Судья Гирсова Н.В. Дело № 33-972/21 (33-32914/2020) 50RS0048-01-2020-003564-33 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего Цуркан Л.С., судей Рыбкина М.И., Гулиной Е.М., при помощнике судьи Куделиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2021 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 6 августа 2020 года по делу по иску Б.А.А, к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении регионального материнского капитала на основании сертификата и признании права распоряжения средствами материнского капитала, заслушав доклад судьи Цуркан Л.С., объяснения представителя ответчика, УСТАНОВИЛА: Б.А.А, обратилась с иском в суд к Министерству социального развития Московской области об оспаривании решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами регионального материнского (семейного) капитала путем направления их на образование детей. В обосновании своих требований указала, что 30.08.2012 г. ей был выдан сертификат на региональный материнский (семейный) капитал серия РМК-11 N 0016285 в размере <данные изъяты> рублей. 9.12.2019 г. она обратилась с заявлением о направлении средств регионального материнского (семейного) капитала на образование детей. Решением от 28.01.2020 г. N 21ТГ-577/07-02 в удовлетворении заявления было отказано ввиду того, что с 01.07.2012 г. Щербинка вошла в состав г. Москвы, однако, дети родились в тот период, когда г. Щербинка был составе Московской области. Просила признать решение Министерства социального развития Московской области от 28 января 2020г. №21-ТГ-577/07-02 незаконным и решение Подольского городского управления социальной защиты населения от 24 декабря 2019г. №21.56-ТГ-1289-04, признать за ней право распоряжения средствами материнского капитала по сертификату серии РМК-11 №00037769 от 20 июня 2012г., выданному Щербинским управлением социальной защиты на получение образования детьми, взыскать с ответчика судебные расходы. Представитель Министерства социального развития Московской области в судебное заседание не явился, извещен. Решением Химкинского городского суда Московской области от 06.08.2020 года иск удовлетворен. В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просило решение Химкинского городского суда Московской области от 06.08.2020 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель ответчика в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал. Истец в судебное заседание не явился, извещен. Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ. В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд. Указанным требованиям решение суда не соответствует. Как усматривается из материалов дела, Б.А.А, является матерью шестерых несовершеннолетних детей: Алексей - ДД.ММ.ГГГГ г.р., Степан- ДД.ММ.ГГГГ г.р., Вадим ДД.ММ.ГГГГ г.р., Семен — ДД.ММ.ГГГГ г.р., Денис -ДД.ММ.ГГГГ г.р., Виталии- ДД.ММ.ГГГГ г.р. С 2005 года истец с детьми зарегистрирована и проживает по адресу: <данные изъяты> 20 июня 2012г. Б.А.А, выдан сертификат серии РМК-11 <данные изъяты>, удостоверяющий ее право на получение регионального материнского (семейного) капитала в соответствии со ст.20.2 Закона Московской области от 12 января 2006г. №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» в размере <данные изъяты> руб. Решением Подольского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от 24 декабря 2019г. №21.56-ТГ-1289-04 указано, что право на распоряжение средствам регионального материнского (семейного) капитала у истца прекращено в связи с отсутствием места жительства в Московской области. Решением Министерства социального развития Московской области от 28 января 2020 г. №21ТГ-577/07-02 также отказано в предоставлении меры социальной защиты на территории Московской области в связи с не проживанием в Московской области. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из того, что поскольку в соответствии с Постановлением правительства Москвы от 19 июня 2012 г. N 275-ПП «О порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющих место жительства на территории, присоединенной к городу Москве», в целях обеспечения социальной стабильности и сохранения ранее достигнутого уровня социальной поддержки отдельных категорий граждан, имеющих место жительства на территории, присоединенной к городу Москве в соответствии с Соглашением об изменении границы между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью от 29 ноября 2011 г., утвержденным Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью», Правительство Москвы постановило: сохранить гражданам, имеющим место жительства на территории, присоединенной к городу Москве, предоставление мер социальной поддержки, не предусмотренных законодательством города Москвы, в размерах и на срок, которые предусмотрены соответствующими правоприменительными решениями уполномоченных органов исполнительной власти Московской области по состоянию на 30 июня 2012 г. в соответствии с законодательством Московской области (за исключением предоставления регионального материнского (семейного) капитала на основании соответствующих сертификатов, выданных уполномоченными органами исполнительной власти Московской области и случаев изменения федерального законодательства) (пп. 1.2 пункта 1), то в соответствии с пп. 1.2. п. 1 Постановления правительства Москвы от 19 июня 2012 г. N 275-ПП, реализация права на получение регионального материнского (семейного) капитала на основании ранее выданных Министерством Социальной защиты населения Московской области сертификатов на региональный материнский (семейный) капитал является обязательством Московской области. Основания получения 20.06.2012г. истцом сертификата в рамках настоящего дела ответчиком не оспаривались. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, при этом, отменяя принятое решение, исходит из следующего. Закон Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Московской области регулирует отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области. Статьей 5 настоящего Закона предусмотрены виды мер социальной поддержки. Законом Московской области N 53/2011-ОЗ от 22.04.2011 года «О внесении изменений в Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» данная статья дополнена частью 8, предусматривающей предоставление регионального материнского (семейного) капитала". Согласно ст. 2 Закона Московской области от 12.01.2006 года N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» дополненной вышеуказанным Законом Московской области, региональный материнский (семейный) капитал - дополнительная мера социальной поддержки семьи и детей, направленная на обеспечение возможности улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения за счет средств бюджета Московской области. Региональный материнский (семейный) капитал - дополнительная мера социальной поддержки семьи и детей, направленная на обеспечение возможности улучшения жилищных условий, получения образования. Пунктом 6 статьи 20.2 Закона Московской области от 12 января 2006г. №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» установлено, что право на получение материнского капитала возникает со дня рождения (усыновления) второго и последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано однократно не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго и последующих детей. Согласно пп.1 п.1 ст.20.5 Закона Московской области от 12 января 2006г. №1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» лица, получившие сертификат, вправе распоряжаться средствами материнского капитала на получение образования ребенком (детьми). В соответствии с Законом Московской области N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» Правительство Московской области утвержден Порядок распоряжения средствами регионального материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий. Согласно п. 2 средства (часть средств) материнского капитала направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой образовательной организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, на основании заявления лица, получившего сертификат на региональный материнский (семейный) капитал (далее - заявитель), подаваемого в территориальное структурное подразделение Министерства социального развития Московской области (далее - территориальное подразделение Министерства) по выбору заявителя независимо от места его жительства на территории Московской области. В соответствии п. 3 заявление может быть подано в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. К заявлению прилагаются: а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) копия сертификата на материнский капитал (его дубликата); в) разрешение органа опеки и попечительства на распоряжение средствами (частью средств) материнского капитала - в случае подачи заявления опекунами (попечителями) или приемными родителями несовершеннолетнего ребенка; г) копия договора на оказание платных образовательных услуг, заключенного между заявителем и образовательной организацией (далее - договор); д) копия свидетельства о рождении ребенка; е) документ, подтверждающий место жительства в Московской области ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, на момент обращения заявителя (представителя заявителя). Одновременно с подачей заявления заявителем (представителем) предоставляется согласие субъектов персональных данных, указанных в заявлении, на обработку персональных данных. Согласие субъектов персональных данных, указанных в заявлении, на обработку персональных данных предоставляется в подлиннике. Как усматривается из материалов дела, Б.А.А, намерена использовать средства регионального материнского капитала на образование детей, вместе с тем из представленных материалов дела, не усматривается с каким образовательным учреждением истица заключила договор (предварительный договор) оказания образовательных услуг. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что денежные средства регионального материнского капитала Б.А.А, не могут быть направлены на оплату образовательных услуг, на основании представление неполного комплекта документов, предусмотренных п.п. 3 - 6.1 настоящего Порядка. Вместе с тем, согласно Федерального закона № 59 от 02.05.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение Б.А.А, в Подольское Управление социальной защиты населения было зарегистрировано 10.12.2019 года ответ истцу датирован 24.12.2019 года Обращение истца в Министерство социального развития Московской области было зарегистрировано 22.01.2020 года ответ ей был подготовлен и направлен 28.01.2020 года. Из указанных ответов усматривается, что Б.А.А, обращалась в Министерство социального развития Московской области, с целью получения разъяснений действующего законодательства по вопросу реализации регионального материнского капитала. Из указанных ответов, каких-либо решений об отказе в предоставлении мер социальной поддержки не усматривается (л.д. 7, 11). Материалы дела не содержат, каких-либо доказательств обращений истца в установленном порядке с заявлением о направлении средств регионального материнского капитала на получения образования ребенком (детьми). С учетом изложенного, судебная коллегия, исходя из совокупности исследованных по правилам ст. 67 ГПК РФ доказательств, приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Химкинского городского суда Московской области от 06 августа 2020 года отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований Б.А.А, к Министерству социального развития Московской области о признании незаконными решений от 24 декабря 2019 года № 21.56-ТГ-1289-04, от 28 января 2020 года № 21-ТГ-577/07-02, признании права распоряжения средствами регионального материнского капитала по сертификату серии РМК-11 № 0037769 от 20 июня 2012 года, выданному Щербинским управлением социальной защиты населения, на получение образования детьми, взыскании судебных расходов отказать. Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить. Председательствующий Судьи |