ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9703/2022 от 29.08.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Навгинова В.В. дело № 33-9703/2022

А- 2.211

88RS0002-01-2022-000111-78

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда

в составе председательствующего Елисеевой А.Л.,

судей Абрамовича В.В., Гришиной В.Г.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пудовкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Абрамовича В.В.,

гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах муниципального образования - село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края к Лобановой Ирине Геннадьевне о возмещении ущерба,

по апелляционной жалобе Лобановой И.Г.

на решение Байкитского районного суда Красноярского края от 26 мая 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах муниципального образования - сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края к Лобановой Ирине Геннадьевне о возмещении ущерба удовлетворить.

Взыскать с Лобановой Ирины Геннадьевны в бюджет муниципального образования сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края 606070 (шестьсот шесть тысяч семьдесят) рублей 97 копеек.

Взыскать с Лобановой Ирины Геннадьевны в бюджет Эвенкийского муниципального района Красноярского края государственную пошлину в размере 9260 (девять тысяч двести шестьдесят) руб. 71 коп.»,

заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах муниципального образования село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края к Лобановой И.Г. о возмещении ущерба.

Требования мотивированы тем, что с сентября 2018 года по ноябрь 2021 года Лобанова И.Г. была избрана депутатом Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва по многомандатному избирательному округу № 1.

Согласно апелляционному определению судебной коллегии по административным делам пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19.11.2021 года состав Байкитского сельского Совета депутатов, избранный на муниципальных выборах 09.09.2018 года, признан неправомочным.

Однако, Лобанова И.Г. полномочия депутата не сложила, продолжает получать денежное содержание, чем бюджету села Байкит причинен ущерб на сумму 606 070,97 рублей, которые истец просил взыскать с ответчика в бюджет муниципального образования.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Лобанова И.Г. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.

Полагает, что прокурор определил размер ущерба, выйдя за пределы своей компетенции. Не согласна с размером ущерба, включением в него сумм НДФЛ и страховых взносов.

Считает, что судом нарушены нормы процессуального права ввиду не привлечения по делу в качестве третьего лица – Администрации села Байкит.

Кроме того, ссылается на то, что досрочное прекращение полномочий представительного органа как депутата этого органа не влечет прекращение полномочий как руководителя юридического лица - муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов».

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Эвенкийского района, председатель Байкитского сельского Совета депутатов Шмыгов А.В. просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, выслушав ответчика Лобанову И.Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней, процессуального истца - прокурора Чепелеву Н.Г., возражавшую против доводов апелляционной жалобы, полагавшую решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает и определяет Федеральный закон от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата органа местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статьей 2 Закона Красноярского края от 26.06.2008 года N 6-1832 "О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае" установлено, что уставом муниципального образования лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, может гарантироваться право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения; лицу, замещающему муниципальную должность на непостоянной основе, уставом муниципального образования может гарантироваться компенсация за счет местного бюджета расходов, связанных с осуществлением полномочий.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.09.2018 года на территории села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края состоялись муниципальные выборы депутатов Байкитского сельского Совета депутатов пятого созыва по многомондатному избирательному округу N 1, избранными депутатами Совета депутатов признаны 10 депутатов, в том числе ответчик Лобанова И.Г.

На основании решения Байкитского сельского Совета депутатов от 29.04.2019 года Лобанова И.Г. вступила в должность Председателя Байкитского сельского Совета депутатов.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 19.11.2021 года состав Байкитского сельского Совета депутатов, избранный на муниципальных выборах 09.09.2018 года, признан неправомочным.

В соответствии с письмом начальника управления территориальной политики Губернатора Красноярского края Богданова В.Д. от 17.12.2021 года в адрес Главы села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края Скребцовой И.О., 19.11.2021 года досрочно прекратились полномочия депутатов Байкитского сельского Совета депутатов Эвенкийского муниципального района Красноярского края пятого созыва, в том числе председателя, что влечет за собой также прекращение предоставления муниципальным образованием гарантий лицам, замещающим муниципальные должности, установленные Законом Красноярского края от 26.06.2008 года № 6-1832 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Красноярском крае, а также уставом муниципального образования».

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь нормами права, подлежащими применению, учитывая, что в случае досрочного прекращения полномочий представительного органа, признаются неправомочными (прекращаются) полномочия депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе в качестве председателя представительного органа, одновременно с прекращением указанных полномочий депутат лишается статуса руководителя юридического лица – муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов», пришел к выводу о том, что поскольку оплата труда руководителя данного юридического лица как самостоятельного должностного лица не предусмотрена и по существу представляет собой ежемесячное денежное содержание депутата, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе – председателя Байкитского сельского Совета депутатов, в связи с чем с прекращением полномочий депутата - прекращается выплата данного денежного содержания.

При этом суд первой инстанции исходил из того, что законом не предусмотрена оплата труда руководителя муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов».

С вышеуказанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доводы апелляционной жалобы о том, что досрочное прекращение полномочий представительного органа как депутата этого органа не влечет прекращение полномочий ответчика как руководителя юридического лица - муниципального казенного учреждения «Байкитский сельский Совет депутатов» были предметом проверки суда первой инстанции, суд дал им надлежащую правовую оценку. Для переоценки указанных доводов судебная коллегия оснований не находит, в связи с чем отклоняет вышеуказанные доводы апелляционной жалобы.

В соответствии со ст. 51 Устава с. Байкит сельское поселение имеет собственный бюджет (местный бюджет). Расходы бюджета сельского поселения осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Решением представительного органа определяются размеры и условия труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе (ст. 57).

Разработку проекта бюджета осуществляет администрация (ст. 59).

На основании ч. 4 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом.

Статьей 37 Устава с. Байкит лицу, замещающему муниципальную должность на постоянной основе, устанавливаются гарантии, в том числе право на своевременное и в полном объеме получение денежного вознаграждения в размере, определяемом муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с законами Красноярского края.

Судебная коллегия признает правильными выводы суда первой инстанции о том, что с 19.11.2021 года Лобанова И.Г. перестала замещать должность председателя представительного органа, в связи с чем с этой даты она утратила право на получение указанного денежного вознаграждения.

Проверив расчет произведенных выплат ответчику за спорный период, судебная коллегия приходит к следующему.

Исходя из представленных Муниципальным автономным учреждением села Байкит «Информационно-жилищное сотрудничество», одним из видов деятельности которого является предоставление бухгалтерских услуг муниципальным учреждениям и предприятиям, расчетных листов и платежных поручений, на выплату денежного содержания председателю Байкитского сельского Совета депутатов затрачено:

в ноябре 2021 года 37180,65 руб., в том числе заработная плата за ноябрь 2021 года – 24843,57 руб., НДФЛ – 3713 руб., взносы в фонды – 8624,08 руб.

Данная сумма не согласуется с указанной в представленном расчете Лобановой И.Г. ввиду того, что последняя указала сумму денежного содержания за полный месяц, при этом полномочия ее в качестве депутата прекращены с 19.11.2021 года, соответственно судебная коллегия принимает во внимание данные, представленные Муниципальным автономным учреждением села Байкит «Информационно-жилищное сотрудничество», исходя из расчётного листка за ноябрь 2021 года за 7 дней (л.д. 20).

В декабре 2021 года, согласно данным Муниципального автономного учреждения села Байкит «Информационно-жилищное сотрудничество» (л.д. 19), на выплату денежного содержания председателю Байкитского сельского Совета депутатов затрачено 136461,20 руб., в том числе заработная плата за декабрь 2021 года – 72898,53 руб., командировочные – 28161,84 руб., НДФЛ – 10 893 руб., взносы в фонды – 24507,83 руб. (18434,14 руб. – страховые взносы на ОПС в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии, 4273,37 руб. – страховые взносы на ОМС в ФФОМС, 1632,74 руб. – страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 167,58 руб. – страховые взносы на обязательное социальное страхование от НС на производстве и ПЗ);

Согласно расчетному листку за декабрь 2021 года начисление денежного содержания Лобановой И.Г. составило 83791,53 руб., в том числе 12093,41 руб. – районный коэффициент, 12093,41 руб. – ежемесячное поощрение, 19349,46 руб. – северная надбавка, 12 93,41 руб. – оклад по дням, командировка 7 дней – 28161,84 руб., выплачено 72898,53 руб. за минусом удержанного НДФЛ в размере 10893 руб.

Таким образом, судебная коллегия признает расчет выплаченного денежного содержания председателю Байкитского сельского Совета депутатов Лобановой И.Г. за декабрь 2021 года, произведённый Муниципальным автономным учреждением села Байкит «Информационно-жилищное сотрудничество», неверным.

В этой части судебная коллегия принимает во внимание расчет Лобановой И.Г., который согласуется с представленными в материалы дела платежными поручениями, в том числе № 314489 от 21.12.2021 года на сумму 35492,10 руб. (за первую половину декабря 2021 года) л.д. 32, № 514546 от 27.12.2021 года на сумму 37406,43 руб. (за вторую половину декабря 2021 года) л.д. 33.

На основании указанного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что за декабрь 2021 года Лобановой И.Г. было перечислено денежное содержание в размере 72898,53 руб. (35492,10 руб. + 37406,43 руб.).

В январе 2022 года 106230,44 руб., в том числе заработная плата за январь 2022 года – 70983,20 руб., НДФЛ – 10 607 руб., взносы в фонды – 24640,24 руб.

Указанные суммы подтверждаются письмом исполняющего обязанности директора Муниципального автономного учреждения села Байкит «Информационно-жилищное сотрудничество» Власова В.П., согласуются с расчетными листками за указанный период и платежными поручениями (л.д. 19-45) и расчетом самой Лобановой И.Г.

За февраль 2022 года размер выплат составил 106230,44 руб., в том числе заработная плата – 70984,20 руб. (41096,43 руб. – за первую половину месяца, 29887,77 руб. – за вторую половину месяца), НДФЛ – 10 606 руб., взносы в фонды – 24640,24 руб. (17949,85 руб. + 2366,11 руб. + 163,18 руб. + 4161,10 руб.) (л.д. 177-185).

За март 2022 года размер выплат составил 86915,80 руб., в том числе заработная плата – 58076,61 руб. (32264,44 руб. – за первую половину месяца, 25812,17 руб. – за вторую половину месяца), НДФЛ – 8 679 руб., взносы в фонды – 20160,19 руб. (14686,23 руб. + 1935,91 руб. + 133,51 руб. + 3404,54 руб.) (л.д. 186-193).

За апрель 2022 года размер выплат составил 103220,44 руб., в том числе заработная плата – 70406,88 руб. (30422,22 руб. – за первую половину месяца, 33801,48 руб. – за вторую половину месяца, 6183,18 руб. – за больничный лист), НДФЛ – 10520 руб. (9 596 руб. + 924 руб. за первые три дня по временной нетрудоспособности), взносы в фонды –22293,56 руб. (16240,34 руб. + 3764,80 руб. + 2140,78 руб. + 147,64 руб.) (л.д. 194-203).

ИТОГО: 37180,65 руб.+108299,36 руб.+106230,44 руб. +106230,44 руб. +86915,80 руб. +103220,44 руб. = 548077, 13 руб., а не как установлено судом первой инстанции (606070,97 руб.)

Кроме того, судебная коллегия полагает, что оснований для взыскания с Лобановой И.Г., произведенных Байкитским сельским советом отчислений по уплате налога на доходы физических лиц в размере 55018 руб. и страховых взносов в размере 124866,14 руб. не имелось. Лично Лобанова И.Г. указанные денежные средства не получала.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 года N 9-П, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, за счет которых финансируется страховая и накопительная части трудовой пенсии, в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" возлагается на страхователя (работодателя), который обязан своевременно и в полном объеме производить соответствующие платежи.

Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" организации, производящие выплаты физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному обеспечению.

В силу пункта 2 статьи 10 этого же Федерального закона объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено данным Федеральным законом.

Исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, к которым, в том числе, относятся организации.

Согласно подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Таким образом, уплата НДФЛ, а также страховых взносов неразрывно связана с выплатой организацией (иным лицом) дохода физическим лицам (вознаграждения).

Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, производится ими самостоятельно.

На основании части 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано плательщиком страховых взносов в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Аналогичная норма содержится в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации: заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании изложенного, принимая во внимание, что Администрация села Байкит как плательщик страховых взносов и налога на доходы физических лиц в соответствии с действующими нормами налогового законодательства вправе заявить о зачете или возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов и налогов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования истца о взыскании с Лобановой И.Г. суммы НДФЛ и страховых взносов суммы в размере 179884,14 руб. (55018 руб. + 124866,14 руб.) удовлетворению не подлежат, так как указанные суммы Лобановой И.Г. не перечислялись.

В части размера взысканного в бюджет муниципального образования сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края с Лобановой И.Г. денежного содержания решение суда подлежит изменению, с Лобановой И.Г. в бюджет муниципального образования сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края подлежит взысканию 368192,99 руб.

В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу части первой статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае она взыскивается в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ с ответчика в бюджет Эвенкийского муниципального района Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6882 руб.

В остальной части решение суда изменению не подлежит.

Остальные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые бы нуждались в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Байкитского районного суда Красноярского края от 26 мая 2022 года изменить.

Взыскать с Лобановой Ирины Геннадьевны в бюджет муниципального образования сельское поселение село Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края сумму ущерба в размере 368192,99 рублей.

Взыскать с Лобановой Ирины Геннадьевны в бюджет Эвенкийского муниципального района Красноярского края государственную пошлину в размере 6882 рублей.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 сентября 2022 года