САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33-9700 | Судья: Токарь А.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | Вашкиной Л.И. |
судей | ФИО1 ФИО2 |
при секретаре | ФИО3 |
рассмотрела в открытом судебном заседании 15 мая 2017 года гражданское дело №2-121/17 по апелляционной жалобе Публичного акционерного общества «Банк ВТБ24» на решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2017 года по иску ФИО4 к Публичному акционерному обществу «Банк ВТБ24» об обязании начислить премиальные баллы, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
Заслушав доклад судьи Вашкиной Л.И., объяснения представителя ответчика – ФИО5, поддержавшего жалобу, объяснения истца, возражавшего против жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику ссылаясь на то, что заключил с банком договор о выпуске и обслуживании платиновой кобрендинговой карты «ВТБ24-РЖД» с кредитным лимитом 100000 рублей, согласно условиям договора ответчик обязался при совершении обладателем указанной карты безналичных операций с её использованием в торгово-сервисной сети и сети Интернет начислять на счет, открытый в соответствии с программой РЖД-бонус, премиальные баллы для последующего их обмена на железнодорожные билеты. Однако ответчик в нарушение условий договора начисление бонусных баллов за расходные операции, совершенные в январе 2016 года, в общем размере 44726 не произвел, претензия, направленная в Банк 14.03.2016, с требованием в соответствии с договором начислить премиальные баллы оставлена без удовлетворения. Указанными действиями (бездействием) ответчика нарушены условия договора и права истца, как потребителя финансовых услуг, в связи с чем истец просил обязать ответчика начислить 44726 премиальных баллов на его счет участника программы «РЖД Бонус» №..., взыскать в его пользу неустойку за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя 850 руб., компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб. и штраф в размере 5425 руб.
Решением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12.01.2017 исковые требования удовлетворены частично. Ответчик обязан начислить на индивидуальный лицевой счет истца в системе РЖД-бонус 44396 премиальные баллы. С ответчика в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в сумме 5000 руб., штраф в сумме 2500 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано. С ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в сумме 400 руб.
В апелляционной жалобе ответчик в лице представителя просит решение суда отменить, ссылаясь на его неправильность.
Истцом решение суда не обжалуется, представлены возражения на апелляционную жалобу ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 17.11.2015 заключен договор на выпуск и обслуживание платиновой кредитной карты ВТБ24 Visa Platinum с опцией «ВТБ24-РЖД» с установленным лимитом овердрафт в сумме 100000 руб., при этом максимальная сумма кредитования по данному продукту в соответствии с договором составила 300000 руб.
Согласно договору от 17.11.2015 договор о предоставлении и использовании банковских карт ВТБ 24 (ПАО) состоит из Правил предоставления и использования банковской карты ВТБ 24 (ПАО), Тарифов на обслуживание банковских карт ВТБ 24 (ПАО), анкеты-заявления на выпуск и получение банковской карты ВТБ 24 (ПАО), Условий предоставления и использования банковской карты ВТБ 24 (ПАО), которые состоят из Расписки, настоящего соглашения на установление кредитного лимита, включая индивидуальные условия предоставления кредитного лимита (согласие) и Уведомления о полной стоимости кредита.
В соответствии с Правилами предоставления и использования банковской карты ВТБ 24 (ПАО), устанавливающими порядок предоставления, обслуживания и пользования картами, эмитируемыми ответчиком для физических лиц, и регулирующими отношения, возникающие в связи с этим между клиентом (держателем) и Банком, истец является участником бонусной программы «РЖД Бонус» с номером счета участника данной программы 9002144144521.
Согласно размещенной на официальном сайте Банка оферте держателям кредитной карты «ВТБ24-РЖД» Visa Platinum начисляются премиальные баллы по одному за каждые 15 руб., потраченных по карте для оплаты товаров и услуг, и в два раза больше при оплате по карте в день рождения и за два дня до него, и по одному премиальному баллу за каждые 3,34 руб., потраченные по карте на приобретение проездного документа/билета на поездку в высокоскоростных поездах «Сапсан» и поездах Федеральной пассажирской компании, при этом какие-либо ограничения по количеству приобретенных товаров, оплаченных услуг, в том числе по количеству приобретенных в определенный период времени железнодорожных билетов, данная оферта не содержит.
Программа «РЖД Бонус» - программа лояльности для клиентов Банка, созданная совместно банком и РЖД для поощрения пассажиров, пользующихся услугами РЖД, для реализации которой 29.12.2012 между ВТБ24 (ЗАО) (в настоящее время ПАО) и ОАО «Федеральная пассажирская компания» заключен договор о сотрудничестве №....
Согласно п.2.1.3 договора компания обязуется начислять на персональные счета участников премиальные баллы на основании данных об общих суммах расчетов, совершенных участниками программы с использованием карт, полученных от банка, в соответствии с п. 2.2.2 договора.
Пунктом 2.2.2 договора предусмотрено, что Банк обязан предоставлять РЖД данные, как о держателях карт, так и данные о причитающихся каждому участнику программы «РЖД Бонус» премиальных баллах, по формату, согласованному в приложении №1 к договору.
Согласно п. 2.1.1 приложения №1 к договору Банк обязан не позднее 25 числа каждого месяца, следующего за расчетным производить формирование файлов с информацией о рассчитанных баллах за расчетный период по начислениям приветственных бонусов и премиальных баллов.
Согласно приложению №7 к Правилам предоставления и использования банковских карт ВТБ 24 (ПАО) по программе «РЖД Бонус» держателям карт ВТБ24 с опцией «ВТБ24-РЖД» начисляются премиальные баллы в размере, оговоренном правилами программы, на бонусный счет, номер которого указан четвертой строкой на лицевой стороне карты, которые могут быть использованы для получения премиальных билетов; премиальные баллы начисляются за каждую отдельную расходную операцию и затем суммируются.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по расчету и передаче сведений о количестве начисляемых баллов в ОАО «Федеральная пассажирская компания» возложена на ответчика, однако суд ошибочно исходил из того, что ответчик производит начисление баллов.
Начисление премиальных баллов на персональные счета участников программы производит ОАО «Федеральная пассажирская компания» на основании указанных сведений, предоставляемых ответчиком.
Вместе с тем, настоящий спор возник с ответчиком в связи с тем, что ответчик принял решение не начислять спорные премиальные баллы истцу, не передал соответствующей информации в ОАО «Федеральная пассажирская компания», что и явилось причиной неначисления спорных баллов на персональный счет истца-участника программы.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что настоящие требования заявлены истцом к ненадлежащему ответчику, поскольку премиальные баллы должно было начислить ОАО «Федеральная пассажирская компания», являются необоснованными по вышеизложенным мотивам.
Судом установлено, что в период с 27.01.2016 по 28.01.2016 истец приобрел 19 железнодорожных билетов на общую сумму 148283,10 руб., произвел их оплату с использованием выпущенной ему 17.11.2015 кредитной карты «ВТБ24-РЖД» Visa Platinum. Исходя из установленных договором о сотрудничестве от 29.12.2012 и Правилами предоставления и использования банковских карт ВТБ 24 (ПАО) обязанности ответчик должен был не позднее 25.02.2016 начислить на счет ФИО4 премиальные баллы в размере 44396 баллов. Указанную обязанность не исполнил.
Истцом в адрес ответчика 14.03.2016 направлена претензия с требованием начислить истцу премиальные баллы на счет участника программы «РЖД Бонус» <...>, а также осуществить возврат денежных средств, уплаченных в качестве комиссии за обслуживание кредитной карты в сумме 1700 руб., которая оставлена Банком без ответа.
Возражая против иска, ответчик ссылался на то, что железнодорожные билеты приобретены истцом для осуществления предпринимательской деятельности, с целью извлечения прибыли, в связи с чем истцом нарушены положения п.42 Приложения № 1 к Правилам предоставления и использования банковских карт ВТБ 24 (ПАО). Банк вправе отказать клиенту в начислении баллов по операциям в случаях, предусмотренных п. 6.2.2. (2,3 буллиты) Правил. Ответчик указал, что истец использовал банковскую карту в нарушение требований, установленных Правилами, осуществлял деятельность, направленную на извлечение прибыли, которую банк расценил как предпринимательскую, в связи с чем банком принято решение не начислять баллы по операциям, совершенным в январе 2016 года в ТСП «WWW. RZD.RU». При этом банк также ссылался на то, что с учетом указанных обстоятельств данный спор не подпадает по действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Согласно п. 42 Приложения № 1 к Правилам предоставления и использования банковских карт ВТБ 24 (ПАО) счет – банковский счет, открытый банком клиенту в целях осуществления расчетов по операциям с использованием банковских карт, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании договора, заключенного в соответствии с правилами.
В соответствии с п. 2.14 названых Правил по картам с опциями, указанными в п. 29 приложения № 1 к Правилам (в том числе с опцией «ВТБ24-РЖД») банк вправе отказать в начислении бонусов, предусмотренных правилами соответствующих программ и/или продуктов, в предусмотренных данным пунктом случаях, в том числе: в случаях, когда действия держателя в связи с получением бонусов могут быть охарактеризованы как недобросовестные; в случаях, предусмотренных п. 6.2.2 (2, 3 буллиты) Правил.
Согласно п. 6.2.2 названых Правил банк имеет право в любой момент блокировать карту и/или отказаться от исполнения операции и принять все необходимые меры, вплоть до изъятия карты, для уменьшения убытков при возникновении предусмотренных данных пунктом случаев, в том числе: получение из платежных систем, от банков-участников платежных систем сведений о компрометации номера карты или выявление банком попыток проведения мошеннических операций с использованием карты; нарушения держателем карты требований Правил, влекущие за собой ущерб для банка.
Судом отклонены указанные доводы стороны ответчика, поскольку соответствующих доказательств ответчиком не представлено. При этом суд исходил из того, что ответчиком не представлено сведений, о том, в чем заключается использование приобретенных истцом билетов в коммерческих целях, каким образом истец получал прибыль от их использования, а также не представил доказательств в подтверждение использования приобретенных ФИО4 железнодорожных билетов в коммерческих целях и получения последним имущественной выгоды от приобретенных железнодорожных билетов.
Пунктом 4 приложения № 7 Правил предоставления и использования банковских карт ВТБ 24 (ПАО) по программе «РЖД Бонус» предусмотрены случаи, при которых премиальные баллы не начисляются, к ним относятся: перевыпуск совместной карты, операции получения наличных денежных средств, операции, связанные с перечислением денежных средств на банковские счета, открытые в ВТБ24 и в других банках, операции с финансовыми организациями и транзакциями в пользу страховых компаний и паевых фондов, операции, связанные с перечислением средств в пользу компаний Mary <...>, операции, связанные с пополнением электронных кошельков, при оплате членских взносов в благотворительные и политические организации, гражданские ассоциации, операции покупки дорожных чеков, лотерейных билетов, ценных бумаг, драгоценных металлов, а также операции по оплате ставок и пари в казино, тотализаторах и других игорных заведениях, операции в пользу ломбардов, операции, по которым впоследствии осуществлен возврат денежных средств, возникновение просроченной задолженности свыше 90 календарных дней, операции оплаты услуг ВТБ 24 (ПАО).
Судом учтено, что сведений о наличии обстоятельств, перечисленных в п.4 приложения №7 Правил предоставления и использования банковских карт ВТБ 24 (ПАО) по программе «РЖД Бонус», препятствующих начислению истцу премиальных баллов, и доказательств в их подтверждение ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца об обязании ответчика начислить на индивидуальный лицевой счет истца в системе РЖД-бонус премиальные баллы.
Учитывая представленные истцом доказательства в обоснование заявленных требований, суд пришел к выводу о начислении на счет участника программы «РЖД Бонус» №... премиальных баллов в размере 44396.
На основании ст.15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» суд пришел к выводу об обязанности ответчика компенсировать истцу моральный вред, определив размер компенсации в сумме 5000 руб.
Руководствуясь положениями п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», суд взыскал с ответчика в пользу истца штраф в размере 50% от присужденной суммы.
С выводами суда о нарушении банком прав истца, неправомерности отказа в начислении бонусов за приобретение железнодорожных билетов и распространении на спорные правоотношения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» нельзя согласиться, изложенные выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Как выше указано, в период с 27.01.2016 по 28.01.2016 истец приобрел 19 железнодорожных билетов на общую сумму 148283,10 руб., произвел их оплату с использованием выпущенной ему 17.11.2015 кредитной карты «ВТБ24-РЖД» Visa Platinum, в связи с чем претендовал на начисление премиальных баллов.
Банк, исходя из количества приобретенных истцом за короткий срок железнодорожных билетов с использованием кредитной карты, пришел к выводу о том, что истец в данном случае использовал карту в нарушение Правил предоставления и использования банковских карт ВТБ 24 (ПАО) (для предпринимательских и коммерческих целей).
Использование карты для совершения операций по счету для предпринимательских и коммерческих целей противоречит условиям указанных Правил (п.42 Приложения № 1 к Правилам).
Получить информацию о том, на чье имя были приобретены (оформлены) билеты, не представилось возможным при отсутствии информации о номерах проездных документов или электронных билетов согласно сообщению ОАО «РЖД» от 26.12.2016.
Истцом использование приобретенных железнодорожных билетов в коммерческих целях отрицалось, однако истец не смог указать в каких целях им приобретено за такой короткий срок и как использовано указанное значительное количество железнодорожных билетов. При этом согласно его объяснениям в судебном заседании 12.01.2017, отвечая на вопрос о том, для каких целей приобретались билеты, сообщил, что покупал их для личного использования, скорее всего, покупал билеты для себя и своей семьи, точно не может сказать. Также истец не смог конкретизировать информацию об приобретенных билетах и их использовании в суде апелляционной инстанции.
Указанные объяснения истца нельзя признать добросовестными, поскольку истец не может не знать, для каких целей и для кого им за такой короткий срок приобреталось значительное количество билетов, как они были использованы истцом.
В то же время вызывает сомнение нуждаемость истца за такой короткий срок в таком значительном количестве билетов в личных целях. Доказательств такой нуждаемости истец не представил.
При таком положении, когда истец не представил доказательств приобретения вышеуказанных железнодорожных билетов с использованием кредитной карты «ВТБ24-РЖД» Visa Platinum для личных потребительских нужд, цели использования им карты для совершения операций по счету для приобретения этих билетов нельзя признать направленными на удовлетворение личных потребностей, поскольку указанное значительное количество билетов в такой короткий срок явно превышает личные потребности гражданина, соответственно у банка имелись основания полагать наличие нарушений со стороны истца Правил предоставления и использования банковских карт ВТБ 24 (ПАО) при использовании карты для совершения операций по приобретению указанных билетов и для отказа в начислении премиальных баллов (п.42 Приложения № 1 к Правилам, п. 2.14, п. 6.2.2 Правил), а также отсутствуют основания для распространения по спорному случаю на правоотношения сторон Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
С учетом изложенного решение суда подлежит отмене согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 12 января 2017 года отменить.
В удовлетворении исковых требований ФИО4 к Публичному акционерному обществу «Банк ВТБ24» об обязании начислить премиальные баллы, взыскании неустойки, компенсации морального вреда, штрафа отказать.
Председательствующий:
Судьи: