гражданский персонал пожарных команд, выполняющих задачи по обеспечению пожарной безопасности арсеналов, баз и складов, содержащихся как на самостоятельных штатах, так и являющимися филиалами или структурными подразделениями воинских частей и предназначенных для хранения, ремонта и снабжения войск вооружением и боеприпасами.
Однако до настоящего времени компенсационная выплата, предусмотренная пунктом 18 приложения № 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 не установлена работодателем и не выплачивается. В адрес войсковой части 34667 вынесено представление военной прокуратуры Оленегорского гарнизона № * от 28 апреля 2017 года, которое обязывает командира установить личному составу пожарной команды компенсационную выплату с 02 декабря 2015 года.
Просил суд обязать командира войсковой части 34667 установить ему компенсационную выплату к должностному окладу за особые условия работы, предусмотренную пунктом 18 приказа Министра обороны Российской Федерации, с 12 февраля 2016 года, а также просил обязать Филиал - «1 финансово-экономическая служба» Федерального казенного учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» произвести перерасчёт по заработной плате и выплатить ему компенсационную выплату к должностному окладу за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада за период работы в войсковой части 34667 с 12 февраля 2016 года за отработанный период времени.
Судом по ходатайству истца произведена замена ответчика Филиала - «1 финансово-экономическая служба» Федерального казенного учреждения «Объединённое стратегическое командование Северного флота» на надлежащего - Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Северного флота» (далее - ФКУ «ОСК СФ»).
Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещенный надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие с участием представителя ФИО5
Представитель истца ФИО5 в судебном заседании поддержал заявленные истцом исковые требования.
Ответчик командир войсковой части 34667 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежащим образом, представил отзыв на иск, в котором требования истца полагал необоснованными.
Представитель ответчика ФКУ «ОСК СФ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещенный надлежаще, представил письменный отзыв на иск, в котором с требованиями истца не согласился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО4 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им исковых требований.
В обоснование жалобы приводит доводы, послужившие основанием для обращения в суд с иском.
Указывает, что приказом командира части определена зона ответственности пожарной команды - объекты войсковой части, в том числе склад РАВ.
Находит доказанным тот факт, что на территории работодателя (войсковая часть) имеется структурное подразделение склад ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ), входящий в зону ответственности пожарной команды воинской части.
Считает, что отсутствие у ответчика разработанного соответствующего нормативного локального акта, коллективного соглашения, не должно являться основанием для отказа в установлении и выплате спорной компенсационной выплаты, установленной трудовым законодательством и приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255.
Ссылаясь на положения трудового договора, указывает, что в случае привлечения работника к работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, ему производятся компенсационные выплаты в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истец ФИО4 и его представитель ФИО5, представители ответчиков ФКУ «ОСК СФ», войсковой части 34667, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда, руководствуясь частью 3 статьи 167 и частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам апелляционной жалобы не находит.
Судом установлено, что ФИО4 с 12 февраля 2016 года по настоящее время состоит в трудовых отношениях с войсковой частью 34667 (с...), работает в должности пожарного 1-го отделения пожарной команды на основании трудового договора № * от 12 февраля 2016 года.
Истцу установлен должностной оклад в размере 5370 рублей, районный коэффициент - 50 %, премия за интенсивность и высокие результаты работы не более 25% от оклада. Льготы работнику по профессии не предусмотрены (пункт 1.4 трудового договора).
Обращаясь с иском в суд, истец просил о начислении к его заработку, начиная с 12 февраля 2016 года, компенсационной выплаты в связи с обслуживанием и нахождением на территории части склада ракетно-артиллерийского вооружения (РАВ).
Разрешая спор и отказывая в иске, суд обоснованно исходил из следующего.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, предусмотрены статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на работников, заключивших трудовой договор о работе, в том числе в воинских частях, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2 к настоящему приказу) (далее – Положение об оплате труда, Положение).
Пунктом 2 Положения об оплате труда предусмотрено, что система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает: размеры должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок); условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера; условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера.
Как установлено в пункте 14 Положения, в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 822, гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты компенсационного характера: за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.
Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (пункт 15 Положения).
В соответствии с пунктом 18 Положения об оплате труда гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).
Согласно пункту 17 Положения к арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов относятся: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций.
Коллективным договором, заключенным между трудовым коллективом и командованием войсковой части 34667 на 2015-2017 годы, предусмотрено, что оплата труда гражданского персонала войсковой части производится в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583», а также нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (раздел V). Установленные в коллективном договоре выплаты компенсационного характера гражданскому персоналу, соответствуют Перечню видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 822 (с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19 декабря 2008 года N 738н и от 17 сентября 2010 года № 810-н).
По смыслу приведенных положений нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы оплаты труда гражданского персонала воинских частей и установление им компенсационных выплат, право на установление компенсационной выплаты имеет гражданский персонал подразделений пожарной охраны, выполняющих задачи по обеспечению пожарной безопасности арсеналов, баз и складов вооружения и боеприпасов, содержащихся как на самостоятельных штатах, так и являющихся филиалами (структурными подразделениями) воинских частей (организаций) и предназначенных для ремонта, хранения и снабжения (обеспечения) войск вооружением и боеприпасами.
Основанием для содержания гражданского персонала, а также филиалов (структурных подразделений) воинских частей и организаций Министерства обороны РФ является штат. Филиалы (структурные подразделения) воинских частей, организаций имеют код подчиненности 0001.
Согласно справке, выданной командиром войсковой части 34667 05 октября 2017 года №*, в соответствии со штатом № * в войсковой части 34667 отсутствуют арсеналы, базы боеприпасов и вооружения. Склад боеприпасов и вооружения имеется, представлен только двумя начальниками складов (прапорщиками). Обслуживает данный склад личный состав части, отдельным структурным подразделением он не является (л.д. 163).
В войсковой части 34667 в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 августа 2012 года № 2300 «Об утверждении Положения о пожарной охране в Вооруженных Силах Российской Федерации» разработано Положение о пожарной команде войсковой части 34667, в соответствии с пунктом 3 которого приказом командира войсковой части определяется район (границы) обслуживания пожарной команды.
Проанализировав приведенные правовые нормы, оценив представленные доказательства, принимая во внимание, что в трудовом договоре ФИО4 № * от 12 февраля 2016 года его местом работы установлено первое отделение пожарной команды, без указания на закрепление данной пожарной команды за определенным объектом - складом РАВ, установив, что на территории войсковой части 34667 находится не только склад РАВ, но и склады и складские помещения разного вида назначения: склады военно-технического имущества, склады неприкосновенного запаса, а также склады общего назначения, казармы, здание штаба и др., которые согласно приказу командира войсковой части 34667 № * от 05 апреля 2016 года входят в зону обслуживания пожарной команды войсковой части 34667, содержание пожарной команды при складе РАВ войсковой части 34667 не предусмотрено, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО4 требований и признании за ним права на получение компенсационной выплаты за особые условия работ, предусмотренной пунктом 18 приложения 2 к Приказу Министра обороны Российской Федерации, и обязании произвести перерасчет заработной платы, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, условия труда истца не отвечают требованиям, необходимым в силу пункта 18 Положения об оплате труда гражданского персонала, утвержденного приказом Минобороны РФ № 255 от 23 апреля 2014 года, для установления соответствующей компенсационной выплаты, поскольку пожарная команда части не содержится исключительно при складе боеприпасов и вооружения.
Кроме того, коллективным договором войсковой части 34667 на 2015-2017 годы, заключенным между командованием части и гражданским персоналом части в лице председателя совета коллектива Н И.В., не предусмотрено установление служащим пожарной команды части компенсационной выплаты за обслуживание склада РАВ; спорную выплату истец не получал с момента трудоустройства.
Изменения и дополнения в коллективный договор в установленном порядке не вносились (статья 44 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пунктами 2, 3, 5 и 13 Порядка формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 (ред. от 18.08.2016), установлено, что расчет фонда оплаты труда составляется финансово-экономическими органами на очередной календарный год для определения потребности в бюджетных ассигнованиях на оплату труда гражданского персонала воинских частей и организаций.
Фонд оплаты труда определяется отдельно по каждому коду бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
При формировании фонда оплаты труда учитываются, в том числе выплаты компенсационного характера (в расчете на год или количество месяцев содержания должностей).
Руководители воинских частей и организаций в пределах утвержденных контрольных сумм (лимитов бюджетных обязательств) направляют денежные средства на выплату должностных окладов, ставок заработной платы (тарифных ставок), компенсационных и стимулирующих выплат.
При таком положении, поскольку системой оплаты труда гражданского персонала войсковой части 34667, в частности, коллективным договором компенсационная выплата, о назначении которой просит истец, не предусматривалась, она не учитывалась при формировании фонда оплаты труда гражданского персонала, бюджетные средства на эти цели не выделялись, оснований для выплаты надбавки у довольствующего органа филиала ФКУ «Объединенное стратегическое командование Северного флота» – «1 Финансово-экономическая служба» не имелось.
В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о нарушении судом норм материального права и не содержат указания на обстоятельства, которые не были проверены судом и влияли бы на законность и обоснованность судебного решения либо опровергали выводы суда, по существу сводятся к переоценке установленных обстоятельств дела и представленных доказательств, которые исследованы судом и получили надлежащую правовую оценку, поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, не усматривается.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене или изменению решения суда, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кандалакшского районного суда Мурманской области от 10 октября 2017 годаоставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО4 - без удовлетворения.
председательствующий | |
судьи |