КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Карпова Е.И. Дело №33-9726/2022
24RS0019-01-2022-000040-20
2.046г.
17 августа 2022 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Киселевой А.А.
судей: Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.
при помощнике судьи: Приходько П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Киселевой А.А.
гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр творчества города Игарки» о взыскании заработной платы,
по апелляционной жалобе ФИО1
на решение Игарского городского суда Красноярского края от 11 апреля 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр творчества города Игарки» о взыскании заработной платы, - отказать».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 обратилась в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Центр творчества города Игарки» о взыскании заработной платы.
Требования мотивированы тем, что на основании трудового договора № 5 от 21.03.2003 года истец работала в МОУ ДОД «Центр детского творчества г. Игарки» педагогом дополнительного образования. В соответствии с п. 15.1- п. 15.4 трудового договора истцу был установлен должностной оклад в соответствии со штатным расписанием, надбавка за работу в районах Крайнего Севера, северный районный коэффициент к заработной плате в размере 1,6. Дополнительными соглашениями истцу как педагогу дополнительного образования установлен минимальный должностной оклад, объем учебной нагрузки 30 часов в неделю, доплата за высшую квалификационную категорию 25%, персональная выплата за опыт работы в занимаемой должности свыше десяти лет – 25%, за заведование элементами инфраструктуры – 10 %. Дополнительными соглашениями № 263 от 12 октября 2020 года, № 63 от 04 октября 2021 года с 01.10.2020 года и с 01.09.2021 года соответственно истцу установлен минимальный размер оклада - 6029 рублей, при этом в 2021 году объем учебной нагрузки составил 30 часов в неделю, доплата за высшую квалификационную категорию - 25 %, персональная выплата за опыт работы в занимаемой должности свыше десяти лет - 25 %, за заведование элементами инфраструктуры - 10 %. Вместе с тем, заработная плата истца за месяц на одну ставку (18 часов) составляет менее величины минимального размера оплаты труда, в связи с чем истец полагала, что за период с января по ноябрь 2021 года ей недоначислено 120 076,36 рублей. При этом начисление истцу субсидии не должно учитываться в составе заработной платы истца, поскольку, как следует из ответа и.о. директора МБУ ДО ЦТ г.Игарки ФИО2 от 29.07.2021 г. № 119, данная краевая субсидия не является составной частью заработной платы, поскольку не входит в фонд оплаты труда учреждения. Как следует из Постановления Правительства Красноярского края от 28.12.2018 г. № 791-п (ред. от 15.07.2019 г.) «Об утверждении распределения и Порядков предоставления в 2019 году субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на частичное финансирование (возмещение) расходов на повышение размеров оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы Красноярского края, для которых указами Президента Российской Федерации предусмотрено повышение оплаты труда», разработанного в целях выполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" целью предоставления указанной субсидии является обеспечение доведения уровня средней заработной платы педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования до средней заработной платы в соответствующем регионе. При этом аналогичное постановление Правительства Красноярского края на 2020 и 2021 г.г. не принималось. На основании изложенного, истец просил взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по заработной плате в размере 120076 рублей 36 копеек.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права, неправильным определением фактических обстоятельств дела, ссылаясь на неверно произведенный судом расчет ее заработной платы.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о. руководителя Управления образования Туруханского района, и.о. директора МБУ ДО ЦТ г. Игарки – ФИО2 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание ФИО1, представители МБУ ДО «Центр творчества г.Игарки», Управления образования администрации Туруханского района, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ФИО1 – ФИО3 (доверенность от 16.07.2019 года), поддержавшую доводы апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно положениям ст. 57 Трудового кодекса РФ существенным условием трудового договора являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
На основании ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений" система оплаты труда работников учреждений (далее - система оплаты труда) включает в себя следующие элементы оплаты труда: оклады (должностные оклады), ставки заработной платы; выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
Таким образом, стимулирующие выплаты являются составной частью заработной платы работника.
В силу п. 2 ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 N 9-3864 "О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений" персональные выплаты устанавливаются с учетом сложности, напряженности и особого режима работы, опыта работы, работы в муниципальном образовании город Норильск, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе, в целях повышения уровня оплаты труда молодым специалистам, обеспечения заработной платы работника на уровне размера минимальной заработной платы (минимального размера оплаты труда), обеспечения региональной выплаты, установленной пунктом 2 настоящей статьи. Персональная выплата, именуемая краевой выплатой, устанавливается с учетом специфики деятельности работника (учреждения).
Указанным пунктом заработная плата для целей расчета региональной выплаты в Туруханском районе севернее рек Нижняя Тунгуска и Турухан установлена в 2021 году в размере 30701 рубль.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановлено Правительству Российской Федерации, обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, работников учреждений культуры до средней заработной платы в соответствующем регионе.
Срок действия Указа Президента Российской Федерации истек в 2018 году. Вместе с тем, в соответствия с поручением Президента Российской Федерации предусмотрено сохранение действующего порядка выполнения показателей повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, учителей, в сфере общего образования в 2019 и последующих годах.
Постановлением Правительства Красноярского края от 23.12.2020 N 908-п утверждена Методика распределения дотаций бюджетам муниципальных образований Красноярского края на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы Красноярского края, правила и условия их предоставления согласно приложению.
Стороной ответчика суду представлено соглашение о предоставлении дотаций муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета от 20.02.2021 № 40-14, предметом которого является предоставление из краевого бюджета в 2021 году бюджету Туруханского района дотаций на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда отдельным категориям работников бюджетной сферы Красноярского края.
Получатель обязуется обеспечить доведение уровня средней заработной платы за 2021 год педагогических работников муниципальных учреждений дополнительного образования, реализующих программы дополнительного образования детей, и непосредственно осуществляющих тренировочный процесс работников муниципальных спортивных школ, спортивных школ олимпийского резерва, реализующих программы спортивной подготовки, в размере не ниже 69035,8 рублей; обеспечить заработную плату конкретного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности) в размере, не ниже установленного п. 2.1 ст. 4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений».
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ФИО1 работает в МБУ ДО «Центр творчества города Игарки» в должности педагога дополнительного образования.
21.03.2003 года работодателем с ФИО1 заключен трудовой договор № от 21.03.2003 года, согласно которому работнику установлено рабочее время и время отдыха в соответствии с тарификацией.
Впоследствии к ранее заключенному с истцом трудовому договору неоднократно заключались дополнительные соглашения.
Дополнительным соглашением № от 12.10.2020 года с 01.10.2020 года истцу установлен минимальный размер оклада - 6029 рублей.
Дополнительным соглашением № от 04.10.2021 года с 01.09.2021 года истцу, как педагогу дополнительного образования, установлен минимальный должностной оклада - 6029,00 рублей, объем учебной нагрузки установлен в размере 30 часов в неделю, установлена доплата за высшую квалификационную категорию в размере 25%, персональная выплата за опыт работы в занимаемой должности свыше 10 лет – 25%, за заведование элементами инфраструктуры – 10%.
Во исполнение постановления администрации Туруханского района красноярского края № от 28.09.2020 создано Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр творчества города Игарки» путем изменения типа существующего Муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Центра творчества города Игарки» с 01.01.2021 года.
В соответствии с Положением об оплате труда работников Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр Детского Творчества города Игарки» (минимальные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы конкретным работникам устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, с учётом сложности и объема выполняемой работы в соответствии с размерами окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, установленных в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 05.05.2008 № 216-н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» (Приложение № 1 Положения).
Минимальный размер оклада работников образования согласно Приложению № 1 с 01.10.2020 года для педагога дополнительного образования составляет 6029 рублей.
Для работников, осуществляющих педагогическую деятельность, применяется почасовая оплата труда. Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющаяся нормируемой частью педагогической работы, устанавливается в соответствии с Приказом Минобрнауки «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (п. 2.2 Положения).
В соответствии с п. 3.1. Положения работникам Учреждения устанавливаются следующие выплаты компенсационного характера: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнения работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); выплату за работу с особыми климатическими условиями.
Положением также установлены выплаты стимулирующего характера, направленные на стимулирование работников за качественные результаты труда, а также поощрения за выполненную работу.
В соответствии с главой 9 "Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год", утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 29.12.2020, протокол N 13, в системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.8 приложения 1 к приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы, в целях обеспечения равной оплаты за труд равной ценности педагогических работников предусматривать следующий порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы: для педагогических работников, поименованных в пунктах 2.3 - 2.7 и в подпункте 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы, установленных за календарный месяц по квалификационному уровню ПКГ без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за квалификационные категории или по иным основаниям, на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы.
Норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы является лишь нормируемой частью рабочего времени, ненормируемая часть педагогической работы сама по себе не оплачивается, а оплачивается вместе с учебной работой, не увеличивая и не уменьшая её продолжительность.
В соответствии с расчетными листами за период с января 2021 года по ноябрь 2021 года оплата ФИО1 исчислена исходя из объема учебной нагрузки (педнагрузки) 30 часов в неделю, в соответствии с вышеуказанными Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год и составила 10048, 33 рублей в месяц (6029,00*30/18).
Согласно заключенных с истцом дополнительных соглашений произведена доплата от нагрузки (за опыт работы 25%), доплата за квалификационную категорию 25%, доплата от минимального оклада педагогам (10% за элементы инфраструктуры).
Также истцу в соответствии вышеуказанными положениями трудового законодательства и Положением об оплате труда работников ЦДТ произведены выплаты компенсационного характера: районный коэффициент – 60% и северная надбавка – 80%.
Вышеприведенные выплаты рассчитаны в соответствии с требованиями ст. 315 ТК РФ и начислены сверх минимального размера оплаты труда.
Дав оценку имеющимся в деле доказательствам, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании задолженности по заработной плате с января по ноябрь 2021 года в размере 120076 рублей 36 копеек, поскольку ежемесячная заработная плата ФИО1 начислялась работодателем в соответствии с фактически установленным ей объемом учебной нагрузки (педагогической работы). При этом размер начисленной истцу заработной платы, включающей в себя должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты, в спорный период с января по ноябрь 2021 года ежемесячно превышал установленный размер региональной выплаты, в связи с чем доплата до минимального размера оплаты труда не производилась.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на правильно примененных и истолкованных нормах материального права, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным материалам.
Проверяя доводы истца о неверном исчислении заработной платы, суд первой инстанции не установил нарушений со стороны работодателя при установлении истцам заработной платы.
Так, судом обоснованно не принят во внимание доводы истца ФИО1 о том, что ее среднемесячная заработная плата за месяц на одну ставку (18 часов) составляет менее установленного минимального размера оплаты труда ввиду того, что расчет заработной платы производится исходя из фактического объема учебной нагрузки в размере 30 часов, поскольку заработная плата конкретного педагогического работника с учетом интенсивности, сложности работы, квалификации, педагогической нагрузки может быть как выше, так и ниже целевого показателя средней заработной платы отдельных категорий работников. При этом средняя заработная плата работников муниципальных учреждений также может быть отличной от средней заработной платы в регионе, поскольку учитывает объективную дифференциацию заработной платы с учётом территориальной особенности (размера районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате).
Таким образом, судебная коллегия исходит из того, что ни действующей системой оплаты труда работников краевых государственных и муниципальных учреждений, ни нормативными актами Российской Федерации в сфере оплаты труда не предусмотрена обязанность работодателя выплачивать средства, полученные в качестве субсидии, в том числе выделяемой на основании соглашения о предоставлении дотации муниципальному образованию Красноярского края из краевого бюджета от 20.02.2021 № 40-14, и направляемые на оплату труда педагогических работников, сверх заработной платы, доводимой до установленного минимального размера оплаты труда за счет иных выплат.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы истца о том, что работодателем при расчете ее заработной платы неправомерно учтена стимулирующая выплата, произведенная за счет средств краевой субсидии, основаны на неверном толковании действующего законодательства, в том числе неправильном определении правовой природы указанной выплаты, фактически представляющей составную часть заработной платы работника.
Учитывая, что истцом не оспаривался факт получения ею за рассматриваемый период с января по ноябрь 2021 года выплаты за счет субсидии в размере 261448 руб., что нашло свое подтверждение в представленных в материалах дела расчетных листках истца, оснований для взыскания с ответчика задолженности по заработной плате в размере 120076,36 руб. по доводам апелляционной жалобы судебной коллегией не усматривается.
Таким образом, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу, - не содержащей доводов, опровергающих выводы суда.
Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Игарского городского суда Красноярского края от 11 апреля 2022 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 августа 2022 года.