Судья <данные изъяты> Дело № 33 – 973/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 июня 2013 года г. Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО: Игошина В.Е.,
СУДЕЙ: Мурина В.А. и Малыгиной Г.В.,
при секретаре: Майоровой Е.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе государственного инспектора Печорского и Палкинского районов по пожарному надзору – дознавателя отдела надзорной деятельности по Печорскому и Палкинскому районам Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области на решение Палкинского районного суда Псковской области от 12 апреля 2013 года, которым постановлено:
Жалобу Администрации сельского поселения «Качановская волость» Палкинского района Псковской области – удовлетворить.
Признать незаконным п.1 предписания государственного инспектора Печорского и Палкинского районов по пожарному надзору № № от 28.03.2013 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности Администрации сельского поселения «Качановская волость» Палкинского района Псковской области.
Выслушав доклад судьи Псковского областного суда Малыгиной Г.В., заслушав объяснение государственного инспектора Печорского и Палкинского районов по пожарному надзору ФИО1, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Глава сельского поселения «Качановская волость» Палкинского района П. С.И. обжаловала пункт 1 предписания № № от 28.03.2013 года об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности, внесённого в Администрацию сельского поселения государственным инспектором ОНД по Печорскому и Палкинскому районам.
В соответствии с данным пунктом предписания Администрации сельского поселения предписано создание муниципальной пожарной охраны. Ссылаясь на статью 19 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункт 8.1 статьи 4.1 Устава муниципального образования «Качановская волость», заявитель указывает, что к полномочиям органа местного самоуправления в области пожарной безопасности относится только обеспечение первичных мер пожарной безопасности, то есть обязанности по созданию муниципальной пожарной охраны не имеется, в связи с чем просит отменить предписание в данной части.
В судебном заседании Глава сельского поселения «Качановская волость» поддержала доводы жалобы.
Государственный инспектор Печорского и Палкинского районов по пожарному надзору ФИО1, основываясь на положениях статьи 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», полагал, что на территории муниципального образования должна быть создана муниципальная пожарная охрана.
Судом вынесено указанное решение.
В апелляционной жалобе государственного инспектора Печорского и Палкинского районов по пожарному надзору поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права. Указано, что статья 11.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» имеет императивный характер, в связи с чем должностное лицо органа государственного пожарного надзора вправе предъявить требование по созданию муниципальной пожарной охраны для обязательного исполнения.
В письменных возражениях Глава сельского поселения «Качановская волость» полагает решение суда обоснованным и законным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции государственный инспектор Печорского и Палкинского района по пожарному надзору ФИО1 пояснил, что, по его мнению, создание муниципальной пожарной охраны предполагает создание в сельском поселении специализированного муниципального предприятия, финансируемого за счёт средств местного бюджета.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что в соответствии с распоряжением главного государственного инспектора отдела надзорной деятельности по Печорскому и Палкинскому районам по пожарному надзору № 36 от 25.02.2013 года в период с 22 по 28 марта 2013 года проведена плановая выездная проверка в отношении Администрации сельского поселения «Качановская волость» Палкинского района.
28 марта 2013 года государственным инспектора Печорского и Палкинского районов по пожарному надзору в Администрацию сельского поселения внесено предписание № 36/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности и составлен акт о выявленных нарушениях.
Согласно пункта 1 данного предписания Администрация сельского поселения в срок до 01.03.2014 года, в соответствии со статьёй 11.1 Закона № 69-ФЗ, обязана создать подразделение муниципальной пожарной охраны.
Пунктом 8 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления поселения имеют право на создание муниципальной пожарной охраны.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Закон № 69-ФЗ) в статье 4 в качестве одного из видов пожарной охраны предусматривает муниципальную пожарную охрану.
В соответствии со статьёй 11.1 Закона № 69-ФЗ муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления.
В части 1 статьи 2 названного Закона определены его основные термины и понятия. Так, пожарная охрана - это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В соответствии со статьёй 19 Закона № 69-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:
создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Таким образом, по смыслу Закона № 69-ФЗ создание муниципальной пожарной охраны не является обязательным для муниципальных образований, решение о создании муниципальной пожарной охраны принимается муниципальным образованием самостоятельно в пределах своей компетенции. Кроме того, следует учесть, что тушение пожаров в населённых пунктах относится к полномочиям территориальных подразделений федеральной противопожарной службы, оперативное руководство которыми осуществляют органы государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации (статьи 16, 18 Федерального закона). Такое подразделение на территории Палкинского района имеется.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьёй 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Палкинского районного суда Псковской области от 12 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного инспектора Печорского и Палкинского районов по пожарному надзору – дознавателя отдела надзорной деятельности по Печорскому и Палкинскому районам Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Псковской области - без удовлетворения.
Председательствующий: В.Е.Игошин
Судьи: В.А.Мурин
Г.В.Малыгина