РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Никифирова Ю.С. Дело № 33 – 971/2015 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 февраля 2015 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе
председательствующего Шлейниковой И.П.
судей Поникаровской Н.В., Мариной С.В.
при секретаре Воробъевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе военного комиссариата Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 декабря 2014 года, которым исковые требования Берзиной И.Ю. удовлетворены частично и на военный комиссариат Калининградской области возложена обязанность решить вопрос о выплате Берзиной И.Ю. пособия на погребение Д. без предоставления справки о смерти формы № 33. В остальной части иска отказано.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя военного комиссариата Калининградской области Крайнова В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Берзиной И.Ю., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Берзина И.Ю. обратилась в суд с иском к военному комиссариату Калининградской области, указав, что 09 мая 2014 года на территории Австрии умер ее бывший супруг - военный пенсионер Министерства обороны РФ Д., пенсию которому выплачивал ответчик. Погребен Д. ею на территории Российской Федерации.
Она обратилась в военный комиссариат Калининградской области с заявлением о выплате пособия на погребение Д., представив выданное в Австрии свидетельство о смерти, в чем ей было отказано в связи с отсутствием справки о смерти формы № 33.
Истица, полагая такой отказ необоснованным, ссылалась на то, что справку о смерти по форме № 33 могут выдать лишь органы ЗАГСа Российской Федерации, в то время как аналогичные органы иностранных государств, где и была произведена регистрация смерти Д., подобных справок не выдают.
В этой связи истица просила признать решение военного комиссариата Калининградской области об отказе в выплате пособия на погребение незаконным и подлежащим отмене, а также обязать ответчика выплатить такое пособие.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе военный комиссариат Калининградской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске.
Продолжает настаивать на доводах своих возражений относительно заявленных требований о том, что для выплаты пособия на погребение в силу закона необходимо предоставление наряду со свидетельством о смерти и справки о смерти формы № 33, которая может быть выдана консульскими учреждениями, наделенными полномочиями производить государственную регистрацию актов гражданского состояния в отношении граждан РФ, проживающих за ее пределами.
При отсутствии такой справки пособие на погребение выплачено быть не может.
Кроме того, истец не представил в военный комиссариат и иные документы, в частности, подтверждающие произведенные им расходы на погребение, что также не дает оснований для выплаты пособия.
Проверив законность и обоснованность принятого судом решения, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 года №941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 года №1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" утверждена форма справки о смерти, а именно – форма №33.
В ходе рассмотрения дела было установлено, что Д. являлся получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Согласно имеющемуся в личном деле сообщению выплата пенсии была прекращена с 01 июня 2014 года по причине смерти, последовавшей 09 мая 2014 года.
Из выписки о записи акта о смерти, выданной Отделом ЗАГС городской общины г. Г. Австрии, следует, что Д., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умер в г. Г. 09 мая 2014 года, о чем составлена соответствующая актовая запись.
Данная выписка имеет апостиль и удостоверена подписью Генерального консульства России в Зальцбурге.
Из пояснений ФИО1 следует, что она несла расходы на кремацию бывшего супруга, которая была произведена в Австрии 21 мая 2014 года, составившие более <данные изъяты> евро, затем прах умершего был доставлен для захоронения в Российскую Федерацию и захоронен на Н. кладбище Омской области, что подтверждается соответствующей справкой администрации сельского поселения.
Из материалов дела также следует, что ФИО1 военным комиссариатом было отказано в выплате пособия на погребение Д. в связи с отсутствием справки о смерти по форме № 33.
Принимая оспариваемое решение и частично удовлетворяя заявленный иск, суд правильно исходил из того, что в данном случае при доказанности факта смерти военного пенсионера на территории иностранного государства и отсутствии объективной возможности предоставления требуемой справки о смерти № 33, вопрос о выплате истице пособия на погребение должен быть решен ответчиком при отсутствии такой справки.
Такие выводы суда первой инстанции признаются судебной коллегией правильными.
В силу приведенных выше положений закона право на получение компенсации понесенных расходов на погребение военнослужащего, уволенного с военной службы, наступает как при доказанности несения родственниками соответствующих расходов, так и самого факта смерти военнослужащего.
Так, в соответствии с положениями, содержащимися в ст.13 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
При этом легализация документов не требуется в отношениях между странами-участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. В качестве официальных документов рассматриваются документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, к которым относятся и документы об удостоверении акта гражданского состояния.
Российская Федерация с 31 марта 1992 года присоединилась к Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в Гааге. Австрия также является государством - участником Конвенции с 14 ноября 1967 года.
Таким образом, исходя из приведенных выше положений как национального, так и международного законодательства, представленная истицей в военный комиссариат выписка из акта о смерти Д., с переводом на русский язык, скрепленная гербовой печатью, какой-либо дополнительной легализации не требует и является достаточной и действительной на территории РФ.
Таким образом, представленная истицей выписка из акта о смерти Д., выданная компетентным органом Австрии, является бесспорным доказательством, подтверждающим регистрацию его смерти в установленном порядке и должно приниматься стороной РФ в качестве официального документа, подтверждающего смерть лица.
В соответствии с положениями ст.ст. 3 и 6 Федерального закона от 15 ноября 1997 года №143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" и положений Постановления Правительства РФ от 31 октября 1998 года №1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" в подтверждение факта смерти конкретного гражданина органом записи актов гражданского состояния может выдаваться справка о смерти по форме №33; выдача данной справки осуществляется органом ЗАГС по месту государственной регистрации смерти на основании сделанной записи акта о смерти.
Таким образом, выдача справки о смерти по форме № 33 предусмотрена только органами ЗАГСа Российской Федерации по месту государственной регистрации акта о смерти.
В то же время, как бесспорно установлено судом, Д. умер на территории иностранного государства – Австрии, государственная регистрация его смерти произведена соответствующими органами регистрации актов гражданского состояния указанного государства, которыми не предусмотрена выдача справок о смерти по форме, установленной органами исполнительной власти Российской Федерации.
Действительно, в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» консульские учреждения Российской Федерации за пределами Российской Федерации наделены полномочиями производить государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Между тем, как указано выше, регистрация смерти Д. осуществлена соответствующим органами иностранного государства и такая запись консульским учреждением повторно составлена быть не могла.
Таким образом, справка о смерти Д. по установленной форме № 33 объективно не могла быть получена ФИО1 по месту регистрации смерти его смерти.
Между тем, отсутствие у истицы справки о смерти Д. по требуемой военным комиссариатом форме № 33 в связи с объективной невозможностью ее получения не может лишить истицу права на получение пособия на погребение военного пенсионера и явиться достаточным основанием к отказу в выплате такого пособия, о чем правильно указал суд, обязавший ответчика рассмотреть вопрос о выплате пособия без учета такой справки.
При установленных судом обстоятельствах доводы апелляционной жалобы о несогласии с решением, которые аналогичны доводам, приводимым ответчиком в возражениях на иск, не могут повлиять на правильность изложенных судом выводов и не влекут отмену этого решения.
Само по себе, указание в законе на необходимость предоставления справки о смерти по форме № 33 для получения пособия на погребение, при установленных судом обстоятельствах, не может лишить истицу права на получение пособия на погребение военного пенсионера, смерть которого доказана иными документами.
Поскольку отказ военного комиссариата в выплате истице пособия на погребение был обусловлен лишь отсутствием справки о смерти по форме № 33 без проверки иных обстоятельств, дающих право на получение такого пособия, суд первой и инстанции правильно удовлетворит иск частично и обязал ответчика не произвести соответствующие выплаты истцу, а рассмотреть вопрос о выплатах с учетом иных обстоятельств, влияющих на возможность таких выплат.
Поскольку все обстоятельства возникшего справ были установлены судом полно и правильно, на основании надлежащей оценки представленных доказательств и в соответствии с требованиями закона, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению законного и обоснованного судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 04 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: