ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-972/2021 от 17.02.2021 Омского областного суда (Омская область)

Председательствующий: Кулешов А.А. Дело № 33-972/2021

2-489/2020

55RS0008-01-2020-000585-04

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 февраля 2021 года г. Омск

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Сафаралеева М.Р.,

судей областного суда Климовой В.В., Пшиготского А.И.,

при секретаре Шапоревой Д.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Омской области на решение Азовского районного суда Омской области от 30 ноября 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований Министерства имущественных отношений Омской области к Майнгардту А. В. о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка отказано.

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Климовой В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство имущественных отношений Омской области обратилось в суд с иском к Майнгардту А.В. о возложении обязанности произвести отчуждение земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что по сведениям, представленным Управлением Росреестра по Омской области, Майнгардт А.В. является иностранным гражданином, при этом за ним зарегистрировано право собственности на земельный участок, площадью <...> с кадастровым номером № <...>, расположенный на территории <...> Азовского немецкого национального района Омской области, отнесенный к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Ссылалось на то, что положениями Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что иностранные граждане вправе обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды. В случае, если земельный участок или доля в праве общей долевой собственности оказались в собственности иностранного гражданина, то земельный участок подлежит отчуждению.

На основании изложенного истец просил понудить Майнгардта А.В. к продаже земельного участка площадью <...> с кадастровым номером № <...>, расположенного по адресу: <...>

В судебном заседании стороны участия не принимали, третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, Администрация <...> сельского поселения Азовского немецкого национального района Омской области представителей не направили.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Омской области Черных Д.Д. просит вынесенное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования Минимущества удовлетворить в полном объеме. Ссылается на то, что доказательств наличия у ответчика гражданства Российской Федерации в материалах дела не имеется, в связи с чем требования Минимущества подлежали удовлетворению. По мнению подателя жалобы, выводы суда о том, что определить гражданство ответчика не представляется возможным, безусловно не подтверждает наличие у него гражданства России.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

Согласно сведениям выписки из ЕГРН от <...>, а также поступившего в адрес Министерства имущественных отношений Омской области письма от <...>, ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером № <...>, площадью <...> расположенный по адресу: <...>; право собственности зарегистрировано <...>.

В выписке также отражено, что правообладатель земельного участка Майнгардт А.В. (<...> г.р.) документирован паспортом гражданина иностранного государства № <...>, выданным <...> в <...>, <...>

Согласно поступившему на запрос суда ответу Министерства иностранных дел Российской Федерации от <...>№ <...>, Майнгардт А.В.<...> г.р. не значится в числе лиц, оформивших приобретение либо выход из гражданства Российской Федерации в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации.

Согласно поступившему на запрос суда ответу УМВД России по Омской области от <...>, определить наличие гражданства Российской Федерации у Майнгардта А.В.<...> г.р. не представляется возможным, поскольку по учетам УВМ УМВД России по Омской области зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания, а также снятым с регистрационного учета ответчик не значится; по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации, выхода из гражданства Российской Федерации в органы внутренних дел Омской области в установленном законом порядке Майнгардт А.В. не обращался. Паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, заграничным паспортом, в том числе содержащим электронный носитель информации, на территории Омской области Майнгардт А.В. не документировался.

В соответствии с представленными Администрацией Азовского ННМР Омской области сведениями архивный фонд «Совета и Администрация Александровского сельского поселения» Администрации Азовского ННМР Омской области включает в себя похозяйственные книги <...> за период с <...> года. В указанных документах за период с <...> годы имеются сведения о регистрации и проживании Майнгардт А.В.<...> г.р. по адресу: <...><...>, улица и № дома не указаны. В лицевом счете № <...> за Майнгардтом А.В. значатся следующие сведения: «Счет закрыт, выбыли в <...><...>.».

Администрацией Азовского ННМР Омской области в материалы дела также представлена копия учредительного договора о создании акционерного общества закрытого типа <...> который является основанием возникновения права собственности у Майнгардта А.В. на земельный участок площадью <...> га, расположенный в границах <...> сельского поселения.

Согласно ответу Управления Росреестра по Омской области № № <...> от <...> на запрос суда, <...>Майнгардтом А.В. получено свидетельство на право собственности на землю серии № <...>№ <...>, выданное на основании Постановления главы администрации Азовского района № <...> от <...>. Удостоверение личности Майнгардта А.В. при регистрации права собственности на земельный участок <...> проведено с учетом предъявленной доверенности представителя от <...>, удостоверенной нотариусом <...>

Указывая, что законом запрещено обладание на праве собственности земельными участками из состава земель сельскохозяйственного назначения иностранными гражданами, истец как уполномоченный орган исполнительной власти Омской области, обеспечивающий проведение единой государственной политики в сферах имущественных и земельных отношений на территории Омской области, обратился в суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств выхода ответчика в установленном законом порядке из гражданства Российской Федерации. При этом суд установил, что на момент получения земельного участка в собственность ответчик проживал на территории России и мог быть признан гражданином Российской Федерации; сведений о том, что Майнгардт А.В. заявлял о своем нежелании состоять в гражданстве РФ, в материалы дела не представлено.

Судебная коллегия признаёт указанные выводы верными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным в дело доказательствам.

В соответствии с положениями ст. 238 ГК РФ если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок (пункт 1).

В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (пункт 2).

Согласно п. 2 ст. 5 Земельного кодекса РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

При этом в п. 3 ст. 15 Земельного кодекса РФ определено, что иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения) иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Положениями п. 1 ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения установлено, что в случае, если в собственности лица по основаниям, допускаемым законом, оказались земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и это влечет за собой нарушение требований статьи 3 названного Федерального закона, такие земельный участок (часть земельного участка) или доля должны быть отчуждены собственником. Отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенных до вступления в силу настоящего Федерального закона, должно быть осуществлено в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Земельные участки или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, приобретенные после вступления в силу данного закона, подлежат отчуждению в течение года со дня возникновения права собственности на эти земельные участки или права собственности на доли в праве общей собственности на земельный участок. В случае отчуждения этих земельных участков или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения субъекту Российской Федерации либо в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальному образованию преимущественное право на заключение договора аренды этих земельных участков или выделенных в счет земельных долей земельных участков имеют лица, осуществляющие отчуждение этих земельных участков или земельных долей.

В случае, если при нарушении требований статьи 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения собственник не произведет в течение срока, установленного настоящим пунктом, отчуждение земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязан в течение десяти дней в письменной форме известить об этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения орган государственной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня, когда ему стало известно о нарушении требований статьи 3 и (или) пункта 2 статьи 4 настоящего Федерального закона, обязан обратиться в суд с заявлением о понуждении такого собственника к продаже земельного участка или доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах).

Согласно положениям п.п. 1, 2 ст. 62 Конституции РФ гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Как следует из п.п. 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее Закон о гражданстве) гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 09.01.2011 № 26 утверждён Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками. При этом Азовский муниципальный район Омской области к таким территориям не отнесён.

В Письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 12.10.2011 № <...>, содержащем разъяснения по применению Указа Президента РФ от 09.01.2011 № 26, по вопросу приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством указано, что лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом. Действующее законодательство не содержит указания на ограничение права лиц, имеющих двойное гражданство, на приобретение в собственность земельных участков.

Положениями части 7 ст. 4 Закона о гражданстве определено, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Согласно ст.ст. 12, 13 ранее действовавшего Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (в первоначальной редакции) гражданство Российской Федерации приобреталось, в том числе в результате его признания. При этом гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

По делу с достоверностью установлено, что на дату вступления в силу Закона Российской Федерации от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (на <...>) Майнгардт А.В. проживал и был зарегистрирован по месту жительства на территории Российской Федерации – сначала в <...> Омской области до <...>, затем в <...> муниципального района Омской области, то есть являлся гражданином Российской Федерации.

На момент выезда ответчика в <...> году действовало Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386, предусматривавший заявительный порядок прекращения гражданства Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации от 10.04.1992 № 386 утратил силу в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1325, утвердившего Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, в п. 23 которого предусмотрено, что выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации или за ее пределами, осуществляется на основании добровольного волеизъявления этого лица.

Таким образом, в деле отсутствуют доказательства того, что Майнгардт А.В. в установленном законом порядке отказался от гражданства Российской Федерации. Одного лишь указания истца на факт проживания ответчика за пределами Российской Федерации для такого вывода недостаточно, поскольку проживание гражданина Российской Федерации за её пределами не прекращает российского гражданства, следовательно, на ответчика не могут быть распространены нормы Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ в части возложения обязанности произвести отчуждение спорного земельного участка.

Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на ошибочном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения, и не могут повлечь отмену или изменение принятого судом решения.

Таким образом, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик не имеет гражданства Российской Федерации, в требованиях о возложении обязанности произвести отчуждение права собственности на принадлежащий ответчику земельный участок отказано обоснованно.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановленного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.

При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Азовского районного суда Омской области от 30 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Омской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи