ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-9722/2015 от 18.06.2015 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья – Шипунова М.Н. Дело № 33-9722/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 июня 2015 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Агибаловой В.О.

судей: Пегушина В.Г., Диянова С.П.

по докладу судьи Агибаловой В.О.

при секретаре Шумилиной А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя автономной некоммерческой организации «Спортивный яхт-клуб «Парус» по доверенности ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 21 января 2015 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,

установила:

управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось в суд с исковым заявлением к автономной некоммерческой организации «Спортивный яхт-клуб «Парус» о ликвидации юридического лица в порядке пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в установленном законом порядке некоммерческая организация была зарегистрирована органом юстиции, однако, должным образом не информировала Управление юстиции о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения состава постоянно действующего руководящего органа, несмотря на то обстоятельство, что статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязывает некоммерческую организацию выполнять требования о предоставлении документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2006-2008 годы. В адрес руководящего органа автономной некоммерческой организации «Спортивный яхт-клуб «Парус» 19.12.2008 года, 31.07.2009 года вынесены и направлены письменные предупреждения, однако они не обжаловались и не исполнены. Управление просило суд признать указанное общественное объединение прекратившим свою деятельность с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебном заседании представитель управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю по доверенности ФИО2 поддержала заявленные исковые требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель автономной некоммерческой организации «Спортивный яхт-клуб «Парус» по доверенности ФИО1 заявленные исковые требования не признал, пояснил, что предупреждения их организация не получала, при этом, допущенные нарушения в настоящий момент устранены.

Решением Ленинского районного суда г.Краснодара от 21 января 2015 года ликвидирована автономная некоммерческая организация «Спортивный яхт-клуб «Парус», зарегистрированная 04.01.2003 года за основным государственным регистрационным №1022301224417, путем исключения её из Единого государственного реестра юридических лиц.

В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, представитель автономной некоммерческой организации «Спортивный яхт-клуб «Парус» по доверенности ФИО1 просит решение Ленинского районного суда г.Краснодара от 21 января 2015 года отменить, вынести по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, вынесено с нарушением норм материального права, без полного исследования всех материалов дела.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю ФИО3 выражает мнение о законности и обоснованности решения суда первой инстанции, просит решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, выслушав представителя автономной некоммерческой организации «Спортивный яхт-клуб «Парус» по доверенности ФИО4, представителя Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю по доверенности ФИО2, представителя УФНС России по Краснодарскому краю по доверенности ФИО5, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю требования, указал, что автономная некоммерческая организация «Спортивный яхт-клуб «Парус» неоднократно не предоставила информацию, предусмотренную законодательством, в уполномоченный орган о продолжении своей деятельности, в связи с чем, в силу закона подлежит ликвидации.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, автономная некоммерческая организация «Спортивный яхт-клуб «Парус» зарегистрировано в качестве юридического лица 04.01.2003 года. Сведения о государственной регистрации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным <...>

При государственной регистрации в качестве местонахождения руководящего органа был указан адрес: <...>.

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю обратилось в суд с исковым заявлением о ликвидации автономной некоммерческой организации «Спортивный яхт-клуб «Парус» по основанию, предусмотренному пунктом 10 статьи 32 Федерального закона 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно в связи с неоднократным непредставлением некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 3 указанного закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган, которым является Министерство юстиции РФ документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме и в сроки, установленные постановлением Правительства РФ.

Согласно Постановлению правительства РФ от 15.04.2006 года (в редакции от 04.05.2010 года) «О мерах реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» указанные сведения предоставляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

На основании пункта 5 статьи 32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях», территориальные органы юстиции при осуществлении контроля имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Как предусмотрено пунктом 10 статьи 32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Из материалов дела следует, что автономной некоммерческой организацией «Спортивный яхт-клуб «Парус» сведения указанные в пункте 3 ст. 32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» за 2006-2008 годы, за 2009 год в управление Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю не предоставлялись, в связи, с чем истцом 19.12.2008 года, 31.07.2009 года ответчику направлялись письменные предупреждения об устранении нарушений действующего законодательства.

В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что никаких письменных предупреждений руководителю Организации не поступало. Согласно представленного в материалы дела единственного уведомления о вручении почтового отправления, предупреждение АНО «Спортивный яхт-клуб «Парус» направлено по адресу: <...> (согласно выписки из ЕГРЮЛ и фактически Организация расположена по адресу: <...>

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что ответчик не предупреждался истцом надлежащим образом о необходимости устранения нарушений действующего законодательства.

Вместе с тем, поскольку предусмотрены законом сведения ответчиком не предоставлялись, в соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального Закона «О некоммерческих организациях» у управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю были основания для обращения в суд с требованиями о его ликвидации.

При этом, исходя из содержания указанной нормы неоднократное непредставление некоммерческой организацией сведений, предусмотренных пункте 3 данной статьи влечёт за собой право контролирующего органа на обращение в суд с иском о ликвидации организации, и не является для суда безусловным основанием к принятию решения о ликвидации организации.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года «О некоммерческих организациях» и статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации основаниями для ликвидации юридического лица по решению суда являются грубые нарушения закона при создании юридического лица, которые носят неустранимый характер, либо осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушениями Конституции РФ, либо иными неоднократные и грубые нарушения закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 года №14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. При этом Конституционным судом отмечено, что исходя их общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе и наличия вины) и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, данная норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образам, исходя из конституционно-правового смысла вышеуказанных норм юридическое лицо, в том числе некоммерческую организацию, нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократно нарушений требований закона даже при условии их доказанности.

Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Судом первой инстанции установлено, что документы, содержащие отчет о продолжении деятельности автономной некоммерческой организации «Спортивный яхт-клуб «Парус», начиная с 2006 года по 2013 год, были представлены в управление Министерства юстиции РФ по Краснодарскому краю.

В обоснование осуществления автономной некоммерческой организацией «Спортивный яхт-клуб «Парус» деятельности, в материалы дела из открытых источников представлены сведения о том, что на базе организации проводятся соревнования по парусному спорту, осуществляется подготовка спортсменов по данному виду спорта, проводятся семинары для судей, осуществляют свою деятельность Краснодарская городская общественная организация «Федерация парусного спорта», государственные и муниципальные учреждения МБОУ ДОД «Комплексная СДЮШОСР №2», МБОУ ДОД «Детского морского центра», ГБУ КК «ЦСП водных видов спорта». Также представлены сведения о том, что спортсмены указанных спортивных организаций участвуют в соревнованиях по парусному спорту различного уровня и занимают на них призовые места. Кроме того, ответчиком безвозмездно предоставлены спортивным организациям муниципального и федерального уровня сооружения и площадка для осуществления их деятельности - хранения и ремонта лодок и яхт, проведения тренировок.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что допущенные Организацией нарушения не вызвали существенных негативных последствий, в настоящее время уже устранены и такая мера реагирования как ликвидация юридического лица явно несоразмерна допущенному нарушению.

При таких обстоятельствах, учитывая изложенное, решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю требований, нельзя признать законным и обоснованным.

В соответствии с пункта 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новое решение.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Министерством юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю исковых требований.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Краснодара Краснодарского края от 21 января 2015 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении требований управления Министерства юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю к автономной некоммерческой организации «Спортивный яхт-клуб «Парус» о ликвидации юридического лица в порядке пункта 10 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц, отказать.

Председательствующий:

Судьи: