Судья: Прошин В.Б.
Докладчик: Акинина Е.В. Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«02» октября 2012 года Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.
и судей: Сорокина А.В., Хомутовой И.В.
при секретаре Ворожцовой Н.В.
с участием прокурора Б.Г.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акининой Е.В.
гражданское дело по апелляционному представлению И.о. прокурора Тайгинской транспортной прокуратуры Ш.С.В. на решение Центрального районного суда г.Кемерово
от 13 июня 2012 года
по иску Тайгинского транспортного прокурора к Департаменту промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о понуждении к совершению действий
установила:
Тайгинский транспортный прокурор обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения Департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляющую право розничной продажи алкогольной продукции без указания ограничения по содержанию этилового спирта более 15 % объема готовой продукции; об обязании Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области аннулировать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции без указания ограничения по содержанию этилового спирта более 15 % объема готовой продукции № от ДД.ММ.ГГГГ; о запрете магазину № ст.Тайга, принадлежащего ОАО «<данные изъяты>» осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции.
Заявленные требования мотивирует тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей было установлено, что в магазине №, расположенном в <адрес> (не более 40 метров от железнодорожного вокзала станции Тайга и не более 7 метров от железнодорожных путей общего пользования, то есть в непосредственной близости от источников повышенной опасности) и принадлежащем на праве собственности открытому акционерному обществу «Железнодорожная торговая компания», осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, право осуществления которой предоставлено на основании лицензии регистрационный номер №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Департаментом промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области. При этом согласно лицензии право розничной продажи алкогольной продукции предоставлено без указания ограничений по содержанию этилового спирта более 15 % объема готовой продукции, что противоречит положению пункта 136 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.998 № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», согласно которому не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
Несоблюдение установленных запретов по розничной продаже алкогольной продукции в местах массового скопления людей, а также у источников повышенной опасности ущемляет права неопределенного круга лиц, а также работников вокзала на защиту жизни и здоровья населения, прав и законных интересов, обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте.
В ходе разбирательства по делу прокурор уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным решение Департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляющую право розничной продажи алкогольной продукции без указания ограничения по содержанию этилового спирта более 16,5 % объема готовой продукции; обязать Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области аннулировать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции без указания ограничения по содержанию этилового спирта более 16,5 % объема готовой продукции № от ДД.ММ.ГГГГ и о запретить магазину № ст.Тайга, принадлежащего ОАО «<данные изъяты>» осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 % объема готовой продукции.
В судебном заседании помощник Тайгинского транспортного прокурора заявленные требования с учётом их уточнения поддержал в полном объёме.
Представители Департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области В.Л.С. и П.А.Г., действующие на основании доверенностей требования не признали.
Представитель открытого акционерного общества «<данные изъяты>» Ф.Е.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования полагала необоснованными.
Решением Центрального районного суда г.Кемерово от 13 июня 2012 года исковые требования Тайгинского транспортного прокурора к Департаменту промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, ОАО «<данные изъяты>» о понуждении к совершению действий оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении и.о. прокурора Тайгинской транспортной прокуратуры Ш.С.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное в связи с неправильным применением норм материального права.
Департаментом промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области, а также ОАО « <данные изъяты>» на представление прокурора принесены возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения прокурора Б.Г.Н., поддержавшей доводы представления прокурора, заслушав пояснения представителя Департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области В.Л.С., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №<адрес> магазин №, расположенный по адресу: <адрес>, является дочерним предприятием ОАО «<данные изъяты>», находится на перроне вокзала станции Тайги. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области принято решение о выдаче ОАО «<данные изъяты>» лицензии регистрационный номер №, предоставляющей право розничной продажи алкогольной продукции по адресу: <адрес> (закусочная) (л.д.8).
Обращаясь в суд с настоящими требованиями, Тайгинский транспортный прокурор указывал на то, что лицензия регистрационный номер №, предоставляющая право розничной продажи алкогольной продукции без указания ограничения по содержанию этилового спирта более 15% объёма готовой продукции, выданная Департаментом промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области ОАО «<данные изъяты>», для осуществления данной деятельности в магазине №, расположенного по адресу: <адрес> (закусочная) перроне вокзала, является незаконной.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора, суд обосновал своё решение тем, что до настоящего времени полномочными органами не приняты акты об отнесении отдельных объектов к местам нахождения источников повышенной опасности или местам массового скопления граждан. Кроме того, суд исходил из того, что внесение в лицензию дополнительных сведений «с содержанием этилового спирта не более 15 процентов готовой продукции» не допустимо и является нарушением требований п. 19 ст. 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ.
Однако с выводами суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу п.2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определённых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.136 Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации" не допускается розничная продажа алкогольной продукции: с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции в местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности (в том числе на вокзалах, в аэропортах, на станциях метрополитена, оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения), на прилегающих к ним территориях, определяемых органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектами Российской Федерации, а также в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин, в других не приспособленных для продажи данной продукции местах.
По смыслу приведённых норм перечень мест нахождения источников повышенной опасности, в которых запрещена розничная продажа алкогольной продукции, не является исчерпывающим и подлежит расширительному толкованию.
Понятие источника повышенной опасности определено ст.1079 Гражданского кодекса РФ, согласно которой под источниками повышенной опасности понимается деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной связанной с нею деятельности и др.).
Какого-либо исчерпывающего перечня источников повышенной опасности ни в гражданском Кодексе РФ, ни в иных актах не содержится, в связи с чем, под это понятие подпадает любая деятельность, неразрывно связанная с определёнными материальными объектами, если ею создается повышенная опасность причинения вреда окружающим, несмотря на принятие всех мер предосторожности и соблюдение правил техники безопасности.
Железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности (пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте Российской Федерации").
Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции" определены не источники повышенной опасности, а места нахождения источников повышенной опасности, в которых запрещена торговля алкогольной продукции.
Таким образом, пассажирские платформы (перроны) относятся к местам нахождения источников повышенной опасности (в частности, пассажирских составов железнодорожного транспорта) и отнесены законодателем к зонам повышенной опасности.
Указанные обстоятельства не требуют дополнительного признания их таковыми со стороны органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так как указанные положения закона приняты на федеральном уровне государственной власти Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на перроне вокзала Тайга осуществляется посадка и высадка людей в электропоезда, поезда дальнего следования, обеспечение работы железнодорожного транспорта в целом, что подтверждается заместителем начальника Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов по Кузбасскому региону( л.д.64).
Из материалов дела видно, что помещение магазина № ОАО « <данные изъяты>», в котором осуществляется реализация алкогольной и спиртосодержащей продукции, находится на пассажирской платформе железнодорожного вокзала, где происходит посадка и высадка пассажиров, а также движение поездов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 вышеуказанного Закона.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что у магазина № ОАО «<данные изъяты>», расположенного на перроне вокзала, отсутствует право на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции, поэтому действия Департамента по выдаче обществу лицензии в части разрешения осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции крепостью выше 15 процентов противоречат требованиям, определённым п.2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ.
Кроме того, на момент выдачи лицензии от 25 ноября 2011 года, а также на момент рассмотрения дела в суде и вынесения решения, действовало решение Совета народных депутатов Тайгинского городского округа от 19 августа 2010 года № 67-нпа «Об определении прилегающих территорий к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции"(признано утратившим силу решением от 23.08.2012 г. № 29-нпа), которым предусмотрено считать прилегающими территориями к местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной (где указана территория железнодорожного вокзала по <адрес>), на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции, на расстоянии 50 метров от границ земельных участков, которое измеряется по кратчайшему расстоянию от внешней границы земельного участка до ближайшего входа для посетителей объекта розничной продажи алкогольной продукции ( п.1,2 постановления).
Правовая позиция Конституционного суда Российской Федерации, изложенная в определении от 19.10.2010 N 1401-О-О, а также положения п.2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ образуют единую нормативную конструкцию, которая устанавливает запрет розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции во всех местах массового скопления граждан и на прилегающих к ним территориях.
Анализ вышеуказанных правовых норм в совокупности с положениями решения Совета народных депутатов Тайгинского городского округа от 19 августа 2010 года № 67-нпа, позволяет сделать вывод о том, что, принимая это решение, орган местного самоуправления в понятие «места массового скопления граждан» также вкладывал и прилегающую территорию железнодорожного вокзала. Как следует из материалов дела, магазин № ОАО» <данные изъяты>» находится на расстоянии не более 40 метров от железнодорожного вокзала станции Тайга и не более 7 метров от железнодорожных путей общего пользования, то есть в непосредственной близости от источников повышенной опасности.
Отсутствие подзаконных актов не должно отменять действие закона, ужесточившего в целях повышения защиты общественных отношений условия реализации алкогольной продукции.
То обстоятельство, что в настоящий момент нет нормативного акта, который определяет конкретные места нахождения источников повышенной опасности и прилегающие к таким местам территории, само по себе не служит основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку в нарушение прямого запрета установленного п.2 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" магазин № ОАО «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> осуществляет деятельность по реализации алкогольной продукции в месте нахождения источников повышенной опасности, поэтому отсутствие соответствующего нормативного акта Правительства Российской Федерации либо субъекта Российской Федерации не может являться основанием для нарушения вышеуказанных требований действующего законодательства.
Так как принадлежащая ОАО «<данные изъяты>» торговая точка-магазин № фактически находится в месте нахождения источников повышенной опасности и в месте массового скопления граждан, следует сделать вывод о том, что эта торговая точка не соответствует требованиям, установленным статьёй 16 Закона N 171-ФЗ"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Вышеуказанные нарушения действующего законодательства в сфере реализации алкогольной продукции, являются основанием к запрету соответствующей деятельности магазина № ОАО «<данные изъяты>», в целях предупреждения возможного вреда.
В соответствии с п.1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причинённый вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность ( п.2 ст. 1065 ГК Российской Федерации).
Таким образом, ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет заинтересованному лицу право обратиться в суд с иском о запрещении деятельности, в результате которой был причинён вред или создается опасность причинения такого вреда в будущем.
Одним из лицензионных требований и условий является соблюдение запретов и ограничений на розничную продажу алкогольной продукции, установленных пунктом 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Осуществление магазином № деятельности по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объёма готовой продукции несёт в себе общественную опасность, создает потенциальную возможность причинения вреда здоровью в зоне повышенной опасности, в связи с чем её продолжение при таких обстоятельствах в силу действующего законодательства может нанести существенный вред охраняемым интересам личности, общества и государства.
В связи с изложенным, заявление прокурора подлежало удовлетворению в части признания незаконным оспариваемого решения по выдаче обществу ОАО «<данные изъяты>» лицензии в отношении места осуществления лицензируемого вида деятельности – <адрес> и о запрете магазину № ст.Тайга, принадлежащего ОАО «<данные изъяты>» осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции.
Основания для аннулирования лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в судебном порядке предусмотрены в части 3 статьи 20 Закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
В соответствии с п.3 ст. 20 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Пунктом 3 статьи 20 Закона определено, что основанием для аннулирования лицензии является нарушение требований к розничной продаже алкогольной продукции, установленных п.2 ст. 16 Закона"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
С учётом изложенного решение суда подлежит отмене, а заявленные требования прокурора о признании незаконным решения Департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставляющую право розничной продажи алкогольной продукции без указания ограничения по содержанию этилового спирта более 16,5 % объёма готовой продукции; обязании Департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области аннулировать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции без указания ограничения по содержанию этилового спирта более 16,5 % объёма готовой продукции № от ДД.ММ.ГГГГ и о запрете магазину № ст.Тайга, принадлежащего ОАО «<данные изъяты>» осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 % объема готовой продукции подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1 частью 1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
определила:
Решение Центрального районного суда г.Кемерово от 13 июня 2012 года –отменить и вынести новое решение, которым признать незаконным решение Департамента промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции регистрационный номер № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ОАО «<данные изъяты>», предоставляющую право розничной продажи алкогольной продукции без указания ограничения по содержанию этилового спирта более 16,5 % объёма готовой продукции для осуществления данной деятельности в магазине №, расположенного по адресу <адрес>(закусочная), обязать Департамент промышленности, торговли и предпринимательства Кемеровской области аннулировать лицензию на розничную продажу алкогольной продукции без указания ограничения по содержанию этилового спирта более 16,5 % объёма готовой продукции № от ДД.ММ.ГГГГ, выданную ОАО «<данные изъяты>» для осуществления данной деятельности в магазине №, расположенного по адресу <адрес>(закусочная).
Запретить магазину № ст.Тайга, расположенного по адресу <адрес>(закусочная), принадлежащего ОАО «<данные изъяты>» осуществлять деятельность по розничной продаже алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 16,5 % объёма готовой продукции.
Апелляционное представление И.о. прокурора Тайгинской транспортной прокуратуры Ш.С.В. - удовлетворить.
Председательствующий: Судьи: